ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Интервью

По Германии ощупью

2008

Российские компании всё чаще выходят на европейские рынки — в частности, на немецкие. Южные предприятия — не исключение

С каждым годом растёт число российских предпринимателей, основывающих в Германии дочерние общества, обособленные подразделения и самостоятельные предприятия. Да и уже существующие немецкие компании всё чаще попадают в сферу интересов российских инвесторов. Об особенностях ведения деятельности на немецком рынке, возможностях экономической и правовой системы, а также о перспективах развития бизнеса в Германии рассказывают юрист компании CMS Hasche Sigle доктор Мария Дончевская и партнёр доктор Томас Хайдеманн.

— Существуют ли примеры южнороссийских компаний, которые создают предприятия в Германии? Уместно ли говорить о росте в этом направлении?

Мария Дончевская: — Мы наблюдаем рост создания не только дочерних, но и совместных предприятий компаниями из России, в том числе из Южного округа. Сегодня российские компании намного активнее, чем несколько лет назад. Если ещё году так в 2003-м наблюдался выход на европейские рынки только представителей российского крупного бизнеса, то сегодня мы всё чаще имеем дело со средними российскими компаниями.

— Что в принципе привлекает или может привлекать российских инвесторов на немецких рынках?

Пять лет назад наблюдался выход на европейские рынки только представителей российского крупного бизнеса. Сегодня мы всё чаще имеем дело со сред- ними российскими компаниями

Томас Хайдеманн: — Это зависит от самого инвестора. Есть такие, которых привлекает возможность инвестировать деньги в экономику более стабильного европейского государства. Помимо этого, выход на немецкий рынок открывает доступ не только к европейскому капиталу, но и к технологиям, что особо привлекательно для другой группы инвесторов. Есть инвесторы, которые ищут возможность вывести производимую продукцию на высококонкурентный немецкий рынок, что позитивно отражается на good will компании. В Германии существуют различные государственные программы поддержки, предусматривающие значительные выплаты для стимулирования развития тех или иных видов деятельности. Поэтому следует отдельно выделить группу таких инвесторов, которые хотят использовать эти институциональные возможности, например, в области возобновляемой энергетики.

— Какие препятствия существуют на сегодняшний день для выхода на немецкие рынки?

Т.Х.: — Институциональных препятствий я не вижу. Но существует разница бизнес-культур, и она значительна. Если раньше немецкие инвесторы не понимали, что такое Россия и как вести бизнес в этой стране, то сейчас мы то же самое наблюдаем у русских инвесторов в Германии. Предприниматели приходят со своей культурой и с особенностями ведения бизнеса, и только через какое-то время понимают, что в Германии всё работает по-другому. В связи с этим в ряде проектов наша деятельность выходит за рамки юридического консультирования, в той мере, в которой мы выступаем посредниками между различными предпринимательскими культурами.

— Какую организационно-правовую форму предпочитают российские компании, организовывая бизнес в Германии?

М.Д.: — Прежде всего, выбор организационно-правовой формы зависит от планируемой деятельности. Чаще всего российские инвесторы выбирают немецкий аналог общества с ограниченной ответственностью, GmbH. Надо сказать, что российский Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» — практически точная копия немецкого, что играет не последнюю роль при выборе организационно-правовой формы. Если планируется организация капиталоёмкого производства, то, как правило, рассматривается возможность создания акционерного общества. В Германии отсутствует разделение на открытые и закрытые АО, поэтому, в принципе, любое АО может действовать на публичных рынках капитала. Если же планы деятельности инвестора носят более масштабный характер и выходят за пределы территории одного европейского государства, то возможна организация предприятия в новой организационно-правовой форме, которая существует во всех странах Евросоюза — это Европейское акционерное общество.

— Если деятельность компании переносится в другие страны Евросоюза, сможет ли CMS и далее оказывать ей правовую поддержку?

М.Д.: — Безусловно, благодаря разветвлённой структуре нашей компании, мы имеем возможность консультировать наших клиентов практически во всех странах Евросоюза. Вот пример. Наш российский клиент создаёт производство в Германии и получает дополнительные государственные пособия, в то время как материнская компания этого немецкого общества будет находиться в Швейцарии. Для реализации подобных проектов нами создаётся международная команда. Так, в Швейцарии нам предстоит работать с местными коллегами из альянса CMS.

 — Сегодня М&А сделки становятся предметом особого интереса для российских компаний. Насколько часто в Германии приходится работать с российскими клиентами?

Т.Х.: — Действительно в последнее время нам всё чаще приходится работать с российскими инвесторами, — в том числе и из южного региона — приобретающими бизнес в Германии. В прошлом году наша компания стала первой по численности сделок М&А в Германии. У нас есть специальные команды юристов, специализирующиеся на проведении таких сделок.

— Организацию бизнеса традиционно начинают с инвестиций в недвижимость. Какие типичные ошибки российские компании допускают при реализации таких инвестпроектов в Германии?

М.Д.: — Сделки с недвижимостью достаточно стандартны, те ошибки, которые допускаются, вызваны, главным образом, излишней поспешностью, и связаны со спецификой российского стиля ведения бизнеса. Случается, что российские инвесторы в спешке подписывают не до конца проработанные договоры, что значительно увеличивает риски по сделке, вплоть до её недействительности. Это типичная русская ошибка, обусловленная высокой динамикой бизнеса в России.

— В прошлом году многие представители среднего бизнеса обсуждали возможность выхода  на Франкфуртскую биржу. Замечаете ли вы активизацию на этом направлении?

Т.Х.: — Мы очень тесно работаем с Франкфуртской биржей и являемся её официальными партнёрами по размещению акций. Мы стали первыми, кто вывел на эту площадку китайские предприятия, сейчас работаем с российскими. Франкфуртская биржа предоставляет отличные возможности для развития среднего бизнеса, планирующего привлечь капитал в сумме до одного миллиарда евро. Мы оказываем комплексную поддержку при подготовке выхода на биржу и сопровождаем клиентов в этом процессе, в том числе при составлении проспекта эмиссии, согласовании в службе финансового контроля, консультируем по постлистинговым обязательствам и так далее.

— Какими вы видите перспективы дальнейшего развития российского бизнеса в Германии?

Т.Х.: — Перспективы весьма оптимистичны. Пока активность российских компаний только набирает обороты. Наиболее многообещающей областью, как мне кажется, является машиностроение. Немецкое машиностроение славится отличной техникой, высокой технологичностью производства и одновременно нехваткой собственного капитала. В России же всё наоборот: у предприятий этой отрасли не хватает техники, но финансовых ресурсов достаточно. Это открывает отличные возможности для сотрудничества в различных формах — от создания совместных предприятий до покупки действующих. Существует значительный потенциал и в отрасли солнечной энергетики.

Справка о компании

CMS Hasche Sigle — одна из крупнейших адвокатских компаний Германии (более 500 адвокатов), входящая в состав альянса CMS, насчитывающего свыше 2200 юристов и работающего в 28 правовых системах. Компания присутствует во всех значимых экономических центрах Германии и Евросоюза в целом, имеет офис в Москве. В московском офисе CMS работает интернациональная команда из 111 юристов, оказывающая юридические услуги клиентам на их родном языке. Сфера деятельности CMS Hasche Sigle охватывает все области экономического права. Компания оказывает поддержку в создании или приобретении предприятий, покупке недвижимости, выборе оптимальной организационно-правовой формы, налоговой структуры предприятия и многом другом, что необходимо для создания и ведения собственного бизнеса.

«Эксперт Юг» №22 (28)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама