Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Культура

Белый, чёрный, синий

2008

Новый альбом, «Blue», который представила грузинская вокалистка Нино Катамадзе на южнороссийских концертах, можно без натяжки назвать самым экстатичным из всех, записанных ею до сего дня. Движение от первого альбома, «Ordinary Day», медитативно-камерного, перекликающегося манерой интонирования с джаз-дивой 1940-х Билли Холидей, к более жёсткой, контрастной стилистике «White», «Black», завершилось драматургической магией альбома «синего». Здесь певица будто бы разом открыла все шлюзы на пути воображения — композиторского, артистического, голосового.

Нино Катамадзе, стиль которой музыкальные критики, за неимением точного аналога, причисляют к мультикультурному явлению world music, совершила в декабре концертное турне по городам юга России. Она выступала с неизменным партнёром — инструментальной группой Insight. Ростов, Краснодар, Волгоград услышали наконец вживую легендарный голос, принесший его обладательнице около десятка титулов и премий в родной Грузии. Шесть лет назад в Лондоне, цитадели альтернативных музыкальных трендов, она покорила публику своим неординарным сценическим образом, мощным вокалом и сложностью композиций, черпающих свой «инсайт» из таких разных источников, как грузинский фольклор, классический и эйсид-джаз, рок, блюз, лаунж и ряд других. Преобладание грузинского языка в текстах певицы не помешало тогда англоговорящей публике понять, что же хочет сказать Нино со сцены, как не помешало немецкоговорящей аудитории — в Австрии, франкоязычной — во Франции. Чудо, которое свершается на её концертах, состоит именно в нахождении некоего до-логического контакта с каждым человеком в отдельности — с «толпой» певица не вступает в диалог. Сегодня в дискографии Катамадзе и группы Insight пять альбомов. Примерно на треть каждый из них состоит из постоянного контента — скажем, любимых певицей «Сулико», «Olei», «Once in the Street», — а остальные композиции всякий раз вводят свежие образы и корректируют манеру исполнения, постоянно усиливая экспрессию.

Нино Катамадзе обычно относят к певицам джазовым, но это не столько жанровая, сколько родовая причастность. С джазом её роднит то, из-за чего он был принят на ура культурой европейцев в начале прошлого века — животная магия музыки. Это языческое волшебство, действующее поверх национальных, религиозных и социальных табу — «зажимов», которые не всегда под силу снять или хотя бы ослабить психотерапевтам. Исцеляющая сила концертов Нино Катамадзе не вызывает сомнений у первооткрывателя-слушателя. На ростовском концерте певица в какой-то момент спустилась в зал, голос её доносился то из одного, то из другого его конца, она два раза пела дуэтом с девочкой, подарившей цветы, разговаривала то с одним, то с другим человеком — иными словами, четвёртую стену между сценой и залом сломала стремительно и по-детски властно. Импровизация, основа её музыкального действа, исключает постановочные трюки, столь обильные у поп-звёзд, «поднимающих» стадионы. А этничность Катамадзе становится для нас формой встречи с «чужим», тем, что ещё может ошеломить или хотя бы зацепить восприятие, казалось бы, напрочь залакированное приятной и унифицированной музпродукцией. Как и её соотечественник Пиросмани, выставку картин которого — а вернее, картонок и вывесок — устроил нынче московский «Винзавод», певица открывает дверь в наивное измерение. Она освобождает жест от обязательств перед классическими традициями — и потому ведёт себя на сцене как расходившийся ребенок, как шаманка, пугаясь софитов, периодически властно приказывая художнику по свету «убрать белое» и погружая себя и зал в черноту. Ей так лучше поётся и дышится. Её косноязычие в репликах — след пограничного положения между трансом и выходом к людям из нутра музыки. Вот одна из её фраз в зале ростовской филармонии: «Не знаю даже, что вам сказать… Я себе иногда говорю: на тебя же смотрят люди… надо дать мелодию. Делиться надо! А я забываю!.. Но самое важное — встречаться. Надо объясняться друг другу в любви, делать добро, не задавая вопросов». К зрителю Нино часто поворачивается спиной, «колдуя» с гитаристом или барабанщиком, но к слушателю — никогда.

В разгар ростовского выступления певицы барабанщик Дуча Абуладзе поднялся из-за ударной установки, вознёс в воздух бутылку коньяку и выпалил: «Я хочу сказать тост». Зал одобрил порыв. И, не будучи стереотипно красноречивым, бородатый музыкант выпил за «планету, которую населяют русские, грузины, таджики, французы, африканцы». «Простим этих наших политиков, потому что иногда они ошибаются, — завершил речь Дуча. — Главное — это мы». Застольная тема братания русского и кавказского народов нашла предсказуемо тёплую встречу в рядах. Дуча не ограничился распитием классического напитка своей родины, но пошёл с бутылкой по залу, приобщая девушек и солидных топ-менеджеров к здравице. За последнюю треть концерта небольшой филармонический зал пережил две метаморфозы: сначала он переродился в эдакое кавказское застолье в духе советского грузинского кинематографа, а под занавес клокотал как стадион на рок-концерте, вырвав людей из плюшевых кресел и бросив к подножию сцены. Не обошлось и без крайне свободной, блюзово-фолковой интерпретации любимой братскими народами «Сулико», и без коллективного исполнения фирменной композиции Нино — «Olei». Впав вместе с певицей в «неслыханную ересь» простоты, зал не желал взрослеть и возвращаться в холодные автомобили.

Такое народное без кавычек искусство, увы, остаётся у нас самым дефицитным предложением — несомненно, потому, что требует не технологий, продюсерских или профессиональных, а личности, которая готова расценивать каждую встречу со зрителем как «встречу с Богом». Слова эти принадлежат Нино Катамадзе.

«Эксперт Юг» №33 (39)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама