Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Особенности южной индустриализации

2010
Иллюстрация: Дмитрий Горунов

Проект модернизации для юга России предполагает устойчивый вектор на новую индустриализацию. Уникальным ресурсом региона в этом процессе является капитал, накопленный торговлей

Справедливости ради надо сказать, что на IV Форуме крупнейших компаний юга России слово «модернизация» из уст участников звучало не так часто, хотя именно оно было вынесено в название мероприятия. Однако из сказанного на форуме, а также из представленного в его рамках свежего рейтинга крупнейших компаний региона можно сделать уверенный вывод: в наиболее передовых субъектах юга России модернизация уже стала реальностью — если понимать модернизацию прежде всего как сознательное развитие национальных производительных сил. Именно в таком контексте говорил о модернизации в своём пленарном выступлении генеральный директор медиахолдинга «Эксперт» Валерий Фадеев. Новая индустриализация, формирование инновационного комплекса, равномерное размещение производительных сил — таковы, по его мнению, составляющие модернизации. Сейчас на юге России мы наблюдаем все три процесса с той или иной степенью региональной специфики.

Прежде всего, сегодня уходит в прошлое советская схема экономического районирования, согласно которой на юге России промышленность (причём в основном крупная) была сосредоточена главным образом в Ростовской области, а Кубань и Ставрополье рассматривались преимущественно как аграрные регионы с существенной долей туризма. Новый принцип размещения промышленности на Юге — пусть расцветают все цветы, желательно — в виде букетов: специализированных кластеров, технопарков и новых промышленных зон. В рамках этих структур не идёт речи об индустриальных гигантах — предпочтение отдаётся небольшим предприятиям, которые просто запустить и столь же просто свернуть или перепрофилировать. Новым принципам территориальной организации промышленности была посвящена одна из панельных дискуссий форума, основной вывод которой — новые промзоны и индустриальные парки позволяют максимально задействовать все основные ресурсы региона.

Торговый ресурс региона

Яркой особенностью новой индустриализации юга России является особая роль в этом процессе торговли. Для региона в силу его географического положения и менталитета жителей торговля всегда была основой хозяйства. Поэтому тот послекризисный тренд к преобладанию торговли над промышленностью, который был зафиксирован в последнем рейтинге крупнейших компаний Юга, означает, скорее всего, возвращение экономики региона в её «естественное» состояние. Более того, первоначальное накопление южного капитала произошло именно в крупных торговых структурах, а не в банковской сфере, которая в регионе пока откровенно слаба. В рейтинге «Эксперт ЮГ-250» представлено всего четыре региональных банка, а в первой сотне крупнейших банков России — лишь два («Центр-инвест» и «Уралсиб Юг», ставший недавно филиалом головного «Уралсиба»). Другое дело — торговые компании, которых в южном рейтинге крупнейших несколько десятков, а превращение торгового капитала в промышленный — это для Юга процесс столь же органичный, как и общая «торговая» ориентация хозяйства. «Я сразу знал, что торговая компания — лишь средство к реализации более масштабного проекта, — признался в одном из интервью основатель агропромышленного холдинга “Евродон” Вадим Ванеев, ранее один из создателей оптовой компании “Мишель-Алко”. — Я всегда хотел создать крупную федеральную компанию, а “Мишель-Алко” не подходила для этой роли. Нужно было производство. Я стал искать нишу». Характерно, что «Евродон» — один из первых резидентов новых индустриальных парков в Ростовской области.

«Торговый потенциал будет переплавляться в промышленный», — так не столь давно обозначил «Эксперту ЮГ» стратегию экономического развития Краснодара глава администрации города Владимир Евланов. Южный бизнес всегда тяготел к образованию вертикально интегрированных торгово-промышленных холдингов — особенно активно этот процесс шёл в Ростовской области (см. таблицу); теперь их создание будут, очевидно, стимулировать региональные власти.

В данном отношении юг России вообще находится в русле общемирового тренда: торговля заказывает музыку промышленности, а не наоборот. Потребительский спрос в современном мире предельно сегментирован — соответственно, производство «мельчает» и теряет былую романтику, стоявшую в советское время за словами «Магнитка» или «Днепрогэс», а торговля, напротив, укрупняется и усложняется. «Это «купи-продай» звучит оскорбительно. Самый лёгкий бизнес сейчас — это производство. Купил линию, в одну дырку засыпал сырьё, из другой вышел товар — уже упакованный», — в этой реплике основателя «Магнита» Сергея Галицкого из одного его недавнего интервью заключена суть того, что сейчас происходит в мировой экономике. По его словам, особенность России в том, что торговля в стране находится на более высоком уровне развития, чем промышленность — этим, считает Галицкий, и объясняется «индустриализация» торгового капитала.

Новошахтинский завод нефтепродуктов, построенный агропромышленной группой «Юг Руси» — самый красноречивый из недавних образцов этого процесса. Ранее ряд агропромышленных холдингов строил маслоэкстракционные заводы и портовые терминалы. Иллюстрацией того, как торговля порождает новую промышленность, является и бизнес компании, которая считается на юге России одной из наиболее закрытых — краснодарской Южной многоотраслевой корпорации (ЮМК). Этот холдинг, включающий порядка 35 предприятий, в нынешнем году по объёму реализации занял 11-е место в рейтинге «Эксперт ЮГ-250» и 202-е место в федеральном рейтинге 400 крупнейших компаний России РА «Эксперт». Основное торговое звено холдинга — созданная ещё в 1992 году компания «Кубаньоптпродторг» — в 2008 году заняло 189-е место в рейтинге 200 крупнейших непубличных компаний журнала «Форбс». Основой бизнеса ЮМК является оптовая торговля — именно в этой рубрике корпорация фигурирует в наших рейтингах. Но постепенно компания обрастает производственными мощностями. Это, например, пищекомбинат «Славянский», выпускающий напитки под маркой «Славянская лоза», производство консервов марки «Кормилица», кондитерская фабрика «Любимая Кубань», металлосервисный центр ООО «Металлглавснаб», мясоперерабатывающий комплекс «Динской», завод «КубаньТехГаз». Важно отметить, что речь идёт о ряде новых производств, созданных именно в последнее десятилетие, а в прошлом году к ним добавился и собственный банк.

Демократизация промышленности

Наверное, не стоит сегодня любую торговую компанию включать в список претендентов на свечной заводик. Однако мы видим, что реальная профессионализация торговли происходит тогда, когда компания дотягивается до конечного покупателя. Часто этого не случается — об этом свидетельствует и высокая доля оптовой торговли в рейтинге крупнейших компаний юга России (21%).

Власти всех ключевых регионов сегодня предложили широкому кругу инвесторов формат индустриальных парков, промзон и кластеров. При этом ориентация идёт не только на мировых лидеров, но и на аудиторию малого, среднего, крупного регионального бизнеса, ведь борьба сейчас ведётся не за создание промышленных гигантов. Власти активизировали усилия по созданию критической массы современной профессиональной гибкой промышленности — и поучаствовать в этой массе предлагается самой широкой аудитории. В ноябре, например, появилась информация о том, что группа компаний «Верона-Камень» планирует до 2012 года построить в станице Динской Краснодарского края камнеобрабатывающий завод стоимостью 62 млн рублей. Сумма инвестиций вполне скромная. Если говорить о финансовых возможностях, то такие вложения оказались бы под силу практически любому участнику рейтинга «Эксперт ЮГ-250». Указывая индустриальный вектор развития в ходе обсуждения проекта модернизации, власти в регионах сегодня создают дополнительные возможности для бизнеса, работающего на Юге. Впрочем, вряд ли ассортимент промзон, предлагаемый региональными администрациями, сегодня можно считать сформированным — скорее, процесс индустриализации как общий тренд пока только обозначен. На следующем этапе на первый план наверняка выйдет вопрос обеспечения новых индустриальных парков социальной инфраструктурой — стабильными каналами подготовки кадров, возможностями по размещению квалифицированных специалистов и их семей и т. д.

«Эксперт Юг» №45-47 (136)

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама