ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Мыслить нишами

2008

Редакционная статья

Понятно, чем российский рынок привлекает иностранцев — высокой динамикой роста. Чем в таком случае интересны развитые и насыщенные рынки для российских компаний? Ответ напрашивается сам собой: если не количественными, то качественными перспективами. В частности, качеством спроса — этот спрос чаще всего сформирован, чётко сегментирован и открыт для узких нишевых продуктов. Ниш теоретически очень много — это многообразие базируется на отработанных стандартах массового — базового — сегмента. На целом ряде российских рынков основная борьба разворачивается в сфере освоения базовых продуктов, за которые даже теоретически не могут конкурировать небольшие компании. Их время наступит потом, когда на рынках появятся условия для формирования узких ниш. А на зарубежных рынках таких ниш, повторимся, уже предостаточно. Поэтому небольшая компания, владеющая узкоспециализированным продуктом, как ни странно, больше шансов может иметь не на пустых рынках родины, а на высококонкурентных рынках Европы. По идее, именно понимание зарубежья как рынка для специализированных продуктов позволяет компаниям использовать экспорт в качестве полноценного инструмента развития.

Сегодня на Юге, к слову, уже хватает отдельных производителей, точно нашедших свою нишу на внешнем рынке. Так, таганрогская компания «Программные технологии» разрабатывает специализированный софт — программные приложения к электронным географическим картам. Только вот беда — внутри России их продукция не востребована. Другой пример — ставропольская компания «Монокристалл», которая экспортирует 90% своей продукции — сапфировых подложек, используемых в электронике (см. «Сапфиры в чистом поле»). Третий пример — самолёты-амфибии таганрогского предприятия ТАНТК им. Бериева (см. «Над поверхностью воды»).

С необходимостью находить ниши связаны и попытки крупных производителей выходить на развитые рынки. Например, председатель наблюдательного совета АПГ «Юг Руси» Сергей Кислов рассказывал о том, что масло «Золотая семечка» в супермаркетах Германии и Франции продаётся в отделах экологически чистой продукции. Это весьма показательная ситуация — продукт, который в России вошёл в число базовых, в Европе должен заново найти свою нишу. И эта ниша в результате оказывается значительно более узкой, чем на родине. «Юг Руси» эти правила принял — и засеял при пристальном внимании европейцев специальные поля экологически чистого подсолнечника, масло из которого должно будет заполнять нащупанную нишу.

Для того чтобы экспорт юга России стал более наукоёмким и приблизился к тем стратегическим показателям доли наукоёмкой продукции в экспорте, которые обозначило правительство страны, нишевой подход надо тиражировать. Это предполагает прежде всего активную работу в сфере позиционирования товаров. Конечно, при условии, что товар изначально соответствует международным стандартам качества.

При этом нишевая стратегия должна реализовываться как на уровне отдельных компаний, так и на уровне региона, которому необходимо формировать свою специализацию в международной торговле. В общих чертах эта специализация сегодня уже обозначилась, но она нуждается в совершенствовании. Есть известный пример развития итальянского экспорта — сначала была кафельная плитка, потом станки для её производства, а затем экспорт услуг по дизайну и обслуживанию оборудования. До выпуска кафельной плитки можно поставить сырьё для её производства. Юг России сегодня в целом находится на уровне сырья — металлургического (шире — строительного), продовольственного, химического, лесного. Очевидно, что на Юге огромная база для экспорта продовольственных товаров и продуктов переработки сельхозпродукции (семена, продукты глубокой переработки зерна и т. д.). Но у нас есть потенциал и более высокого уровня. Скажем, компания «Молодец» разработала уникальное оборудование для производства диетических хлебцев, которые не только продаются внутри России, но и экспортируются в страны ближнего и дальнего зарубежья (см. «Хлебцы с привкусом фанатизма»). Оборудование это хозяева компании пока не показывают никому. Возможно, именно оно будет продаваться на следующем этапе.

«Эксперт Юг» №22 (28)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама