Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Ещё год продержаться

, 2011

По мнению многих игроков консалтингового рынка юга России, об окончании кризиса в этой сфере говорить пока преждевременно — за минувший год совокупный прирост выручки основных консалтинговых компаний региона вырос в пределах статистической погрешности. Однако значительное количество неосвоенных южными консалтерами ниш даёт основания для более активного роста рынка

Совокупные доходы консалтинговых компаний — участников четвёртого ежегодного рейтинга аналитического центра «Эксперт ЮГ» превысили в 2010 году полмиллиарда рублей (см. таблицу). Средние темпы прироста выручки региональных компаний, принявших участие в рейтинге, составили символические 1,7%, что ниже ожидаемого рынком уровня. В то же время, по данным очередного ежегодного исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», общая выручка 150 крупнейших консалтинговых компаний в России увеличилась по итогам 2010 года на 13%. Очевидно, такое расхождение в динамике связано с тем, что региональные компании в основном решали задачи иного порядка, нежели федеральные. Год назад при подготовке рейтинга консалтинговых компаний Юга по итогам 2009 года мы обнаружили, что около половины компаний из нашей базы данных исчезли, а оставшиеся формулировали задачу одним словом — выжить. Подводя итоги 2010 года, южные консалтеры опять собираются бороться за сохранение достигнутого уровня доходов.

В разных направлениях

Среди участников рейтинга нет единства в динамике изменения доходов за анализируемый период. Одним фирмам за 2010 год удалось показать высокий её уровень — например, выручка от оказания консалтинговых услуг у краснодарской компании «Аудит БЕЗ границ» увеличилась более чем на 50%, у АКГ «Ваш СоветникЪ» — почти на 50%, у таганрогской фирмы «АУДИТ-БЮРО» — на 38%. Лидеру рейтинга, консалтинговой группе «А-КОСТА», удалось заработать почти 67 млн рублей, что на 22,3% больше, чем в 2009 году. У других компаний, наоборот, произошло падение выручки на сопоставимом уровне — если посмотреть на доходы всех участников рейтинга, то как минимум у девяти компаний они снизились, причём на их долю приходится 30% совокупной выручки.

Столь же разнонаправленной выглядит и динамика численности персонала, хотя по этому показателю позитивные достижения более впечатляющи, чем негативные. Так, в «Консалт Гео Групп» и в Ростовской консалтинговой компании средняя численность сотрудников за год увеличилась более чем на 70%, в компании «Отечество» — на 50%. В целом у участников рейтинга выросли пороговые показатели производительности специалистов, обеспечивающих предоставление консалтинговых услуг. Двум компаниям по показателю выручки в расчёте на одного специалиста по итогам 2010 года удалось превысить отметку 2 млн рублей, ещё как минимум четырём — выручить свыше миллиона. Количество компаний-миллионеров по данному показателю по сравнению с прошлым годом увеличилось.

Во время кризиса многие компании в целях минимизации издержек отказывались от услуг сторонних консультантов и своими силами пытались решать задачи, ранее передаваемые на аутсорсинг. В этот период спрос на консалтинг упал, но при этом были заложены пока ещё с трудом измеряемые заделы на исправление ошибок, допущенных самими компаниями-заказчиками в процессе такой самостоятельной работы.

Структура рейтинга по направлениям консалтинга за минувший год представлена на графике. Объём реализации консалтинговых услуг в области оценочной деятельности составил почти четверть миллиарда рублей, и, оставаясь лидером в структуре оказанных услуг, оценка в целом продолжает динамично наращивать свою долю. Её вклад в общей выручке вырос с 34% в прошлогоднем рейтинге до 46,4% в текущем году. Увеличилась, хотя и менее стремительно, доля юридического консалтинга в области хозяйственного права — с 18,7% до 21,3%. Доля налогового консалтинга практически не изменилась. Примерно в 2,5 раза снизился вклад услуг в области финансового управления — с 9,4 до 3,7%. Экономили в прошлом году заказчики и на услугах в области маркетинга и связей с общественностью — доля этого сегмента снизилась с 4,2 до 1,8%. Кроме того, клиенты предпочитали самостоятельно заниматься стратегическим планированием и организационным развитием, в связи с чем доля консалтинга в этой области упала почти до нуля — с 4 до 0,5%.

Исходные условия

Разнонаправленность изменения доходов участников рейтинга как нельзя лучше говорит о сложившейся на рынке ситуации. Невозможно оспорить утверждение, что спрос на консалтинг в значительной мере производен от спроса на продукцию его клиентов. Но, сократившись почти мгновенно в ходе кризиса, восстанавливается рынок предсказуемо медленно. Поэтому совокупный символический прирост выручки более чем красноречиво характеризует ситуацию на рынке. К тому же клиенты консалтеров из ряда отраслей даже на благополучном Юге продолжают отмечать, что для них кризис ещё не закончился. Сравнивая 2009 и 2010 годы, директор ГК «Фабер Лекс» Дмитрий Шутько практически не видит изменений и отмечает лишь небольшой спад активности. Ещё пессимистичнее оценивают рыночную ситуацию в других компаниях. По оценкам директора ГК «Агентство оценки, экспертизы и консалтинга» Андрея Батырова, рынок консалтинга к концу 2010 года стабилизировался, а его ёмкость сократилась до 30%.

Не исчезла и такая проблема, как демпинг, существенно влияющий не только на ёмкость, но и на весь рынок в целом — на это поголовно жаловались все прогрессивные консалтеры ещё год назад. Если темпы восстановления спроса в экономически более развитых территориях ЮФО отличаются от оценок ситуации компаниями из СКФО, то сложности, с которыми сталкиваются фирмы в обоих округах, во многом одни и те же. «В 2010 году самым значимым на рынке консалтинговых услуг, на мой взгляд, стали возросший демпинг и усилившаяся недобросовестная конкуренция, особенно в ходе проведения конкурсов, аукционов и запросов котировок на оказание этих услуг. Именно это сильнее всего повлияло на работу и нашей компании, и отрасли в целом», — с мнением заместителя генерального директора чеченской аудиторской фирмы «Аудит и оценка» Исы Амирхаджиева согласны во многих компаниях.

Свою лепту в увеличение конкурентного давления на рынке консалтинговых услуг внёс и ФЗ-400 «О внесении изменения в статью 5 ФЗ “Об аудиторской деятельности”», принятый в самом конце 2010 года. В целях сокращения расходов субъектов организаций малого предпринимательства, не относящихся к ОАО, была увеличена с 50 до 400 млн рублей выручка компаний, до достижения которой не требуется проведение обязательного аудита. Максимальное значение суммы активов бухгалтерского баланса было увеличено с 20 до 60 млн рублей. Таким образом, после принятия этих уточнений часть аудиторских компаний оказалась не у дел, а другие стали искать дополнительные источники дохода от сопутствующих аудиту консалтинговых услуг, превращая их в основной вид своей деятельности.

Всё это привело к тому, что разные компании по-разному пересматривали расценки на почасовые ставки специалистов. Стремясь не отпугнуть поредевший строй клиентов, в 2009 году компании в большинстве своём понижали ставки; в 2010 году тоже мало кто решался поднимать расценки. А в этом году консалтеры несколько осмелели. «В 2010 году почасовые ставки специалистов оставались на уровне 2009 года, — говорит директор компании “Бизнес-Партнёр-Аудит” Елена Смолякова. — В 2011 году почасовые ставки выросли в среднем на 20 процентов». Аналогичная ситуация складывается и во многих других компаниях. «В 2010 году мы практически не увеличивали стоимость услуг, а в начале 2011 года пересмотрели их стоимость в сторону увеличения в среднем на 25–30 процентов», — рассказывает председатель совета директоров ООО «Консалтинговая группа “Бизнес”» Ярослав Кошелев.

Взгляд из регионов и центра

«Очень низкая клиентская активность по всем направлениям, — характеризует текущее состояние рынка консалтинговых услуг на Юге генеральный директор и партнёр АКГ “Ваш СоветникЪ” Владимир Артёменко. — Особенно печально и пока бесперспективно выглядит направление оценки: упал спрос на услуги, наблюдается демпинг, вводятся новые требования при аккредитации в крупнейших банках, что противоречит нормам закона о конкуренции. Только в декабре 2010 года началось небольшое оживление по направлению маркетинговых исследований и инвестиционного консалтинга». Поэтому и цели компании ставят себе соответствующие. «Компенсировать потери клиентской базы, которые были обусловлены кризисным состоянием экономики. Выработать новые подходы в работе с кредитными организациями с учётом того, что многие из них меняют порядок взаимодействия с оценочными и консалтинговыми компаниями», — говорит о задачах, стоящих перед ГК «Агентство оценки, экспертизы и консалтинга», Андрей Батыров.

Иначе оценивают ситуацию в крупнейших компаниях. «2010 год в целом был более позитивным, чем кризисные 2008–2009 годы, — рассуждает управляющий партнёр Южного федерального центра компании “КПМГ” в России и СНГ Максим Самарин.  Благоприятное влияние на экономическую активность в ЮФО в целом и на объём рынка аудиторских и консалтинговых услуг в частности оказали государственные федеральные целевые программы, а также модернизация и развитие филиалов крупных компаний. Кроме того, в этом году началось строительство большинства объектов для предстоящей Олимпиады в Сочи, что также положительно влияет на инвестиционную активность в регионе».

Неосвоенные перспективы

Оценка — сегмент, который особо болезненно сжался во время кризиса, — имеет определённые шансы на оживление на Юге не только в связи с восстановлением экономической активности бизнеса. По наблюдениям помощника руководителя ООО «Логос» Анны Шинкарёвой, рынок оценочных услуг в целом стал расти; наиболее ёмким оказался рынок услуг, связанных с приватизацией малым бизнесом муниципального имущества — оценка объектов с целью купли-продажи или аренды. В то же время заместитель генерального директора ООО «Ростовская консалтинговая компания» Ольга Щербина считает, что рынок развивается слабыми темпами; в частности, на рынке оценочных услуг наблюдается снижение объёмов оказываемых услуг и соответственно увеличение конкуренции среди работающих на нём организаций. Однако если в традиционно благополучных территориях ЮФО рынок просел, то в субъектах СКФО ситуация иная. Как отмечает Иса Амирхаджиев, ёмкость рынка в 2010 году выросла по сравнению с 2009 годом.

Изменения в фискальной политике государства, направленные на пополнение казны и решение задач налогового планирования в целях минимизации уплачиваемых в ту же казну налогов, формируют у компаний определённый спрос на профильное сопровождение. «Практика показывает, что наибольшие перспективы у налогового консалтинга — налицо как явный интерес со стороны постоянных заказчиков, так и приток новых клиентов, — рассуждает Дмитрий Шутько— Возможная причина в том, что в условиях кризиса многие предприниматели ушли от формального подхода в потреблении услуг этого направления». В Ростовской консалтинговой компании к перспективным направлениям, помимо налогового, относят услуги в области финансового управления и оценочную деятельность. Точки роста могут быть и в иных областях: по мнению генерального директора ООО «Южный Аудиторский Центр» Светланы Отрешко, наиболее перспективно консультирование IT-программ. Оценка для целей залога будет также расти вместе с ростом рынка кредитования. «Клиенты всё больше внимания уделяют эффективности своего бизнеса за счёт оптимизации внутренних затрат, повышению роста продаж, а значит, будет востребован управленческий, финансовый, маркетинговый, инвестиционный, обучающий и кадровый консалтинг», — рассуждает Владимир Артёменко.

Ещё не освоена на Юге и область консалтинга бюджетных организаций. После кризиса новые шансы открываются перед возрождением интереса к консалтингу в области МСФО, резко сократившемуся в конце 2008 года, хотя здесь местным компаниям придётся бороться не столько между собой, сколько с крупными структурами российского и международного уровня. «Клиенты становятся более требовательными к конечному результату, — отмечает начальник отдела управленческого консультирования ООО “Дельта Капитал” Андрей Косенов. — Соответственно становятся более востребованными “приземлённые” и понятные услуги, где результат более очевиден. Стратегический и организационный консалтинг станет более потребляемым продуктом. Вместе с тем рынок консалтинга постепенно становится более прозрачным и “цивилизованным”». Генеральный директор ООО «ЮгГарантияАудит» Зоя Болгова обращает внимание на то, что со всё возрастающим объёмом законодательных актов, восприятие которых осложняется из-за множества неясностей, очевидных и скрытых противоречий, справиться может только специалист, профессионально занимающийся анализом разноплановых проблем законодательства.

В СКФО перспективы рынка отличаются от прогнозов по ЮФО. По мнению директора ООО «Консалтинг АБВ» Артёма Бажана, на Северном Кавказе в первую очередь будут развиваться консалтинговые услуги в сфере торговой недвижимости — в связи с отсутствием профессионально и грамотно организованных торговых площадей. Эту точку зрения подтверждает и опыт других компаний. «По СКФО большинство реализуемых нами проектов связаны с консалтингом в сфере девелопмента (разработка концепций, зонирование территорий, оценка финансовых потоков)», — подтверждает директор по развитию ООО «Южно-Российский исследовательский центр» Сергей Проценко.

Где водятся заказчики

Определение направлений наиболее востребованных видов консалтинга является первым необходимым условием для успешного развития; дополнением к нему становится выявление наиболее платёжеспособных клиентских отраслей. К примеру, в астраханском ЗАО «Информ-Аудит» полагают, что основными заказчиками в текущем году будут судоремонтные и судостроительные предприятия и торговые компании. «Исходя из наших оценок, основными заказчиками консультантов, специализирующихся на сфере обслуживания крупного и среднего бизнеса, станут организации строительной сферы и сопутствующих отраслей (в особенности для Краснодарского края), а также компании, в которых проходят процессы M&A, — рассуждает об отраслевой специализации клиентов Ярослав Кошелев— Для тех же, кто специализируется на обслуживании субъектов малого предпринимательства, — это предприятия торговой сферы». Андрей Косенов считает, что локомотивом роста рынка окажется малый и средний бизнес, который «не благодаря, а скорее вопреки усилиям власти будет стараться приспособиться к новым экономическим условиям и потребностям живых людей».

Консалтинговые компании продолжают страдать не только от кризиса и новаций законодателя, но и от отсутствия системы регулирования рынка. «Мне представляется, что рынок развивался бы намного активнее при наличии у консультантов собственных СРО, а также систем прямого доступа клиента к тому консультанту, который непосредственно специализируется на необходимой ему услуге», — рассуждает Ярослав Кошелев. Исполнительный директор ООО «Консалт Гео Групп» Евгений Цымбал считает, что развитие рынка сдерживается из-за большого количества мелких фирм без опытного персонала, предоставляющих некачественные услуги с демпинговыми ценами, а также своеобразного менталитета кавказских республик. «В России уровень организации деловой среды и степень “цивилизованности” бизнеса низки — по-прежнему очень немногие руководители при наличии проблем обращаются для их решения к профессиональным консультантам, — говорит Андрей Косенов. — Кризис положительно отразился на сфере консультирования: с рынка ушла значительная часть непрофессиональных игроков, и содействовать развитию консалтинга могла бы более активная позиция государства, например, через аккредитацию консалтинговых компаний, которая действует в некоторых регионах».

Предварительные результаты деятельности за первое полугодие, различные условия внешней среды, специализация на тех или иных видах услуг, уровень внутренней устойчивости бизнеса, бюджеты основных клиентов и прочие факторы формируют альтернативные оценки итогов нынешнего года в консалтинговых компаниях. В группе «Ваш СоветникЪ» прогнозируют прирост выручки на уровне 20% в сравнении с 2010 годом, аналогичного прироста ожидают и в ООО «Логос». Между тем в прогнозах Ростовской консалтинговой компании — увеличение объёмов работ в среднем лишь на 5–7% по сравнению с предыдущим годом.

Однако не все так оптимистично оценивают свои годовые доходы. «В столь жёстких условиях конкуренции о темпах прироста говорить не приходится — остаться хотя бы на уровне предыдущего года», — считает генеральный директор ЗАО «Аудиторская фирма “ВАШЕ ПРАВО”» Наталья Батаева. Задача сохранения достигнутого в 2010 году уровня поставлена и в компании «Аудит и оценка». Но есть и более мрачные оценки ситуации. «Перспективы нет, — говорит о развитии рынка консалтинга в СКФО генеральный директор ЗАО “Информ-Аудит” Анна Макарова. — Около 20 процентов действующих организаций обанкротились».

Методы и информация

Рейтинг консалтинговых компаний юга России подготовлен аналитическим центром «Эксперт ЮГ» в четвёртый раз с использованием методологии рейтингового агентства «Эксперт РА» и базируется исключительно на сведениях, официально предоставленных компаниями. Корректность данных гарантируется подписью первого лица и печатью организации. Для участия в рейтинге были приглашены более 200 компаний, работающих на территории ЮФО и СКФО. В качестве основного показателя ранжирования взят объём выручки от оказания консалтинговых услуг за 2010 год. Компании, чья материнская организация зарегистрирована на территории ЮФО или СКФО, предоставляли данные по всей компании. Если головная компания зарегистрирована за пределами указанных округов, то учитывались данные по итогам работы её подразделений на Юге или работы с клиентами, находящимися в этих округах.

«Эксперт Юг» №30-32 (171)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама