ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Вид региона из интернета

2010

Профессиональные веб-разработчики и пользователи электронных ресурсов госведомств считают, что эти ресурсы не отвечают самым очевидным требованиям. Это, среди прочего, оказывает влияние на имидж региона и его властей

18 августа в Ростове-на-Дону прошёл круглый стол «Имидж региона», на котором четыре профессиональные организации (южное отделение Российской ассоциации специалистов по связям с общественностью (РАСО), Клуб финансистов, Клуб ИТ-директоров и Клуб HR-директоров) обращали внимание друг друга на проблему брендинга Ростова и области. Общение происходило именно в кругу специалистов, поскольку представителей власти на мероприятии не было. Однако среди тем, поднятых в ходе круглого стола, была обозначена одна системная проблема, не решив которую, нет почти никаких шансов рассматривать в прогрессии развитие Дона — ни с точки зрения внешних наблюдателей (инвесторов, туристов), ни с точки зрения внутренних его «пользователей».

Подавляющее число лиц, чьё положительное мнение о регионе заботило инициаторов круглого стола, а по идее, должно беспокоить и органы власти, попадают в регион через интернет: это и инвесторы, и предприниматели самого региона, являющиеся локомотивом его экономики. Таким образом они получают информацию об основных экономических показателях области, контактные данные, тексты нормативных документов для ведения бизнеса — малого и крупного. По общему мнению собравшихся, большинство которых являются активными посетителями сетевых ресурсов власти, эта точка входа может считаться одним из наиболее уязвимых мест имиджа власти и региона в целом.

Состояние среды на 2010 год

Ростовская область представлена в сети тремя видами агрегирующих информацию ресурсов: новостными порталами и интернет-версиями региональных медиа, сообществами на блог-хостингах и в социальных сетях и сайтами госструктур разных уровней. Первые две разновидности не являются темой обзора, хотя следует заметить, что развиты они слабо, в особенности в сравнении с аналогичными сайтами других регионов (например, Краснодарского края, Свердловской области, Новосибирской области). Третью разновидность составляют центральные представительства властей: сайт мэрии Ростова Rostov-gorod.ru, сайт областной администрации Donland.ru и региональные подразделения разнообразных госведомств.

Последним повезло: их разработкой системно занимаются центральные управления, поэтому они занимают высокую ступень на лестнице интернет-эволюции, предоставляя работающие сервисы и актуальную информацию. Михаил Акопьян, вице-президент Ростовского клуба финансистов, является частым пользователем подобных ресурсов и отмечает, в частности, хорошую работу регионального подразделения налогового ведомства (r61.nalog.ru). «Отличной оценки, — добавляет г-н Акопьян, — заслуживает сайт арбитражного суда в целом и его ростовского подразделения в частности (Arbitr.ru, Rostov.arbitr.ru). На нём практически в режиме реального времени можно посмотреть графики и историю рассмотрения арбитражных дел, что бывает чрезвычайно полезно при поиске информации о потенциальных контрпартнёрах».

Практически все, с кем беседовал «Эксперт ЮГ», особо отмечают сайт ростовской мэрии, который и в самом деле выглядит сверхинформативно; лента новостей в нём обновляется с заметной частотой, есть даже версия на английском языке (правда, содержательно менее насыщенная, без оперативной информации). На сайте уже давно функционирует интернет-приёмная, в которой можно оставлять свои жалобы, направляемые в соответствующие ведомства, и есть немало примеров, подтверждающих, что этот сервис исправно функционирует. Возможно, кому-то главная страница покажется перенасыщенной из-за обилия сервисов и информационных блоков, но по общему мнению специалистов в области веба, дизайн сайта городской администрации более всех приближается к современным стандартам в этой области.

Бесплодная земля

Наибольшие нарекания вызывает сайт областной администрации Donland.ru. Несмотря на то, что сайт занял второе место в итоговом сводном рейтинге информационной открытости исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, он, по мнению Михаила Акопьяна, перегружен и недостаточно систематизирован. «Процесс регистрации на torgi.donland.ru требует отдельных комментариев, — поясняет г-н Акопьян. — Заполнив достаточно подробную анкету со всеми реквизитами компании, её необходимо распечатать, заверить «мокрой» печатью и принести в администрацию. После этого вам, быть может, откроют доступ к участию в торгах. Текстовый поиск вроде бы реализован, но быстро найти требуемую информацию у меня не получилось».

Учитывая практическую потребность и общегосударственный курс на поддержку малого бизнеса, в региональном секторе интернета существует целый ряд ресурсов, которые призваны помочь малым бизнесменам сориентироваться в законодательстве, госпрограммах и актуальных юридических вопросах: страница на сайте администрации (с весьма сложным адресом и трудно находимая с первого раза), сайт Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства R911.ru и портал малого бизнеса Дона Mbdon.ru, разработанный по заказу министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области. Михаил Акопьян отмечает, что эти сайты, несмотря на общие тематику и цель, не содержат эффективной системы гиперссылок друг на друга, а поиск информации на них занимает много времени.

Роман Забродин, генеральный директор компании «Эксперт-Система Юг», неоднократно сталкивался с государственными интернет-ресурсами и как пользователь, и как создатель, участвуя в разработке интернет- и интранет-порталов различного назначения — информационных, госуслуг, автоматизированных информационных систем. Он отчётливо видит системные проблемы властей: отсутствие концепции и стратегии развития инфоресурсов, просчёты в архитектуре создаваемых систем вследствие недальновидности и отсутствия стратегии, малое время реализации проектов, низкий уровень владения современными инфокоммуникационными технологиями.

Ирина Вереникина, генеральный директор веб-разработчика «Информа», говорит, что, даже сделав поверхностную ревизию госпроектов в интернете, можно составить длинный список замечаний к ним. «Не в моих правилах судить о визуальной составляющей интернет-проектов, это штука субъективная, а вот что касается соблюдения элементарных правил проектирования структуры, то здесь много нареканий, — рассказывает г-жа Вереникина. — При создании российских госресурсов мало кто думал о конкретной пользе. Сайтами закупок могут пользоваться только очень терпеливые люди, именно поэтому наплодились компании, которые по заранее заданному запросу высылают уже отобранные тендеры, подходящие по специфике или по региону. Раньше такие услуги стоили копейки, и мы ими пользовались, теперь цены на них сильно выросли».

Человекоориентированные сервисы

Специалисты сходятся в том, что решение проблемы дезорганизованности и отсталости представительств госструктур в интернете необходимо искать вне этих самих структур, отдавая разработку ресурсов на аутсорсинг. Роман Забродин говорит, что целый ряд исследований проблем предоставления госуслуг показал: ключевые издержки, не считая коррупционных, определяются временем получения информации об услуге, а также потерями времени на неправильное заполнение документов или сбор недостающих бумаг. По экспертным оценкам, до 80% негативного впечатления от процесса предоставления услуги у граждан можно отнести на счёт недостаточной информированности. «В качестве одного из способов предоставления информации о ходе исполнения услуги должен выступать ПГУ (портал государственных услуг), — рассуждает г-н Забродин. —  В этом случае следующим логичным шагом будет предоставление, где это возможно, результатов исполнения государственной услуги в электронном виде, что потребует обеспечения легитимности электронных версий документов. Эта задача может быть решена только при условии взаимодействия с органом власти, наличия отдельных организационных и правовых механизмов поддержки этого взаимодействия».

Таким образом, выделяются следующие задачи, которые должны решаться электронными госресурсами: 1) информирование о госуслуге; 2) предоставление соответствующих форм и бланков для её получения; 3) информирование о ходе её исполнения; 4) получение этой услуги в электронном виде. Ирина Вереникина развивает возможную стратегию развития, указывая на потенциальные её препятствия. «Реализовать это технически вполне возможно, коммерческие структуры подобными системами давно пользуются, — поясняет г-жа Вереникина. — Проблема в том, что эту систему необходимо администрировать, оперативно публиковать информацию, оперативно реагировать на запросы, для того чтобы все возможные предварительные действия человек мог совершить через интернет. Сервисы не должны ограничиваться возможностью распечатать квитанцию: это и так не проблема».

Роман Забродин делает неутешительный вывод из проделанной десятилетней работы по освоению ФЦП «Электронная Россия», существующей с 2000 года. «Программа заканчивает свое действие в этом году. Очевидно, что и половина поставленных задач не решена, за этот период большинство проектов в рамках программы провалилось или сошло на нет, но деньги освоены, — считает г-н Забродин. — К сожалению, в нашей стране продвижение любой программы до сих пор зависит от решения высших лиц государства и прокуратуры: как только контроль начнёт ослабевать, все усилия будут распыляться». Решение этой глобальной проблемы, обусловленной отсутствием навыков внедрения в федеральном масштабе, Роман Забродин видит в назначении конкретного исполнителя, ответственного за реализацию этих и подобных программ, такого, как госоператор «Ростелеком».

Ирина Вереникина приводит в пример работу электронного подразделения органа исполнительной власти страны, которая во многом является антагонистом России: USA.gov. «Даже если посетитель не знает языка, — отмечает г-жа Вереникина, — ему всё будет понятно. Сервисы на сайтах госведомств необходимо создавать совместно с профессиональными разработчиками и другими специалистами, которые могут быть полезны, например, с психологами. Опрашивать людей, сотрудников организации: за чем прежде всего люди обращаются, каким образом они задают вопросы. Эта нелёгкая работа должна вылиться в простую и комфортную систему, которая облегчит гражданам общение с госструктурами, а госструктурам — общение с гражданами».

«Эксперт Юг» №32-33 (121)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама