Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Представим, что прошлого года не было

2009

Предварительно оценивая влияние кризиса на бизнес крупнейших компаний Южного федерального округа, можно сказать, что общий объём их выручки будет примерно равен росту, показанному в 2008 году

Год назад крупнейшие компании ЮФО показывали темпы роста выручки, которые почти вдвое превышали темпы прироста четырёхсот лидеров федерального бизнеса. Юг явно был тем регионом, который развивался опережающими темпами на фоне всех остальных. Казалось бы, кризисный четвёртый квартал 2008 года, по сравнению с событиями текущего года — лишь лёгкая разминка, однако тяжеловесам южного бизнеса для того, чтобы продемонстрировать всю эфемерность достигнутых на тот момент успехов, было достаточно и одного квартала. За этот срок темпы развития участников рейтинга стали ниже общероссийского: в 2008 году 400 крупнейших корпораций России прибавили в весе на 24,1%, а 250 лидеров экономики Юга — на 21,2%. При этом темпы роста в ЮФО сократились более чем вдвое, а топ-лист федералов, хоть и символически, но нарастил динамику развития. Это — важный сигнал для любителей уверять, что южная экономика пострадала от кризиса в наименьшей степени.

Почему так быстро?

Вопрос номер один: почему крупнейшие компании юга России так быстро — всего за первый квартал кризиса — понесли столь заметные потери? И следующий, ещё более волнующий вопрос: если таким внушительным получилось начало года, то чего же ждать по его результатам?

Похоже, причиной почти мгновенной реакции лидеров бизнеса ЮФО на кризис является сервисная в целом ориентация южной экономики. Ни в одном округе страны торговля не занимает столь значительной доли в общем объёме выручки крупнейших. В прошлом рейтинге темп прироста в оптовой и розничной торговле составлял соответственно 60,7 и 68,7%. По 2008 году эти темпы составили 26,8 и 27,8%. Торговля — абсолютный лидер их падения. В прошлом году её вес в рейтинге равнялся 36,8%, в этом году он упал на 4%. И как следствие — рост более чем на 3% доли промышленности (до 46,19%). На федеральном уровне этой тенденции и быть не могло — там оптовая и розничная торговля вместе занимают менее 10%.

Почему торговля оказалась наиболее чувствительна к кризису? Она невозможна без взаимодействия длинных цепочек контрагентов, шероховатости в отношениях между которыми всегда сглаживал кредит. Но как только в расчётах начались сбои, а кредитование встало, падение не заставило себя ждать. Нельзя также забывать о влиянии кризиса на потребительский спрос. Промышленность в прошлом году потеряла в темпах тоже значительно — с 35,75 до 22,2%, однако сегодня островки стабильности надо искать преимущественно там. Так, наименьшие колебания темпов прироста при их вполне умеренном уровне — в нефтяной и нефтегазовой (15,4% в 2008 году), химической (36,2%), пищевой промышленности (27,2%).

Впрочем, надо отметить ещё одну тенденцию — уже внутри торговли: розница выглядит более устойчивой. В этом году быстрый рост наверняка покажут целый ряд региональных сетей — и, прежде всего, оборотистый «Магнит», чей дискаунтерный формат в кризис особенно востребован. А вот опт поддержать нечем.

Причиной почти мгновенной реакции лидеров бизнеса ЮФО на кризис является сервисная ориентация южной экономики

Год зачистки

Исходя из имеющихся данных по отчётности крупнейших компаний за первое полугодие текущего года, мы можем прогнозировать в 2009 году сокращение выручки крупнейших компаний рейтинга приблизительно на 20%. То есть в этом году лидеры лишатся привесов, полученных в 2008 году. И это не значит, что далее южная экономика вновь двинется по пути, по которому она уже было пошла.

Ряд отраслей просядут сильнее, чем на прогнозируемые нами 20%. Лидером падения, видимо, станет машиностроение. Несколько примеров. Объём реализации машиностроительной компании ОАО «ТМЗ имени В.В. Воровского» за шесть месяцев 2009 года упал почти на 90%. Выручка ОАО «Тагмет» за первое полугодие текущего года сократилась на 44%, у другого представителя чёрной металлургии, ОАО «Волжский трубный завод», падение составило 38%. Ситуация в отрасли, в свою очередь, тут же сказалась и на соответствующих торговых операторах — так, у ОАО «ИНПРОМ» объём реализации упал более чем вдвое.

В 2009 году, скорее всего, обречены на сокращение объёмов чёрная и цветная металлургия, угольная промышленность.

На рейтинг нынешнего года Олимпиада ещё повлиять не успела, но на следующий точно повлияет — все основные стройки начались в этом году

Каждая пятая компания убыточна

Влияние кризиса наглядно видно по итоговым результатам финансово-хозяйственной деятельности компаний. Убыточными в рейтинге оказались 52 компании — то есть каждая пятая. Резко возрос и вес таких компаний в совокупной выручке. Их доля в объёме реализации 250 крупнейших превысила 15%. Совокупный финансовый результат их деятельности составил минус 26,4 млрд рублей. Годом ранее в рейтинге была 21 убыточная компания; они занимали в суммарной выручке чуть менее 6%, общий объём убытков составлял 3,8 млрд рублей. Следует добавить, что ещё у 12% компаний в 2008 году чистая прибыль была символической — от 10 тысяч до 10 млн рублей.

Такие результаты финансовой деятельности отразились на показателях рентабельности (рассчитываемой как отношение чистой прибыли к выручке). Достичь рентабельности свыше 10% удалось в минувшем году всего 40 компаниям из 250 — против 45 годом ранее. 8 из наиболее рентабельных, то есть пятая их часть, представляют нефтяную и нефтегазовую промышленность, ещё 6 — транспорт, 5 — промышленность строительных материалов. Показательным является наличие в списке лидеров по рентабельности 4 компаний, представляющих телекоммуникации и связь; и это при том, что их в рейтинге всего 5. Такие результаты свидетельствуют о перспективности и устойчивости развития этой отрасли на Юге.

Пятая часть — новички

В списке крупнейших компаний Юга по результатам прошлого года появились 75 ранее в нём не присутствовавших. Основной массив новых участников — компании, нарастившие за год выручку до уровня, превышающего нижний порог рейтинга. Таких предприятий около 50. Среди них и два представителя электроэнергетики — «МРСК Юга» и «МРСК Северного Кавказа», которые, правда, достигли высоких показателей выручки за счёт процедуры реорганизации в форме присоединения к ним ряда юридических лиц. В этом году у нас также появилась ранее отсутствовавшая информация о нескольких крупных представителях госсектора — МУПах и ГУПах в сферах ЖКХ, строительства. Эта часть новоприбывших — результат нашей последовательной работы по составлению самого списка крупнейших, не все из которых привыкли ощущать себя в публичном пространстве. Третья категория новичков — компании, входящие в крупные холдинги, которые в этом году, в отличие от прошлого, отказались заполнять анкеты. Не имея обобщающей отчётности по группе компаний, мы вынуждены включать ряд её попаданий в рейтинг структур. Итак, если обобщать, рейтинг обновился примерно на одну пятую, причём большинство компаний-новичков представлены во второй части рейтинга. В отраслевом разрезе среди них доминирует торговля, на которую пришлось около половины игроков, — она представлена 17 оптовыми и 7 розничными компаниями. 7 новоприбывших представляют стро­ительство, 4 — промышленность строй­материалов.

Абсолютных новичков — то есть компаний, год назад не имевших выручки вовсе — в рейтинге 8. Они сформировали 1,6% суммарной выручки. В предыдущем рейтинге таковых было 10, да и вес они имели более солидный — 2,8%. Уменьшение влияния компаний-новичков также демонстрирует, что для start up проектов в сложившихся кризисных условиях возможность попасть в списки крупнейших существенно снизилась; тем ценнее становятся такие пионерские проекты.

Само по себе появление среди крупнейших совершенно новых компаний заслуживает особого внимания, хотя бы в силу масштабов бизнеса в первый же год хозяйственной деятельности. Здесь наблюдается принципиально иная природа в сравнении и с малым бизнесом, 90% субъектов которого погибают в первый же год существования. Когда возникает структура, за год создавшая выручку порядка нескольких миллиардов рублей, это уже говорит о её устойчивости, запасе финансовой прочности, гарантиях создания и сохранения рабочих мест, налоговых поступлений, развитии предприятий сопряжённых отраслей и т. д. Значимость появления и развития компаний таких параметров особо велика для депрессивных территорий. Например, появление подобного гиганта в Чечне сразу же улучшает показатели социально-экономического развития республики. Три новичка на Кубани демонстрируют перспективы развития территории. Волгоградскую область представляют две компании нефтяной и нефтегазовой промышленности, а также предприятие ЖКХ.

Кризис в два прыжка

Нужно заметить, что наше волнение за темпы роста крупнейших компаний ЮФО не сводимо к чисто спортивному интересу. Экономика юга России слишком сильно по ряду базовых параметров — если не считать демографического — отстаёт от среднего в масштабах страны уровня. Для того чтобы социально-экономическое положение в округе находилось хотя бы на среднероссийском уровне, ЮФО должен расти опережающими темпами.

Год назад мы говорили, что юг России, наконец, сумел, используя преимущество в лице грядущей Олимпиады, выйти на темпы роста, опережающие среднероссийские. Однако уже после первого кризисного квартала ЮФО вновь оказался догоняющим. Означает ли это, что южнороссийская экономика действительно отброшена назад?

Видимо, в 2009 году основной вклад в снижение не только темпов, но и абсолютных показателей сделает промышленность. В прошлом году она просто не успела упасть — слишком много было произведено за первые три квартала и слишком высоки были темпы роста в первом полугодии. В этом году она упадёт — и на федеральном уровне заметно сильнее, чем на Юге. Например, в рейтинге «Эксперт-400» на промышленность приходится более 65% выручки.

Благодаря тому, что торговля играет в экономике ЮФО столь большую роль, кризис здесь, по всей видимости, пройдёт в два этапа, а не в один, как на федеральном уровне. В 2008 году у нас упала торговля, в 2009 году упадёт промышленность. Эффект от падающей торговли смягчила менее гибкая промышленность, а в 2009 году уже торговля сможет смягчить падение промышленности. Ведь индекс торговли в силу мобильности отрасли, подобно фондовому индексу, во многом отражает ожидания рынка — даже осторожный оптимизм влияет на неё благоприятно. Поэтому вполне вероятно, что торговля же и будет первой отраслью, которая оттает после заморозков в экономике.

Точки будущего роста

Впрочем, этот прогноз основан на представлении, что структура южной экономики останется той же. Скорее же всего, ей предстоит внутренняя перестройка, направления которой четвёртый квартал 2008 года показать ещё в полной мере не успел. Но символическое увеличение динамики роста пищевой отрасли до 32% вполне показательно. Свои доли в общем объёме выручки крупнейших укрепили также промышленность стройматериалов, строительство и химпром.

Конечно, строительство и промышленность стройматериалов в этом году теоретически под большой угрозой, несмотря на то, что темпы роста в 2008 году по ним составили соответственно 12 и 40%. Именно таковы ожидания по этим отраслям на федеральном уровне. Однако на Юге эти отрасли поддержаны столь крупными проектами, как восстановление Чечни и олимпийское строительство. На рейтинг нынешнего года Олимпиада ещё повлиять не успела, но на следующий точно повлияет — все основные стройки начались в этом году. А вот программа восстановления Чеченской Республики дала рейтингу сразу несколько компаний («Стройинвестиции Минстроя ЧР», «Чеченстрой», «Казбек»). Рост доли строительства в общей выручке крупнейших во многом связан с процессом формирования в регионе крупных структур; при этом укрупнению способствуют и кризис, и большие госзаказы.

Энергетика юга России также сильно поддержана олимпийской подготовкой — вряд ли здесь будет наблюдаться сильное снижение темпов роста.

Заметный прирост в этом году может показать и нефтянка. Помимо запущенного в этом году нефтеперерабатывающего завода в Новошахтинске (Ростовская область), на Юге реализуются хотя и подрезанные, но по-прежнему масштабные проекты «Газпрома», ЛУКОЙЛа, «Роснефти». Эти проекты, кстати, также могут серьёзно поддержать и строителей — связь ряда структур нынешнего рейтинга с нефтяниками очевидна. Например, выручка волгоградской строительной компании «Нефтезаводмаш» в 2008 году почти утроилась.

Шанс для республик

Региональная структура рейтинга в 2008 году изменилась незначительно — на четвёрку субъектов-лидеров всё так же приходится львиная доля в 92,7% (см. таблицу 2) — годом ранее они формировали 93%. Краснодарский край, хотя и снизил свою долю в общей выручке крупнейших с 35,3 до 34%, тем не менее, увеличил количество компаний, которыми он представлен. Ростовская область, напротив, почти не снизила долю, но в этом году в топ-листе её представляют на 6 компаний меньше. По количеству компаний в рейтинге наибольший рывок сделал Ставропольский край — с 28 до 40. А по росту значимости в рейтинге наибольший прирост у Чеченской Республики — количество компаний, которые представляют территорию, выросло с 1 до 6 предприятий. Снизился вклад компаний из Северной Осетии-Алании и Кабардино-Балкарии. Ингушетия и Калмыкия крупнейшими компаниями не представлены.

Сокращение — хотя и символическое — общей доли субъектов-лидеров в рейтинге, похоже, намечает важную тенденцию укрепления микроскопических на текущий момент позиций республик. Основной удар кризиса, безусловно, примут на себя Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская и Волгоградская области — остальные же регионы фактически получили лишний год на то, чтобы попытаться сократить разрыв.    

Рейтинг крупнейших компаний ЮФО по объёму реализации продукции
20 наиболее динамичных компаний
Региональная структура рейтинга «Эксперт ЮГ-250»
Отраслевая структура рейтинга «Эксперт ЮГ-250»
«Эксперт Юг» №42-43 (81)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама