ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Культура

Чехов в золотой маске

2009

Театр, в который хаживал гимназистом Антоша Чехов, принял в своих стенах спектакли национальной премии «Золотая маска» на чеховские сюжеты. Правда, самому Таганрогскому драмтеатру имени великого соотечественника пока не удалось пробиться в лауреаты

К юбилею Антона Чехова в Таганроге возродили театральный фестиваль «На родине Чехова» — в мае и ноябре 2009 года драмтеатр принимал коллективы из России, СНГ, Европы (Испания). А следом за ноябрьским нон-стопом классики город стал участником проекта, организованного национальной театральной премией и фестивалем «Золотая маска», «Чеховские спектакли в городах России». Кроме спектакля «Скрипка Ротшильда» (МТЮЗ, лауреат 2005 года), фестиваль привёз номинанта премии будущего 2010 года — спектакль Новосибирского молодёжного театра «Глобус» «Каштанка» в неординарной по сценическим и драматургическим решениям постановке Нины Чусовой (Москва). Это о нём, оказалось, «всё знает» президент «Золотой маски», народный артист РФ Георгий Тараторкин, но его «ещё не видел». 21 ноября в зале Таганрогского драмтеатра имени Чехова он восполнил этот досадный пробел.

На пресс-конференции, посвящённой открытию проекта «Золотой маски», Елена Шелухина, начальник отдела культуры Таганрога, назвала происходящее закономерным для города — так очевиден вклад администраций, и городской, и областной, в развитие театра. Припомнила она и то, что губернатор Владимир Чуб является лауреатом премии «Золотая маска» за содействие театральному искусству, и успешную реконструкцию таганрогского театра, которая длилась с 1997 года и наконец-то завершена. Однако при всём мажоре перечисленных материальных достижений в воздухе повис главный и грустный вопрос: а что же с самим театральным искусством на родине Чехова?

Опять «Каштанка»

Что ставить из Чехова сегодня — не праздный вопрос юбилейного свойства.  Цикличность-автоматизм, пустота, скука чеховского мира — темы острейшие для человека эры потребления, всё более отчуждающегося от подлинного своего бытия. И, тем не менее, целый пласт чеховских рассказов, из которых можно извлечь свежие акценты, не поднят ещё современной драматургией, всё цепляющейся за собственно театральный репертуар классика. «Опять Каштанка» — так и хотелось выдохнуть на начале показа одноименной пьесы по хрестоматийному рассказу. Неужели опять — экологическая жалость к бедному животному, вышибание детской слезы?

Сама Нина Чусова в комментариях для прессы подчёркивала «гламурный» контекст собачьей провинциальной истории — акцент на фабрике грёз, на делании талантов в современной шоу-индустрии, на истории парвеню, отказывающейся в итоге от «шика и блеска» в пользу родного и тёплого мира. Однако корреспонденту «Эксперта ЮГ» увиделся за ярким монтажом аттракционов скорее блоковский «полинялый балаган».

Меньше всего здесь было от постсоветского «поля чудес» — оказалась выверена атмосфера именно чеховской эпохи: конец позапрошлого века, истерия, городской романс Алябьева «Нищая», весь набор трюков бедненького провинциального театрика, от выходов со свитой восхитительно-холодной Примы (персонаж-аналог в «Каштанке» отсутствует) до шоу силачей, пластически решённого в духе ускоренного синематографа уже начала прошлого столетия. Нарушает эту цельную декадентскую стилистику лишь голливудский мотив: свинья Хавронья в пародийном образе Мэрилин Монро. Обнажение и разоблачение картонно-перьевой сделанности этого зрелища, в котором эпизод смерти гуся Ивана Иваныча показывается как уход не из жизни, а со сцены жизни — со всеми трагифарсовыми атрибутами — нерв спектакля. Кот-мачо в приближении оказывается потрёпанным васькой, сам создатель шоу — стареющим комедиантом, походящим на держателя разоряющегося борделя, а восторженная Каштанка — всего лишь случайной гостьей, артисткой n-ного плана, которой суждено вернуться под любимый пахнущий опилками станок. И ближе к финалу вспомнилась фраза Георгия Тараторкина, цитата из Блока, произнесённая на пресс-конференции: «Театр — нежное чудовище. Оно забирает всего человека, если он призван. И грубо выкидывает его, если не призван». Каштанка-то, по новосибирской версии, как раз и «не призвана» — она слишком настоящая. И вместе с тем слишком счастливая, чтобы всерьёз осознать иллюзорность, театральность счастья.

В интервью «Эксперту ЮГ» художественный руководитель новосибирского «Глобуса» Алексей Крикливый подчеркнул, что коллективу важно органически почувствовать свою аудиторию: «Несомненно, сценографы, режиссёры, драматурги ориентируются на современный язык. Но мне приходилось в разных театрах видеть, как происходит заигрывание с молодёжью. Грань тонкая! Например, существует стереотип, что все молодые любят рэп — и вот сцена решается в стиле рэп. Иногда это граничит с вульгарностью. Я, может быть, скажу опасную вещь: спектакли для молодых должны создавать молодые люди. Наши артисты, столкнувшись с фальшью, не найдут общего языка с режиссёром».

В «Каштанке» нет ни рэпа, ни молодёжного сленга, ни спекуляции на мотиве «собачку жалко». Каштанке, напротив, по-хорошему завидуешь: какая же непоколебимая чистота и наивность, даже в этом вертепе!

По поводу критериев отбора приглашённых постановщиков Алексей Крикливый высказался определённо: «Вовсе не обязательно, чтобы режиссёр был брендовым и коммерческим, и столичное имя — не главное. Каждый раз — это особенная история. У нас работал режиссёр из Ярославля Александр Кузин. Он, возможно, не так уж распиарен, но это профессионал высшего уровня. Мы несём ответственность за нашу труппу и обязательно должны хотя бы два раза в сезон пропустить наш коллектив через работу высочайшего профи. Труппа настроена на работу с разными режиссёрами, но при этом сохраняет некое исходное качество. Есть даже понятие “глобусовские артисты”. Они должны хорошо двигаться, нужна особая пластика. У нас огромная сцена. Спектакль “Каштанка”, который идёт в Таганроге на большой сцене, у нас идёт на малой. А наша большая сцена — чуть меньше, чем классическая оперная или чем сцена Театра Советской Армии, на которую когда-то въезжал танк, и конница по ней ходила. Эти технические параметры требуют энергетически очень отдающих людей. А энергия не может быть “голой”, направленной незнамо куда — артист должен мыслить. Я знаю, что после нашего театра можно работать где угодно. Многие в силу обстоятельств уезжали в Москву, Петербург — и проблем не возникало. Очень энергетичное — среднее поколение. Они объездили с “Золотой маской” полмира».

Не выживать, а жить

На пресс-конференции президент ассоциации «Золотая маска» Георгий Тараторкин, которого происходившее вдохновило на то, чтобы и Блока почитать, и Ключевского процитировать, говорил о значимости возглавляемого им фестиваля в эпоху перемен: «15 лет не выживать, а жить — вот что такое “Золотая маска”, и это с момента, когда основные силы в стране были центробежными, разрушительными. В этой ситуации столь хрупкая материя, как театральное, да ещё и единое пространство, была под ударом. И нам стоит ещё раз подумать над словами историка Ключевского: “Закономерности исторических событий обратно пропорциональны духовности”. Слава богу, театры не поддались тогда призыву брать суверенитета столько, сколько влезет. Именно вопреки этому призыву и был рождён ещё при Михаиле Александровиче Ульянове этот фестиваль, охватывающий всё российское театральное пространство и все театральные жанры».

Уже 7 декабря, по словам г-на Тараторкина, секретариат фестиваля утвердит афишу спектаклей, которые войдут в программу 2010 года, а в декабре будет окончательно сформирован экспертный совет 2011 года. «То, что нас услышали, — подчеркнул президент фестиваля, — поддержали и государственные структуры, и администрация на местах, и серьёзные компании, — не просто признак конъюнктуры. Сам ход жизни доказал, что духовность — не надстройка, а духовная основа бытия, и личного, и государственного. Спустя годы существования фестиваля, когда стало понятно, насколько от этой поддержки зависит настоящее и будущее нашего театра, была введена номинация “За содействие развитию театрального искусства”. В этом году мы предложим секретариату в номинанты фонд Прохорова, который грандиозно поддерживает театр и в Сибири, и на Дальнем Востоке, и театр Льва Додина в Питере, и Большой театр. Часто помощь крупного бизнеса определяется культурным уровнем его представителей. Но у нас были случаи, когда “Золотую маску” получали коллективы из отдалённейших уголков страны — и губернаторы вдруг узнавали, что у них есть театр».

В целях стимулирования гастрольной системы, показа лучших российских спектаклей и была восемь лет назад создана программа — «Номинанты и лауреаты “Золотой маски” в городах России». «Представьте, — рассуждал Георгий Тараторкин, — что в каком-нибудь отдалённом городке России одновременно зритель может увидеть Бориса Эйфмана с балетом, МХАТ, “Табакерку”, театр Моссовета, БДТ… То, что к вам сюда порой заезжает, лучше бы и не заезжало. Я за самые разнообразные формы театральной жизни. Но то, что сейчас понимается под разнообразием, включило в себя высочайшую художественную безответственность. Возник чудовищный критерий: чего хочет зритель? Чего хочешь ты?! Что тебе покоя не даёт, отчего у тебя душа не мается, а болит? Что тревожит твоё сознание? Потому что зритель, тем более при нынешнем зрелищном рынке, может хотеть совсем не то, что на самом деле ему хотелось бы. Его один раз развратили, второй раз, в третий раз он обман простил — и всё. Не может быть такого: вот сейчас мы на халтуре заработаем, а потом на заработанные деньги создадим серьёзное искусство. Но навык к серьёзному искусству у зрителя за время продолжительного разврата исчез. Душа-то требует работы!»

Около 500 командировок в год предпринимают члены комитета национальной премии, чтобы отсматривать спектакли по всей России, и это помимо изучения присылаемых DVD-записей. Фестиваль проник на территорию Эстонии, Латвии, Литвы — начались зарубежные показы «Золотой маски». И это вызвано в первую очередь стремлением восстановить то, что было несправедливо разорвано. «Трагедия Гамлета была не в том, что так много родственников вокруг предало его или полегло, — привёл Георгий Тараторкин понятную ему как исполнителю роли принца Датского литературную аналогию, — мама изменила, повела себя бог знает как, папа умер, убили коварно. Но самое страшное: “Порвалась дней связующая нить”! А сохранность этих связующих звеньев — только в непрерывности общения через культуру, в том числе и через театр. Нужно помнить об ответственности за ту самостоятельность, которую власть предоставляет служащим, учреждениям. Могут ли сегодня наши чиновники соответствовать императиву Василия Ключевского: “Служить государству Российскому, как своему Отечеству, не увлекаясь ни родством, ни дружбой, ни враждой, ни корыстью”? Халтура непростительна и по последствиям страшна».     

«Эксперт Юг» №46-47 (85)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама