ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Наступление вторым темпом

2010

Опыт Геленджика в создании курортной инфраструктуры демонстрирует, как можно и нужно продуктивно распоряжаться туристическим потенциалом нашего Черноморского побережья. Уступая Сочи в количестве отдыхающих, Геленджик тем не менее формирует принципиально новую концепцию отдыха в России

В отличие от «всесоюзных здравниц», Сочи и Анапы, Геленджик не получил в наследие от советской эпохи статус престижного курорта. Фактически всё, что сегодня предлагает туристам Геленджик, за исключением гостиниц и санаториев советского периода, создавалось с нуля. Ещё десять лет назад здесь не было ни приличной набережной, ни канатных дорог, ни торговых центров, ни ресторанов и мини-гостиниц на каждом шагу, ни ежегодного карнавала — в целом город производил удручающее впечатление и, по большому счёту, ничем, кроме пляжа, заинтересовать отдыхающих не мог. Сегодняшний же Геленджик с точки зрения инфраструктуры отдыха вполне можно сравнивать с курортами средней руки где-нибудь в Испании или Хорватии.

По количеству отдыхающих Геленджик, конечно, значительно отстаёт от Сочи (по данным компании MAR Consult, в Сочи минувшим летом отдохнули 4,2 млн человек, в Геленджике — 2,5 млн), однако по темпам роста интереса к курорту явно опережает олимпийскую столицу. Судя по статистике поисковых запросов в интернете («Яндекс-Директ»), количество интересующихся отдыхом в Геленджике в 2009 году выросло по сравнению с предыдущим годом на 31%, в то время как Сочи показал рост 17%. Во многом это результат усилий организованного в городе некоммерческого партнёрства «Курорт Геленджик». Оно объединяет ведущие предприятия местного турбизнеса и занимается продвижением курорта на федеральном уровне. Фактически эта организация стала новой площадкой для диалога бизнеса и власти, которая оказалась востребованной именно в условиях экономического кризиса, причём для российских курортов это, судя по всему, первый успешный опыт реализации подобного проекта. Именно поэтому мы считаем, что мэр Геленджика Виктор Хрестин, возглавивший муниципальное образование в марте 2008 года, может с полным правом считаться одним из героев обновлённой экономики.

Факторы роста

— Почувствовал ли Геленджик влияние экономического кризиса как в плане притока туристов, так и в инвестиционной активности?

— Кризис выразился в том, что количество отдыхающих увеличилось, а уровень их достатка, наоборот, снизился, по­этому туристы в сезоне 2009 года оставили на курорте меньше денег, чем раньше. В частности, многие отдали предпочтение самостоятельному питанию. Но в целом для населения города кризис прошёл сравнительно незаметно: уровень средней зарплаты в Геленджике вырос, а прошлой осенью мы были признаны победителями всероссийского конкурса на самый благоустроенный среди городов с численностью населения до 100 тысяч человек. Я бы с благодарностью отметил и активность малого и среднего бизнеса — в 2009 году мини-гостиницы в Геленджике росли как грибы. Кроме того, на 1 200 метров была увеличена протяжённость набережной, а в этом году планируется благоустроить ещё один километр: сегодня наша набережная — самая протяжённая на юге России и её можно без препятствий пройти из конца в конец пешком или проехать на велосипеде.

Конечно, на некоторых инвестпроектах кризис отразился, но на наиболее принципиальных площадках строительство продолжалось и будет завершено в нынешнем году. Самые крупные из ожидаемых открытий — это новый корпус отеля «Приморье», которому будет присвоена категория «5 звёзд», и апарт-отель «Сады морей» компании ООО «Инвестгруп-апарт». Кроме того, ООО «Инвестгруп-отель» строит первую в городе гостиницу класса «5 звёзд», которая войдёт в сеть Hilton. Когда это произойдёт, Геленджик первым из черноморских курортов попадёт в каталог Hilton, так что город можно будет рекламировать на новом уровне.

— Чем бы вы тогда объяснили рост популярности Геленджика в курортном сезоне 2009 года? Обострилась ли в связи с кризисом конкуренция между черноморскими курортами?

— Сложно сказать, насколько обострилась наша конкуренция с тем же Сочи, но в первую очередь среди наших преимуществ я бы отметил транспортную составляющую. Человек, приезжающий на курорт, должен прежде всего чувствовать себя комфортно, а от часовых пробок никто удовольствия не получает. Анализ туристического потока показывает, что три четверти отдыхающих приезжают в Геленджик автотранспортом, в том числе и потому, что сюда добраться на автомобиле или автобусе гораздо проще, чем в Сочи. Поэтому мы предпринимаем все меры по расширению дорог, созданию условий для парковок и стоянок, минимизации пробок и заторов. Это касается и магистральных дорог, и второстепенных, двухполосных, которым мы стараемся добавить ещё одну полосу. Ещё одна насущная задача, которой мы уделяем особое внимание — строительство закрытых кафе, баров и дискотек. С одной стороны, это даст им возможность работать круглый год. С другой, развлекательные заведения не должны мешать отдыху людей. Сейчас много говорят и пишут в интернете, что в Геленджике закрыты дискотеки на пляжах. Я понимаю, что были недовольные, но на самом деле от музыки по ночам получают удовольствие единицы, а остальные страдают. Если мы рекламируем Геленджик как город-праздник, то условия комфортного отдыха должны быть созданы для всех отдыхающих. Это касается и прилегающих к городу курортных посёлков: они должны выглядеть не хуже, чем город, то есть там необходимы своя набережная, приличные гостиницы и вообще вся необходимая инфраструктура.

— Существуют ли прогнозы по увеличению числа отдыхающих в связи с долгожданным открытием геленджикского аэропорта?

— Сегодня самолётами через аэропорты Краснодара и Анапы в Геленджик прибывает всего 7–10 процентов отдыхающих. Насколько возрастёт их доля после начала полётов, будет зависеть от авиакомпаний, но в том, что благодаря недорогим билетам привлекательность курорта повысится, в том числе в межсезонье, сомнений нет. В середине декабря 2009 года администрация аэропорта провела его презентацию для представителей двадцати авиакомпаний, регулярные полёты должны начаться этой весной.

— Заинтересован ли Геленджик в увеличении потока неорганизованных туристов?

— Из 2,7 миллиона человек, отдохнувших прошлым летом в Геленджике, только 700 тысяч размещались в санаторно-курортном комплексе, остальные — в мини-гостиницах и частном секторе. Иными словами, в неорганизованных туристах у нас нехватки нет, но должны быть достойные возможности для их отдыха. Сегодня администрация края ставит перед нами задачу создавать условия для автокемпингов, и тут есть над чем работать, это даст дополнительный приток неорганизованных отдыхающих. Люди сегодня считают каждую копейку, многие готовы отдыхать в палатках, но поверьте, достаточно и тех, кто приезжает на «мерседесах», но хочет отдыхать именно дикарём.

Идеология отдыха

— Что может предложить Геленджик тем туристам, которые привыкли отдыхать за границей, но в принципе готовы вернуться на российские курорты?

— Мы можем отвоевать наших туристов у иностранных курортов, но только совместными усилиями бизнеса и власти. К сожалению, пока лишь немногие предприниматели — в первую очередь речь идёт о малом и среднем бизнесе — осознают свою ответственность перед туристами, особенно в августе, когда цены на проживание часто не соответствуют здравому смыслу. Кроме того, мы должны понимать, что без федеральной поддержки в области транспортных тарифов конкурировать с Турцией мы не сможем. Арифметика говорит сама за себя: летом авиабилет из Москвы на Черноморское побережье может стоить столько же, как неделя в пятизвёздочном отеле в Турции. Что касается общего благоустройства, то Геленджик можно вполне считать курортом европейского уровня — в плане инфраструктуры здесь уже есть всё, что делается за границей. Сейчас мы собираемся значительно увеличить количество малых архитектурных форм, построить несколько фонтанов. Есть и идея установить скульптуру белой невесты — символ города у нас пока не представлен в таком виде. Отдельно я бы отметил проблему пляжей, которых сегодня и правда катастрофически не хватает, эту задачу мы регулярно решаем вместе с увеличением протяжённости набережной. В более отдалённой перспективе — проект объединения всех систем ливневой канализации города и выноса их за пределы бухты. 

— В Геленджике в соответствии с европейской практикой организации туризма создано некоммерческое партнёрство по продвижению курорта. Насколько его деятельность повлияла на результаты прошедшего курортного сезона?

— Решение создать некоммерческое партнёрство было принято, когда стало ясно, что одних только бюджетных средств для продвижения курорта недостаточно. Сейчас в нём участвуют уже около 200 предприятий различного профиля, в том числе даже автотранспортники. Источниками финансирования деятельности партнёрства являются вступительные и ежегодные членские взносы, которые зависят от оборота конкретного предприятия и в среднем составляют 30 тысяч рублей в год, добровольные пожертвования, а также доходы от предпринимательской деятельности партнёрства (например, проведения работ по сертификации предприятий торговли и общественного питания, классификации средств размещения). Помимо того, что НП представляет курорт в регионах, оно также ведёт образовательные программы для своих участников и помогает средствам размещения получать «звёзды». Участники НП получают возможность размещать информацию о себе на сайте НП, участвовать в различных выставках и рекламных кампаниях и так далее. Результаты деятельности НП сказались быстро. Если в 2008 году Геленджик был представлен на пяти или шести выставках, то в 2009-м мы участвовали уже в 15 таких мероприятиях во всех регионах. Очень важно также, что некоммерческое партнёрство может рекомендовать своим членам проводить определённую ценовую политику и тем самым регулировать цены на размещение.

— Что делается в Геленджике для того, чтобы преодолеть сезонность отдыха на Черноморском побережье? Есть ли в последние годы положительная динамика в этом направлении?

— У Геленджика есть всё, чтобы быть привлекательным для туристов круглый год. В первую очередь, наш козырь в межсезонье — это лечебная база, в том числе по льготникам — здесь загрузка в «низкий» сезон у нас составляет 100 процентов. Возможности для оздоровительного туризма на Черноморском побережье не хуже, чем на Кавминводах, но люди по привычке едут лечиться туда. Во-вторых, деловой туризм: у наших отелей есть хорошие конгрессные возможности, в том числе в комплексе «Надежда» — конгресс-холл на 1000 мест, в отеле «Приморье» — конференц-зал на 250 мест и так далее. В-третьих, мы хотели бы сделать Геленджик тренировочной базой для российских спортсменов, которые зимой чаще всего выезжают в Турцию или Объединённые Арабские Эмираты. Надо сказать, что благодаря политике развития курорта нам уже удалось серьёзно увеличить и основной сезон. В конце мая много туристов приезжает в Геленджик на карнавал, хотя купаются в это время ещё далеко не все. А в прошлом сентябре мы увидели здесь состоятельную публику, которая приехала не для того, чтобы лежать на пляже, а чтобы гулять по городу. Для этой аудитории, собственно, мы и строим нашу набережную и развиваем такие объекты, как сафари-парк, канатные дороги, форелевое хозяйство, архитектурный «Старый парк» в Кабардинке, которые позволяют нам предложить возможности отдыха, альтернативные той же Турции.                                                          

«Эксперт Юг» №12-13 (101)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама