ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Иррациональность бизнеса

2008

Когда бизнесмены собираются провести круглый стол на тему социальной ответственности бизнеса, почти наверняка они будут говорить о том, как власти не знают меры в своих требованиях по улучшению жизни за предпринимательский счёт. Так получилось и в Ростове на мероприятии, проведённом местным отделением клуба «4 ноября». И с выводами сложно спорить. Действительно, добровольно-принудительные методы, которыми власти порой предлагают любить отечество, для бизнеса бывают весьма затратными. Я готов поддержать любого бизнесмена, который начинает доказывать, что он, выпуская качественный продукт, платя зарплаты и налоги, не обязан делать большего. Но только у бизнесменов эта мысль быстро превращается в другую, с которой я категорически не согласен, — что никакой социальной ответственности бизнеса нет, что это коварное сочетание придумали власти, чтобы оправдывать перед населением доение бизнеса. Тут важно не выплеснуть младенца вместе с грязной водой. Это доение, может, и имеет место, но реакция предпринимателей на него показывает, что им не нужна та социальная ответственность, о которой говорят власти. Тем не менее, круглый стол назывался «Социальная ответственность бизнеса. Взаимодействие бизнеса и власти».

Можно признать, что социальная ответственность существует сегодня в двух плоскостях: бизнес-власть, бизнес-общество. Сфера любых отношений — это сфера рисков. Ориентация социальной ответственности на власть — это важный показатель того, в какой сфере долгое время лежали риски. И эта ответственность возникает как форма их нейтрализации. Этим не просто занимались все пятнадцать постсоветских лет, но и занимались в ущерб настоящей социальной ответственности. И каков же результат? Другой лейтмотив круглого стола — люди не ценят. А ведь это очень важно для предпринимателя — быть уверенным в том, что делаешь именно то, что надо.

Социальная ответственность бизнеса должна быть переориентирована с властей на «людей». Тогда и сама эта ответственность станет настоящей.

Нужно заметить, что ещё до недавнего времени в отношения бизнеса и общества сложно было внести конкретику, поскольку было не совсем ясно, что такое собственно «общество». Абстракция? Если так, то, каким образом и зачем с нею «выстраивать отношения»? Однако в последнее время это понятие стало обретать плоть.

Первыми начали крупные компании, например, энергетики. «Южная генерирующая компания-ТГК-8», разрабатывая инвестиционную программу, ввела в свою деятельность так называемую социальную отчётность. Руководство компании провело встречу с теми представителями общества, с которыми в долгосрочной перспективе компании придётся взаимодействовать — там были представители профсоюзов, экологов и даже антимонопольного комитета. Выслушав предложения и замечания к инвестпрограмме, компания учла риски. Здесь важно то, что социальная деятельность предприятия в своей основе имеет — пусть на первых порах и несколько формальный — договор с обществом. Раньше это выглядело несколько диковато, сейчас — совсем нет.

Например, в России постепенно встают на ноги профсоюзы — и этот процесс наверняка будет нарастать. Профсоюзы представляют самую главную часть общества, с которой любое предприятие имеет дело в первую очередь — трудовой коллектив. Это общество, к работе с которым должны вести не призывы власти, а осознание необходимости повысить лояльность к ценностям компании. До сих пор те, чья жизнь пришлась на советское время, вспоминают, что предприятие было готово сопровождать человека на всех этапах его жизнедеятельности — в болезни, отдыхе и воспитании детей. Конкуренция за квалифицированные кадры уже сегодня заставляет переводить сотрудников из категории средств производства в категорию живых. Этот «перевод» по-разному осуществляется в компаниях различного масштаба. В малом бизнесе риски отношения с трудовым коллективом нейтрализуются, как правило, существующими здесь личными отношениями — людей здесь мало, личность не теряется. Но когда у руководителя коллектив 5000 человек, он не может знать, что завтра взбредёт в головы этим людям. Здесь на смену личным доверительным отношениям приходят творческие кружки, спортивные секции, обучающие программы и т. д., — они позволяют создать на предприятии человеческую атмосферу.

Сейчас набирают вес экологи, в чьих силах уже остановить реализацию того или иного инвестпроекта. Весьма показателен перенос олимпийских объектов из мест, которые не устроили мировую экологическую общественность. Экологические программы имеются почти на всех заметных производствах региона — опять же в целях нейтрализации долгосрочных общественных рисков.

Впрочем, как только бизнесмен начинает просчитывать такие риски, становится ясно, что не всё можно посчитать. Как, допустим, просчитать окупаемость гандбольного клуба, который финансируется ростовской «Трибл-групп»? Это невозможно. Невозможно и определить, как глубоко компания, жертвуя рентабельностью, готова вникать в жизнь своего работника или партнёра. Ведь пределов этому проникновению нет. Когда это понимание приходит, социальная ответственность качественно меняет свой облик — в неё включается гражданская активность самих бизнесменов. Поскольку, когда становится ясно, что заканчивается сфера, в которой ещё можно точно вывести экономическую модель эффективности, тогда появляется личная позиция самих представителей бизнеса. Если вы решили, что вам нужен гандбольный клуб, потому что туда ходит ваш сын, то клуб появится, несмотря ни на что. В деятельности бизнесмена, изначально поддававшегося только рациональным импульсам, появляется нерациональная составляющая — он делает что-то только потому, что считает это правильным. Если вы думаете, что это правильно, что, делая это, вы приносите пользу стране, значит, ваше решение верно. Таким образом — через понимание того, что правильно — предприниматель вписывает своё дело в жизнь мироздания. И уже не кажется, что бизнес отдельно, а мир отдельно. Бизнесмен с позицией, умеющий её капитализировать в договоре с обществом, — самый востребованный сегодня и завтра типаж.

«Эксперт Юг» №22 (28)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама