Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

Как финский бизнес собрался в Сочи

2010

Для освоения южнороссийских просторов финскими компаниями был выбран стратегически значимый период — время подготовки к Олимпиаде 2014 года. Выходить на рынок ЮФО было решено не отдельными предприятиями, а сообща, для чего было специально создано акционерное общество Консорциум «СОФИ»

Учреждённый в мае 2009 года Консорциум «СОФИ» представляет финские предприятия при осуществлении крупных строительных проектов в России, в первую очередь, в период подготовки к Зимним Олимпийским и Параолимпийским играм в Сочи. Наименование компании состоит из начальных букв «Сочи» и «Финляндия» и отражает основной интерес организаторов. Однако помимо олимпийских, консорциум заинтересован участвовать в осуществлении проектов по всей России.

Единым финским фронтом

«В наш консорциум входят компании, реализующие весь цикл строительного процесса, начиная с архитектурного дизайна и проектирования до внутренней отделки и меблировки готовых помещений, — говорит директор по маркетингу и коммуникациям Консорциума “СОФИ” Сейя Спиридович. — Мы также помогаем в поисках источников финансирования, чтобы предприятия, участвующие в сочинских проектах, могли сосредоточиться на своей основной задаче. Сегодня прорабатываются проекты, которые могут быть реализованы не одной финской компанией, а несколькими. Мы разрабатываем их по собственной инициативе и затем предлагаем потенциальному заказчику». В частности, консорциум на начальном этапе разрабатывает интересные входящим в его состав компаниям проекты, вкладывая на этой стадии собственные средства, принимая на себя все риски отказа потенциального партнёра от предлагаемого проекта. Сегодня в консорциум входит более 40 компаний, до февраля 2010 года к ним присоединятся ещё порядка двадцати. Опыт работы на российском рынке не является обязательным условием членства в консорциуме. «Сейчас у нас уже есть компании, ранее не работавшие в России, — продолжает Сейя Спиридович. — Тем ценнее для них поддержка консорциума. Возможно, без него они вообще бы не смогли начать работать в России».

Сама по себе идея выхода иностранных компаний на сочинский рынок, для реализации своих проектов или продажи технологий, услуг и товаров не оригинальна. Сегодня можно наблюдать возросший интерес к строительству в Сочи со стороны предприятий из целого ряда стран. Но особого внимания заслуживает выбранная в данном случае модель входа, предполагающую консолидацию интересов среднего и малого бизнеса Финляндии на иностранном рынке.

По сути, мы наблюдаем оригинальный пример выстраивания схемы государственно-частного партнёрства с целью поддержки национальных компаний при выходе на новые, специфические и нестандартные зарубежные рынки (а именно так сегодня характеризуется территория подготовки Сочи к Играм в 2014 году). Финский консорциум демонстрирует оригинальный подход продвижения интересов и развития не просто отдельных национальных предприятий или компаний из одной отрасли, а целого кластера компаний из различных отраслей и территорий, способных совместно реализовывать «под ключ» самые масштабные и амбициозные проекты. Возможно, что именно за такими схемами экономическое будущее продвижения интересов национальных отраслевых кластеров многих стран.

Объединение компаний получило от Центра исследований, развития и инноваций Tekes кредит под небольшой процент на развитие. Tekes поддерживает инновационные компании в их стремлениях к развитию на международных рынках. При этом в уставном капитале консорциума госструктуры никак не участвуют. Акционерное общество «СОФИ» является частной компанией, в уставном капитале у государства нет доли. По сути — это совместное предприятие финских фирм.

Необычный университет

В целях знакомства с услугами, технологиями и планами фирм, вошедших в Консорциум «СОФИ», журнал «Эксперт ЮГ» пригласили в Финляндию, где мы постарались понять, что хотят предложить и получить от юга России финские компании. Стремление к экономичности, рациональности, технологичности, оптимальности использования всего, в том числе и площадей, почувствовалось уже при размещении в гостинице. Маленький номер отеля в центре Хельсинки по своим скромным параметрам очень напоминал те, что в многочисленных частных гостиницах на российском Черноморском побережье зачастую выдают за «люкс». Разница же заключается в умении использования этих площадей. Номер, шириной не более трёх метров и длинной не более пяти, оказался настолько уютным, пространство настолько организованным, а мебель по своим габаритам идеально вписывающаяся в интерьер, что сразу пришла в голову мысль о целесообразности перенять такой опыт создания гостиничных номеров отечественным мини-отельерам.

Как чуть позже из организованных встреч стало понятно, финские компании планируют предложить новейшие достижения в первую очередь в сфере строительства спортивных сооружений. Вдохновлённые идеей Зимних Олимпийских игр на южнороссийском курорте, а также имеющимся широким опытом в сфере технологий зимних видов спорта, финны предложили идею создания Олимпийского университета, проект которого был презентован на инвестиционном форуме в Сочи в сентябре 2009 года. Идея проекта основана на том, что здания и сооружения, построенные для проведения Олимпиады, после её проведения можно было бы использовать под нужды университета. В разработке концепции и изготовлении макета Олимпийского университета в Сочи принимали участие организации и с российской стороны, а именно: Союз архитекторов России, Российская международная академия архитекторов, Российский научно-исследовательский и проектный институт урбанистики, Департамент градостроительства и архитектуры Краснодарского края и «Академцентр» Российской международной академии архитекторов. Консорциум ищет партнёров для сотрудничества в разных сферах деятельности российского общества.

«В основе данной концепции лежит идея развития города, — подчёркивает управляющий директор “Сноуполис”, компании, участвующей в разработке проекта, Антти Леппавуори. — Олимпиада  это посыл для развития городского пространства. Концепция, реализованная в данном проекте, опробована и уже более 8 лет успешно работает в Финляндии. Основной критерий, который мы брали за основу, — это олимпийское наследие». Четыре основных типа объектов включены в концепцию: собственно университет, медиацентр, бизнес-центры, отели и гостиницы. По мнению разработчиков, их целесообразно не разводить по разным углам, а собрать вместе, как части одного целого, Российского международного олимпийского университета, на территории Олимпийского парка в Имеретинской низменности. После проведения Олимпиады часть сооружений может быть переоборудована и перепрофилирована.

«С нашей точки зрения эта концепция в сочетании с целью совместить академические и практические занятия закладывают краеугольный камень будущего развития Сочи, — продолжает Сейя Спиридович. — При благоприятном развитии ситуации и его реализации, данный университет будет способствовать более устойчивому развитию олимпийской столицы, повышению статуса и привлекательности территории не только как курорта, но и как мирового образовательного или спортивного центра. Основная задача проекта как раз состоит в том, чтобы университет был готов к Олимпийским играм, а после их завершения начал работать как высшая школа, технологический центр, а также Центр тренировок ведущих спортсменов всего мира». Стоимость данного проекта оценивается приблизительно в 500 млн евро.

Адресное предложение

Но наибольшее впечатление в Хельсинки произвели две компании, работающие на абсолютно разных рынках и, на первый взгляд, ничем не похожие друг на друга. Только потом стало понятно, что объединяет эти фирмы — и та, и другая реализуют индивидуальный подход к своим клиентам, обеспечивая максимальное удовлетворение потребностей в выбранной области. Первая — это семейная компания «Валлила», управляемая третьим поколением, специализируется на создании элитных интерьеров, начиная от ковров, люстр, текстиля и заканчивая мебелью. Заходя в холл центрального офиса компании, основанной в 1935 году, попадаешь в небольшой шоу-рум портьерных тканей, впечатляющих своей красотой, изысканностью вкуса и отсутствием вычурности. «Из наших штор можно шить вечерние платья», — смеются в офисе компании «Валлила».

«В России большинство отелей создавались таким образом, что иностранные операторы работали только через управляющую компанию, например, “Рэдиссон”, “Хилтон”, — рассказывает о специфике работы на отечественном рынке директор ГК “Валлила” Анна-Катерина Бернер. — А это означает, что российские инвесторы покупают для своих проектов практически всё, начиная со строительных услуг и заканчивая обустройством интерьеров. Поэтому наша основная функция в России — работа как закупочной компании, которая управляет всеми процессами оснащения отеля после того, как строительная компания выполнит свои работы». В России компании приходится заниматься закупками всего, начиная с мебели и оборудования для баров, ресторанов, бассейнов, номеров, и, заканчивая одеждой для персонала, параллельно выступая как исполнитель контрактов по созданию интерьеров. Этим и отличается бизнес от того, как компания работает в других странах. «Есть ещё одна специфика, которая мне очень нравится при работе в России, — продолжает Анна-Катерина Бернер. — Если вы работаете хорошо, клиенты становятся очень лояльными, и тогда возникает то, чего клиенты никогда бы не сделали в Финляндии. Вас не поменяют на другого конкурента».

Вторая организация — это центр для людей с ограниченными физическими способностями, являющийся частью системы социального обслуживания города Хельсинки. Центр называется Toimiva koti, что в переводе с финского означает «хорошо действующий дом». Основная идея создателей центра заключается в том, что интерьеры, мебель, оборудование, компьютеры и все мелочи внутри дома, квартиры или номера в отеле для инвалидов внешне не должны отличаться от тех, которые используют люди с полноценной двигательной активностью. В связи с этим данный центр более напоминает выставочный зал передовых идей в области создания «умного дома». Поэтому при первом посещении сразу же возник вопрос: а что здесь для инвалидов? И только при демонстрации техники и мебели этот вопрос исчезает. Лестница, которая трансформируется в плоскую платформу, чтобы человек в инвалидной коляске мог подняться с одного этажа на другой; душевые кабины для инвалидов, оборудованные специальными креслами, рычагами и поручнями, позволяющими самостоятельно себя обслуживать; специальная мебель, внешне ничем не отличающаяся от модных дизайнерских моделей; с дистанционного пульта управляемая бытовая техника и т. д. Имеющиеся разработки в этой области позволяют представителям консорциума «СОФИ» полагать, что такие решения и идеи заинтересуют российскую сторону на этапе подготовки и проведения параолимпийских игр, традиционно проводящихся после главных Олимпийских игр, а с 1992 года в тех же городах. Между тем, консорциум ведёт переговоры об осуществлении многих разных проектов с целью участвовать в их реализации вместе с российскими предприятиями из разных сфер деятельности.

«Эксперт Юг» №1-3 (90)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Накопи мили на Бали

    Альфа-Банк представил новую программу для путешественников AlfaTravel

    Новая жизнь постолимпийских территорий: город будущего в Имеретинке

    Градостроительный проект «Имеретинка 2.0» в Сочи изменит наше представление о современном жилье

    Рассрочка завоевывает рынок

    На рынке карт рассрочки появляется все больше игроков, включая такого тяжеловеса, как Альфа-Банк. Усиливающаяся конкуренция делает условия по картам рассрочек все более выгодными

    Рынок пенсионных фондов идёт по пути укрупнения

    В пенсионном секторе крупные частные игроки, объединившись, смогут повысить основные бизнес-показатели и построить более устойчивую модель


    Реклама