ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Уникальный торгово-оздоровительный сплав

2010

Создание и продвижение бренда Пятигорска предполагается совместить с крупными девелоперскими проектами, направленными на создание новой городской среды

Создание Северо-Кав­каз­ско­го федерального округа поставило новые задачи развития региона Кавказских Минеральных Вод и его крупнейшего города — Пятигорска. Сегодняшний Пятигорск производит впечатление территории, которая долгое время развивалась стихийно и неравномерно: фешенебельные пансионаты здесь соседствуют с аварийным старым фондом, исторические особняки с кричащим новоделом, курортная атмосфера с вездесущей торговлей. Очевидно, что при сохранении подобного положения дел, без формирования более комфортной городской среды противоречия между разными составляющими жизни Пятигорска будут стопорить его развитие. Для решения этого вопроса пятигорская администрация год назад обратилась к крупной международной девелоперской компании Knight Frank, в феврале стороны подписали соглашение о продвижении бренда Пятигорска на российском и мировом рынках. По мнению директора департамента элитной недвижимости Knight Frank Игоря Рогановича, Пятигорск необходимо продвигать как территорию, сочетающую потенциал спа-курорта и транспортно-коммерческого хаба — возможно, это вообще уникальная позиция на мировом туристическом рынке.

— Каковы основные направления партнёрства Knight Frank с администрацией Пятигорска? На какой период заключён договор о сотрудничестве?

— У администрации Пятигорска есть стремление сформировать имидж города с учётом развития современных технологий привлечения инвестиций, в том числе путём сотрудничества с иностранными компаниями. Knight Frank начал парт­нёрские отношения с администрацией Пятигорска в начале 2009 года как консультант по маркетинговой и инвестиционной стратегии развития ряда участков на территории города, потенциально рассматриваемых к вхождению в состав особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, а также как консультант по общему развитию территории. С нашим участием были подготовлены такие площадки, как «Комплексное развитие окружения Новопятигорского озера» и курортно-рекреационный комплекс на юго-восточном склоне горы Машук. Первые результаты нашей работы в виде инвестпроектов по организации в Пятигорске новых общественных и торговых зон были представлены на прошлогоднем инвестиционном форуме в Сочи. Мы рассматриваем взаимодействие с администрацией Пятигорска как долгосрочный проект, в том числе благодаря имеющемуся у нас опыту привлечения инвестиций и связям с самими инвесторами. Поэтому наша базовая задача — создание концепции развития отдельных участков земли с учётом общей направленности развития и позиционирования города. Взаимодействие с администрацией города ведётся в режиме консультаций в процессе подготовки инвестиционных проектов по отдельным территориям и их представления заинтересованным инвесторам.

— Как бы вы охарактеризовали содержание бренда «Пятигорск»? В чём состоит его уникальность и можно ли сравнивать Пятигорск с другими курортными городами мира?

— Мы считаем, что жителям Пятигорска сильно повезло. Пятигорск уникально сочетает потенциал не просто спа-курорта, а национального центра оздоровления с потенциалом места, где пересекаются торговые пути юга России. То есть Пятигорск — это не только курорт, где может быть обеспечен круглогодичный приём туристов, но и существенная возможность появления новых рабочих мест в отраслях, не связанных с туризмом. Другие такие примеры в нашей стране стоит поискать. Для Европы такое сочетание нехарактерно: как правило, европейские курорты, например Баден-Баден или Карловы Вары, удалены от центров торговли и являются чисто курортными городами. Кроме того, Пятигорск характеризует хорошая транспортная доступность со всех направлений, близость аэропорта Минеральные Воды — для Пятигорска это просто подарок. Одним словом, Пятигорск выступает торговым и транспортным хабом для всего Северного Кавказа. Это очень важно для территориального развития города, поскольку любой проект площадью от 20–30 гектаров должен быть подключён к транспортным магистралям, и в Пятигорске этот вопрос решить проще, чем во многих других городах. Поэтому к имеющимся в городе традициям в туризме и коммерции нужно добавить прогрессивные технологии, и сочетание этих двух начал и должно стать посланием для инвестора. При этом нет разницы, будет это российский инвестор или иностранный — подход в данном случае должен быть единым.

— Есть ли у Knight Frank аналогичные проекты в России, и какой у компании мировой опыт в этом направлении?

— Мы работаем с администрациями нескольких российских городов, на Юге активно консультируем «Олимпстрой» в аналогичном ключе — привлечение инвесторов на готовые площадки. На международном уровне Knight Frank также выступает консультантом по концепциям градостроительного развития, в особенности в том секторе, который именуется urban regeneration, то есть наделение новыми функциями старых городских зон. Например, в Лондоне Knight Frank работал над такими знаковыми проектами, как Олимпийский парк и железнодорожный вокзал King's Cross. Это передовая практика европейского градостроительства, и наша задача здесь состоит в том, чтобы помочь администрациям муниципальных образований, в том числе Пятигорска, подготовить пространство к приходу инвесторов. Когда есть определённость по юридическому статусу земли, инженерной и транспортной нфраструктуре, разговор с потенциальным инвестором приобретает предметность. Только после этого можно организовывать так называемые road-show, то есть презентации проектов для заинтересованных сторон.

— По словам главы администрации Кавминвод, перед главами муниципальных образований региона поставлена задача развиваться в имеющихся границах, то есть территориальное расширение городов Кавминвод не планируется. Какую стратегию развития вы предлагаете Пятигорску в такой ситуации?

— Конечно, для дальнейшего развития города вовсе не требуется осваивать все окрестные территории, тем более что Пятигорск и в существующих границах обладает достаточным запасом пространства. Городское планирование всегда связано с плотностью населения и рабочих мест, и если эта плотность невелика, её можно наращивать, например увеличив этажность застройки. Для Пятигорска, как и для многих других городов юга России, характерно наличие обширного частного сектора, и земля, на которой расположены старые кварталы, может осваиваться по-новому путём так называемого волнового переселения жителей в новые районы, что исключает социальную напряженность и сокращает сроки регенерации. При этом принципиально важным для Пятигорска является создание в центре города новых общественных зон, насыщенных коммерческой инфраструктурой, где люди могут собираться в тёплое время года. Города, где таких зон нет, считаются сегодня не очень удобными для жизни, а для курортных городов общественные зоны  просто необходимы — посмотрите на любой европейский курорт. 

— А готовы ли жители Пятигорска к переселению? Не получится ли так, как в Петербурге, где жители многих коммуналок в центре города не хотят расселяться, даже если находится инвестор, предлагающий им переехать в новое жильё на окраины?

— Здесь очень важно, насколько успешным окажется первый опыт и насколько качественным окажется альтернативный продукт. Кроме того, мы не предлагаем перестраивать весь город сразу. Если люди увидят преимущества переселения в новые районы, дальше этот процесс ускорится и принимать решение о переселении станет гораздо проще. Думаю, что ближайшие пять — десять лет и должны дать пример того, как с помощью волнового переселения можно решать проблемы развития города. Аналогичные проблемы есть во многих российских городах, например, в Ростове-на-Дону, Краснодаре или в Перми, и там, где в местной администрации есть прогрессивно мыслящие люди, проекты новой экспериментальной застройки рано или поздно возникают и начинают воплощаться в жизнь. Со стороны администрации Пятигорска мы тоже видим волю к изменениям. К этой воле должна прилагаться чёткая градостроительная политика в формате официально утвержденного генплана города.

— Какое влияние должно оказать на развитие Пятигорска появление здесь структур полпредства в Северо-Кавказском округе?

— В российских реалиях появление в том или ином месте федеральных органов власти означает открытие определённых возможностей инфраструктурного финансирования, что в конечном итоге дает импульс развития такого масштаба, который частный инвестор, конечно, обеспечить не может. Посмотрите на Сочи, какие деньги благодаря Олимпиаде сейчас инвестируются в городскую инфраструктуру и снятие бюрократических барьеров. Думаю, в перспективе ближайших трёх–пяти лет такие же процессы будут характерны и для Пятигорска. Выбор Пятигорска в качестве центра СКФО оптимален как с точки зрения его местоположения и функции транспортно-логистического узла, так и потому, что на Кавказе сложилась определённая модель общения представителей разных республик, когда они приезжают по своим общим делам именно в Пятигорск. 

— Может ли возникнуть конкуренция за инвесторов между Пятигорском и другими городами Кавминвод? Например, очевидно, что региону нужен большой конгрессный центр, но в каком городе его строить и кто, соответственно, получит от этого основную прибыль?

— Девелопмент территорий хорош тем, что не бывает двух одинаковых участков и всегда можно создать диверсифицированный продукт. Поэтому не стоит бояться внутренней конкуренции городов Кавминвод. Конкуренция должна вестись скорее за потребителей тех или иных услуг, а не за конкретные площадки, поэтому один большой проект может быть разбит на несколько ориентированных на разные целевые аудитории. Например, если взять выставочные площади, то в Москве, помимо «Экспоцентра», есть выставочный центр «Крокус», где площади вводились постепенно, по мере того, как их начинало не хватать в рамках существующего предложения. Аналогичным образом на ближайшие десять лет Кавминводам, возможно, хватит одного конгрессного центра, но дальше, не исключено, понадобится и другой, и это нужно учитывать уже сегодня.  

— Как вы считаете, насколько перспективна идея объединения всех городов Кавминвод в единую агломерацию? Насколько этот вопрос может стать актуален, если в регион КМВ усилится миграция в связи с начинающимся здесь возрождением туристической отрасли?

— С учётом взаимного расположения городов Кавминвод и сложившихся между ними связей каких-то особенных плюсов от слияния в агломерацию, по большому счёту, не просматривается. Формирование агломераций больше характерно для США, можно привести пример агломерации Лос-Анджелеса, которая развивалась благодаря значительной концентрации населения и большими расстояниями между отдельными входящими в агломерацию городами. Население Кавминвод достаточно статично, а расстояние между городами невелико, при этом каждый город сам весьма индивидуален. В рамках региона Кавминвод Пятигорск будет сохранять свою специфику сплава туристических услуг и коммерции, а другие города могут стать более курортными, потому что интенсивное развитие торговли нужно не везде. Трудовая миграция — это совершенно естественно для динамично развивающихся территорий, и улучшение жизненных условий в регионе логично влечёт за собой приток людей. Но здесь возникает два вопроса: какие отрасли должны развиваться в первую очередь и насколько квалифицированными окажутся новые рабочие руки. В данном случае очень важно наличие в регионе Кавминвод развитой сферы высшего образования, поскольку если люди уезжают получать образование в другое место, привлечь их обратно довольно затруднительно.

«Эксперт Юг» №12-13 (101)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама