Наступление танкерами

Русский бизнес
Москва, 30.08.2010
«Эксперт Юг» №32-33 (121)
Крупнейшая судоходная компания юга России «Новошип» приняла новую стратегию развития до 2015 года — она сосредоточится на перевозке наливных и навалочных грузов

Согласно стратегии, ОАО «Новошип» («Новороссийское морское пароходство», с 2007 года консолидировано с ОАО «Совкомфлот») в ближайшие пять лет станет основной конвенционной платформой для танкерного флота России. Компания до 2015 года инвестирует до 1,5 млрд долларов в наращивание своего суммарного дедвейта за счёт крупнотоннажных танкеров 3 класса VLCC и Suezmax, а также балкеров Panamax ледового класса.

Операция омоложения

Стратегия омоложения флота «Новошипа» была принята в 2005 году ещё прежним руководством компании. Причиной этого стал значительный износ судов: их средний возраст доходил до 19 лет, и они не могли удовлетворять ни техническим, ни экологическим нормам. Кроме того, развитие транспортных потоков и рост грузооборота южнороссийских портов требовали судов большего дедвейта. По данным Федерального агентства морского и речного транспорта, сегодня внешняя торговля перевозит грузы судовыми партиями по 35–50 тысяч тонн. А весь российский флот находится в диапазоне до 15 тысяч тонн — это флот прибрежного, но никак не далёкого плавания.

Из-за уровня судов «Новошип» в своё время не смог выиграть тендер на обслуживание выносного причального устройства Каспийского трубопроводного консорциума, выгодный семилетний контракт с которым заключило СП Smith Осто — Looktrans Ltd, созданное компанией Looktrans shipping Ltd и голландской фирмой Smith Осто Маrine, у которого нашлись танкеры дедвейтом порядка 150 тысяч тонн.

Для исправления ситуации была принята стратегия омоложения флота, согласно которой только до 2008 года «Новошип» закупил 25 новых двухкорпусных судов, нарастив суммарный дедвейт до 3,4 млн тонн и постепенно избавляясь от всех однокорпусных танкеров. Ещё два танкера Suezmax дедвейтом 157 тысяч тонн, построенные на китайских верфях, вошли в состав флота в 2009–2010 годах. При этом в руководстве «Новошипа» подчёркивали, что не ставят задачу наращивать численность флота более чем до 60–70 единиц, так как сложность управления им в этом случае заставит делить компанию на несколько частей.

На момент акционирования в ноябре 1992 года в «Новороссийском морском пароходстве» числилось 101 судно суммарным дедвейтом 4,7 млн тонн и средним возрастом 14,3 года. После завершения программы модернизации на 31 марта 2010 года флот «Новошипа» состоял из 56 судов суммарным дедвейтом 4,655 млн тонн и средним возрастом 7,3 года (при среднемировом показателе 12 лет). Из них 99,4% тоннажа — танкеры.

Как сообщил «Эксперту ЮГ» президент «Новошипа» Игорь Тонковидов, за время реализации стратегии суммарный дедвейт компании вырос на 48%, возраст судов снизился вдвое, активы выросли в два раза (до 2,4 млрд долларов), объём продаж увеличился на 18%, сумма, направленная на выплату дивидендов, выросла в девять раз.

Синергия «большого брата»

В июне 2007 года произошла консолидация активов двух ведущих отечественных судоходных компаний — «Новошипа» и государственного «Совкомфлота», что по суммарному дедвейту (10,5 млн тонн и 145 судов) и капитализации (3,5–4 млрд долларов) вывело объединённую компанию в пятёрку крупнейших мировых танкерных перевозчиков. На сегодняшний день группа занимает первое место в мире в сегменте танкеров-продуктовозов, второе — по танкерам Aframax, четвёртое — по танкерам Suezmax.

«Поступательная реализация стратегии развития ОАО “Новошип” в составе группы “Совкомфлот” и синергетический эффект объединения компаний дали возможность в отчётном периоде стабильно финансировать инвестиционную программу, сохранять конкурентный уровень заработной платы и социальных гарантий плавсоставу и береговому персоналу», — говорит председатель совета директоров ОАО «Новошип» Сергей Франк, комментируя результаты 2009 года. К примеру, чистая прибыль «Новошипа» в 2009 году составила 75,5 млн долларов.

Однако посткризисные реалии ставят теперь перед компанией другие задачи на фоне изменений в глобальной энергетике. В частности, по прогнозам представителей «Новошипа», в течение ближайших пяти лет будет расти рынок крупнотоннажных перевозок сырой нефти в Китай и Индию, где энергопотребление за счёт развития экономики неуклонно увеличивается. Кроме того, ожидается рост экспорта угля из замерзающих портов России. В первую очередь, речь идёт о востребованных в растущей металлургии коксующихся углях.

Поэтому «Новошипу», наряду с закреплением в уже освоенных сегментах рынка, теперь необходимо будет расширять своё присутствие в новых секторах. В частности, речь идёт о приобретении крупнотоннажных танкеров 3 класса Suezmax (дедвейтом 160–320 тысяч тонн) для перевозки сырой нефти и возвращении в балкерный сектор с покупкой судов типразмера Panamax ледового класса (дедвейтом до 65 тысяч тонн). К слову, именно объединённая компания сегодня обладает крупнейшим в мире флотом для работы в ледовых условиях, являясь оператором номер один в сегменте арктических челночных танкеров и судов-газовозов ледового класса.

В реализацию своей судостроительной программы руководство компании намерено инвестировать до 2015 года 1,5 млрд долларов. Пока не сообщается, где и сколько судов будет закуплено на эти средства. Но если у группы налажены хорошие контакты с корейскими верфями, которые строят суда различных классов за приемлемые деньги, то вероятнее всего, что заказы пойдут Hyunday Heavy Industries Offshor. Хотя не исключено, что Suezmax продолжат закупать в Китае.

При этом, по утверждению г-на Тонковидова, в ближайшие пять лет «Новошип» станет основной конвенционной платформой для танкерного флота России, расширив своё присутствие практически во всех сегментах. По его данным, в течение ближайших полутора лет руководство Каспийского трубопроводного консорциума планирует увеличить экспорт нефти из Новороссийска, что делает «Новошип» вполне естественным «географическим» претендентом на эти объёмы.

«Мы планируем участвовать в крупных индустриальных проектах, которые позволят нам закрепиться на надёжной грузовой базе, используя преимущества комплексной логистики, — сообщил президент “Новошипа”. — Речь идёт о перевозке нефти в черноморском бассейне, вывозе угля из балтийских портов, развитии отношений с китайскими и венесуэльскими партнёрами. Перспективным мы считаем и присутствие нашего флота у берегов Бразилии, Вьетнама и Западной Африки». В результате реализации новой стратегии, считает г-н Тонковидов, «Новошип» станет одним из ключевых перевозчиков в портах Чёрного моря и Дальнего Востока.

Предполагается, что компания очень вовремя начала уход в сегмент крупнотоннажных перевозок. Её основной конкурент в черноморском бассейне, турецкая группа компаний Palmali, в текущем году уже подписал с одной из японских верфей контракт на покупку двух танкеров Aframax дедвейтом 107 тысяч тонн (сумма сделки — 120 млн долларов), а до конца года планирует приобрести более крупные танкеры типразмера VLCC (300 тысяч тонн) и Suezmax (165 тысяч тонн). Пока крупнотоннажных танкеров у «Новошипа» всего два. Кто выиграет в этой гонке, тот и получит наиболее выигрышные контракты на перевозки.

Вполне обоснованным представляется и возвращение в балкерный сектор, обслуживающий грузы, перевозимые насыпью и навалом. Как заметил «Эксперту ЮГ» аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Анатолий Каплин, именно балкерный флот во время кризиса на фоне падения фрахта лучше всего себя показал, практически сохранив объёмы перевозок. Составляя до 40% мирового торгового флота, балкеры сумели добиться загрузки своих объёмов на 92–94% за счёт развития экономик Юго-Восточной Азии. К тому же, заторы в крупных портах положительно сказались именно на небольших по объёмам балкерах, позволив им загружаться в первую очередь. Согласно прогнозам аналитиков компании Golden Ocean, спрос на балкерные перевозки будет увеличиваться, что не в последнюю очередь связано с ростом импорта железной руды и угля в Китай, угля в Индию, а также с улучшением экономической ситуации в мире в целом.

С другой стороны, считает генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов, балкерный рынок — наиболее спекулятивный. «Если в нём не разбираться, можно сильно проиграть — и я не уверен, что в “Новошипе” сегодня хорошо в нём разбираются», — говорит г-н Безбородов. 

В любом случае синергетический эффект от стратегического партнёрства с «Совкомфлотом» может помочь новороссийской судоходной компании в ближайшее время расширить свои позиции не только в танкерных перевозках, но и в сегментах, которые считались до недавнего времени утраченными для «Новошипа».   

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №32-33 (121) 30 августа 2010
    Судьба игорной зоны
    Содержание:
    Как не рассыпать мусор по дороге
    Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
    В ожидании вала банкротств
    Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
    Очень, очень плохой банк
    ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать
    Реклама