ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

SaaS недопонят

2009

Идея аренды программного обеспечения успешно реализуется в мире уже несколько лет. Малому и среднему бизнесу Юга только предстоит освоить такой способ оптимизации IT-расходов: до кризиса о нём практически не было известно

Аналитическое агентство Gartner Inc. подсчитало: в 2009 году мировой рынок ПО как услуги (SaaS — Soft as a Service) достигнет 9,6 млрд долларов, что на 21,9% больше, чем в 2008 году (6,6 млрд долларов). Этот рынок будет устойчиво расти до 2013 года; к этому времени мировой доход от SaaS в сфере корпоративных приложений составит 16 млрд долларов. России же пока на этом рынке похвастать нечем: ни разработчики, ни пользователи пока не осваивают эту модель в сколько-нибудь значимых масштабах. Для того чтобы это решение развивалось, необходимо, чтобы в одно время в одном месте (компании) были выполнены три условия: потребность в оптимизации IТ-расходов, стабильный доступ в интернет и осознанный выбор тех бизнес-процессов, которые можно было бы автоматизировать подобным образом. Первое условие наличествует в избытке, второе в большинстве крупных и средних городах ЮФО, в принципе, выполнимо. Осталось только, чтобы руководители малых и средних предприятий узнали, что именно и как они могут оптимизировать.

Удалённый доступ к безопасности

В то время как в мире наиболее успешным примером реализации SaaS является бизнес-приложение (CRM-система Salesforce.com, имеющая около двух миллионов пользователей), в России сервис начал получать массовое распространение среди пользователей частных. Один из первых, кто стал продвигать его на рынке — производитель антивирусов «Доктор Веб», в 2007 году представивший услугу Dr.Web AV-Desk. Сервис внедряется интернет-провайдером (в ЮФО сервис, по данным с сайта компании, сегодня предоставляют по три провайдера в Ростовской области и в Краснодарском крае), абоненты которого получают доступ к услуге за определённую ежемесячную плату (сейчас она составляет от 59 рублей в месяц). Такая схема представляется весьма удачной, так как позволяет решать одну из наиболее несокрушимых трудностей — отсутствие у населения привычки платить за софт и удобного инструмента делать это иначе как покупая «коробочное» решение в магазине. Оплачивать сервис можно вместе с интернетом, а сама идея услуги вызывает больше лояльности, чем необходимость покупать лицензию на продукт, который много лет значительное число пользователей получали хотя и незаконно, но зато бесплатно.

Кирилл Леонов, PR-менеджер компании «Доктор Веб», говорит, что и провайдеры рады предоставлять антивирус (к примеру, «Корбина» делает это вообще бесплатно для абонентов «Домашнего интернета»): «С одной стороны, они повышают лояльность абонентов, предоставляя им лицензионный антивирус по доступной цене. С другой — получают неплохую прибыль. Ведь отнюдь не все предоставляют услугу бесплатно. То, что рынок к этому готов — не вызывает никаких сомнений». Другой крупнейший российский производитель антивирусов, «Лаборатория Касперского», вышел на рынок с подобным предложением (Kaspersky Subscription Service) в начале 2009 года. Олег Гудилин, руководитель отдела стратегического маркетинга «Лаборатории Касперского», отмечает: несмотря на то, что по сравнению с западными странами рынок SaaS в России находится на ранней стадии формирования, неуклонный рост интереса к данной бизнес-модели как со стороны производителей ПО, так и со стороны сервис-провайдеров и конечных потребителей внушает оптимизм. «В скором времени “Лаборатория Касперского” совместно с ЮТК, имеющей 450 тысяч абонентов ШПД по состоянию на сентябрь 2009 года, планирует предоставить абонентам провайдера возможность подписки на наши антивирусные приложения», — говорит г-н Гудилин о планах компании на Юге.

Для дорогого ПО аренда — чуть ли не единственный путь в малый бизнес

Открытие доступа

Одним из основных идеологов модели SaaS для предпринимателей выступает компания Microsoft. Для софтверного гиганта это наиболее перспективный путь доставки дорогостоящих бизнес-приложений малым и средним компаниям, преобладающим на Юге. Александр Атаманенко, руководитель представительства Microsoft в Южном федеральном округе, так объясняет концепцию S+S (Software Plus Services), продвигаемую компанией: «Правильнее говорить не о продуктах, которые можно предоставлять заказчику по модели S+S, а о решениях. Такими решениями от Microsoft могут быть вычислительные комплексы на базе серверных продуктов Windows Server и SQL Server, почтовые системы на базе Exchange Server и Office, системы объединённых коммуникаций на базе Office Communications Server, бизнес-системы на базе Dynamics CRM».

Надо отметить, что в 2010 году Micro­soft выпускает новую версию пакета офисных приложений: вместе с новым Office 2010 выйдет и онлайн-версия Office Web. Новый сервис будет включать в себя специально адаптированные для интернета версии MS Word, Excel, PowerPoint и OneNote. Зарабатывать компания намерена на платном доступе к сервисам. Потенциальные пользователи готовы к этой услуге. Борис Мальцев, руководитель ИА «Клерк.Ру», считает, что компания уже располагает соответствующим опытом работы. «Для дорогих программных продуктов аренда — это чуть ли не единственный путь в малый и средний бизнес, — поясняет г-н Мальцев, рассказывая об организации краснодарского офиса “Клерк.Ру”. — При открытии офиса нам одновременно потребовались не только 15 компьютеров, но и 15 ОС Windows и 15 пакетов MS Office. Всё это совсем недёшево, так что аренда — неплохой выход из положения. Ну, не кредит же брать малым компаниям для покупки ПО, в самом деле».

Сам производитель наиболее распространённых программных продуктов отмечает, что услугу пока нельзя назвать популярной или даже массовой. «Причин тут несколько, — комментирует Александр Атаманенко. — Часть заказчиков считает, что в таком случае их коммерческая информация не защищена от посторонних глаз, и её видит, как минимум, провайдер услуги. Вторым (по порядку, но не по значимости) серьёзным препятствием на пути распространения услуги является высокое качество каналов связи, похвастаться которым может разве что центральный регион или города-миллионники».

Кирилл Леонов тоже согласен с тем, что соображения безопасности больше всего препятствуют распространению сервиса и корпоративные клиенты в регионах ещё не скоро начнут доверять сторонним компаниям, чтобы отдавать на аутсорсинг управление информационной безопасностью. Олег Шлыков, директор ростовской компании-интегратора «Эквилибриум ИТ», считает, что некоторые компании вообще не дойдут до такой модели. «Если касаться таких внутренних систем, как управление взаимоотношениями с клиентами, поставками, то малым компаниям всегда проще пользоваться табличными процессорами, — говорит г-н Шлыков. — Внутренние бизнес-процессы в таких компаниях пока находятся в состоянии формирования и часто меняются, что не позволяет их автоматизировать, так как цена автоматизации будет в данном случае выше выгоды». Но и для таких пользователей есть окно в мир софтверного сервиса: Google.Docs — это бесплатный аналог стандартных офисных программ в онлайне.       

«Эксперт Юг» №46-47 (85)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама