Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Ахиллес догнал-таки черепаху

, , 2011

Главным событием нынешнего рейтинга «Эксперт ЮГ-250» можно считать символический перевес промышленности в выручке крупнейших компаний ЮФО. До сих пор всегда выигрывала торговля. Возможно, индустриализация — это тренд, который определит повестку ближайшей пятилетки на юге России

Крупнейшие компании ЮФО в 2010 году показали совокупный рост выручки на 21,8%. По результатам предыдущего года, напомним, они имели падение на 7,6% — и это было более сильное снижение, чем в общероссийском рейтинге. В прошлом году доходы 400 крупнейших компаний страны, по данным «Эксперт РА», выросли на 20%, и компании-лидеры ЮФО вполне этому уровню соответствуют.

2011-й — это первый год, когда мы выпускаем рейтинг крупнейших компаний исключительно Южного федерального округа. По нашим оценкам, изъятие из общего топ-листа северокавказских бизнес-лидеров оказало сдерживающее воздействие на показатели нынешнего рейтинга. И всё же — рост более чем на 20%. Можно было ожидать и падения нижней планки рейтинга по уровню выручки, однако эта планка поднялась за год примерно на 100 млн рублей. Теперь, чтобы войти в рейтинг, компании нужно было иметь выручку более 1,7 млрд рублей. Общими усилиями 250 участников рейтинга в 2010 году отгрузили товаров и услуг на 1,89 трлн рублей.

Арифметика рейтинга

Для отбора крупнейших компаний Южного федерального округа была применена традиционная методология. В их число не попали, например, энергосбытовые компании во избежание двойного учёта. С этой же целью, если в рейтинг включена холдинговая компания, в рейтинг не входят все её дочерние компании, годовые данные которых консолидированы в отчётности холдинга. В число участников могли быть включены компании, зарегистрированные в ЮФО и осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность в течение более шести месяцев года, предшествующего году составления рейтинга. В рейтинг не вошли организации, доходы которых позволяют назвать их крупнейшими, однако их деятельность не вполне прозрачна. Главным критерием ранжирования является выручка от продаж.

Для корректности проведения сравнительного анализа с показателями прошлого года и корректной оценки динамики происходящих экономических процессов был составлен вспомогательный рейтинг 250 крупнейших компаний по итогам 2009 года в нынешних границах ЮФО (в прошлом году в проект «250 крупнейших компаний Юга» вошли представители и тех территорий, которые сегодня находятся в составе СКФО).

Новости первой десятки

Главной новостью рейтинга крупнейших в прошлом году было появление на первой позиции частной торговой компании «Магнит». Это предприятие одновременно представляет и торговый капитал Юга, и новую экономику региона, и компании-«газели», генерирующие большую часть экономического роста страны. В 2010 году «Магнит» вырос более чем на 45% и обеспечил себе существенный отрыв от недавнего сырьевого лидера — «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». Даже если «Магнит» снизит темпы развития, позиции лидеров в ближайшее время останутся неизменными. Обе компании далеко опережают основную массу участников — разрыв выручки между второй и третьей позициями рейтинга остаётся трёхкратным (146,7 и 49,8 млрд рублей соответственно).

В первой десятке в этом году появились три новичка. Новошахтинский завод нефтепродуктов (НЗНП) в октябре 2009 года запустил в эксплуатацию первую очередь по переработке 2,5 млн тонн нефти в год. В 2010 году НЗНП в шесть раз увеличил выручку и переместился с 80 на восьмое место, став самым динамичным участником топ-листа. На девятом месте — в немалой степени благодаря повышению тарифов на электроэнергию — оказалось ОАО «Кубаньэнерго». Замыкает десятку холдинг «Южная многоотраслевая корпорация», который в 2010 году не рос, однако выход из десятки ОГК-2, переместившейся в рейтинг СКФО, освободил для него место.

Заметный рывок внутри десятки крупнейших совершил Волжский трубный завод (входит в Трубную металлургическую компанию), поднявшийся с восьмого места на третье. Выручка предприятия за год выросла почти на 80% — в значительной степени это определённый отыгрыш рынка, возобновившего спрос на продукцию трубников.

Промышленный перевес

Первый рейтинг крупнейших компаний юга России, составленный в 2007 году, показал, что на Юге основной вклад в экономику — в отличие от других регионов страны — вносит торговля. Но по результатам 2010 года в рейтинге крупнейших промышленность впервые, хотя и символически, но перевесила совокупные показатели торговцев во главе с таким активно растущим гигантом, как «Магнит».

Анализируя состав прошлогоднего рейтинга по итогам 2009 года, потери от кризиса мы измеряли не отдельными компаниями, а отраслями. Особенно тогда пострадала угольная промышленность; в нефтяной и нефтегазовой отрасли объём реализации в среднем сократился почти на четверть, что было в значительной мере вызвано неблагоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители. Свыше 22% выручки потеряли компании промышленности строительных материалов, на предприятиях цветной металлургии темпы падения в среднем составили свыше 30%, в чёрной металлургии — 22%.

В 2010 году ситуация изменилась. Отчасти именно с восстановительным характером связан существенный рост объёмов реализации в просевших во время кризиса отраслях. Доля восстанавливающейся после кризиса промышленности достигла 40,7% и выросла на 3%, что не так уж мало. При этом количество предприятий в промышленности осталось неизменным — 89. Впрочем, если обратить внимание на подробности, можно увидеть, что за год увеличилось число компаний в сфере энергетики и промышленности стройматериалов, но стало меньше предприятий в пищёвке и машиностроении. Основной вклад в укрепление промышленности в рейтинге внесли энергетика и чёрная металлургия — традиционно связанные между собой сферы деятельности.

Вслед за металлургами потянулись и компании, занимающиеся оптовой торговлей чёрными металлами и изделиями из них (ОАО «Евраз Металл Инпром», ООО «Управляющая компания “Агропромснаб”»). У оптовых торговцев продуктами питания росту выручки способствовал рост цен на торгуемую продукцию. Но в целом доля оптовой торговли сократилась с 26,7 до 23,4%. Розничная, наоборот, подросла с 13,6 до 16%, что объясняется в основном приростом доходов ОАО «Магнит» на 45%. Всего на опт и розницу пришлось 39,4% объёма реализации крупного бизнеса. Это лишь на процент меньше, чем в прошлом году, но этот процент оказался последней каплей, позволившей впервые пропустить промышленность вперёд. По нашему мнению, тренд на усиление позиций промышленности продолжится в ближайшие годы — индустриализация является сегодня приоритетом экономической политики ключевых регионов ЮФО.

Пристальный анализ внутрирегиональной отраслевой структуры крупнейших позволил увидеть интересную отличительную характеристику отраслевой иерархии территорий ЮФО. При движении вверх по региональной структуре в списке крупнейших увеличивается доля торговых компаний. Так, в наиболее массово представленных Краснодарском крае (114 компаний) и Ростовской области (79 компаний) на долю торговли приходится 52,1% и 34,5% соответственно, тогда как в Астраханской и Волгоградской областях — всего 23,4% и 14,1%. В отношении промышленности всё наоборот. Её вес возрастает при движении вниз — от Кубани (20,4%) к Астраханской области (79,3%). Получается, что чем более развита экономика территории, чем больше в регионе крупного бизнеса, тем выше в нём доля торговли и ниже доля промышленности. Это — полученное регионами наследие девяностых. Сегодня же мы видим, что ростом индустрии занялись как раз наиболее развитые территории.

Структурные подвижки

Из числа других отраслей в 2010 году существенно — с 2,9 до 4,5% — увеличилась доля АПК, резко возросло при этом и количество участников — с 6 до 14 предприятий. Похоже, можно уже говорить о второй волне пришествия крупных агрохолдингов.

Оживление затронуло и строительство — его доля подросла с 5,8 до 6,5%. Несмотря на не столь уж впечатляющий рост доли строительства в выручке, значим существенный рост числа предприятий, представляющих эту сферу — с 23 до 31 компании.

Доля телекоммуникационных компаний продолжает сокращаться из года в год. Так, в списке крупнейших по итогам 2008 года отрасль представляло пять компаний с доходами свыше 52 млрд рублей, в прошлогоднем рейтинге насчитывалось три компании с совокупной выручкой в 28,8 млрд рублей, в этом рейтинге — две компании с доходами в 7,3 млрд рублей. Связано это с покупками региональных операторов связи федеральными игроками. Продолжится этот тренд и в будущем. В текущем году ОАО «Ростелеком» купило ЗАО «Волгоград-GSM», поэтому в рейтинге по итогам 2011 года отрасль телекоммуникаций и связи, скорее всего, останется представленной одной компанией — ЗАО «Ростовская сотовая связь», работающим в сегменте дискаунтеров под брендом Tele2 и получившим доходы по итогам 2010 года в сумме 5,5 млрд рублей.

Новобранцы и выбывшие

Как и год назад, нынешний рейтинг значительно обновился — около четверти участников текущего списка в прошлогоднем не присутствовали. Часть из них новичками назвать можно условно — они выбыли из рейтинга по итогам 2009 года, но ранее присутствовали среди крупнейших. Другая часть образовалась в результате изменения оргструктур некоторых игроков. К третьей категории относятся те, которые впервые в своей истории попали в список крупнейших благодаря росту объёмов реализации.

Перепрописавшись из Башкортостана в Афипском районе Краснодарского края и купив в июне 2010 года ООО «Афипский НПЗ», которое перерабатывает свыше 3 млн тонн нефти в год, ООО «НефтеГазИндустрия» оказалось на 24-м месте южного рейтинга (во избежание двойного учёта Афипский НПЗ в рейтинге уже не представлен). Компания продолжает реализовывать на заводе инвестиционную программу, направленную на увеличение объёмов и глубины переработки, а также на переход к переработке нефти марки Urals, что будет способствовать её движению вверх в списке крупнейших.

Компания VALINOR PLC Россия, объединившая сельхозактивы Valars Group, попала в рейтинг впервые и заняла сразу 91-е место. Рост доходов в 3,5 раза у ООО «Спецстрой», занимающего 149-ю строку, связан с выполнением генподряда по реконструкции Туапсинского нефтеперерабатывающего завода «Роснефти». Выход на полную мощность ЗАО «ДонМаслоПродукт», выпускающего масла под торговыми марками «Донской Янтарь», «Заветное», «Златожар», обеспечил компании скачок доходов и 201-е место в рейтинге. Увеличив доходы более чем в два раза, в рейтинг на 142 место вошло ООО «Евродон», специализирующееся на выращивании и переработке индейки.

В ряде случаев появление новых фигурантов рейтинга было обусловлено внутренними реорганизациями, происходившими в компаниях. Например, в рамках реструктуризации управления энергоактивами ЛУКОЙЛа было создано несколько дочерних обществ для управления активами «ЮГК ТГК-8». В итоге рейтинг пополнил целый ряд новых структур — «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго», «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго», «ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго», «ЛУКОЙЛ-Ростов­энер­го». А 151-е место ООО «Городская управляющая компания — Краснодар» обусловлено не масштабным ростом её деятельности, а изменением учётной политики.

Значительное число новичков дала нынешнему рейтингу сфера строительства — ОАО «Волгоградский завод ЖБИ № 1» (125 место), краснодарские «Трест-2», «Спецстрой», «Тоннельстрой», Завод железобетонных изделий № 1, «ОБД», «СК “Кубань”», адыгейская строительная компания «РОСС» и др. Появление в рейтинге ООО «ЮПК. Строй» сразу на 89-й позиции обусловлено не только резким увеличением его доходов, но и присоединением к нему ООО «ЮПК. Механизированная колонна № 21» и ООО «Южгеопроект».

Кроме того, в этом году мы увидели возвращение ряда компаний, которые под воздействием кризиса выбыли из прошлогоднего рейтинга, но присутствовали в списке крупнейших Юга ранее. К ним относятся предприятия металлургии, производства стройматериалов, угольной промышленности, в том числе ОАО «Угольная компания “Алмазная”» (211 место), ООО «Центральная обогатительная фабрика “Шолоховская”» (224 строка), обслуживающие их торговые и транспортные компании (ООО «Цементная транспортная компания» и др). Вместе с тем некоторые компании по итогам работы в 2010 году выбыли из рейтинга. Упавшие на 27,5% доходы комбайностроителя ООО «Клаас» не позволили ему остаться в списке крупнейших, хотя год назад компания занимала 178-ю строку. Отрицательная динамика доходов обусловила отсутствие в числе 250 крупнейших ООО «Ростовский прессово-раскройный завод», ОАО «Связной Юг»,  ОАО «Полтавский КХП»  ЗАО «Камышинский стеклотарный завод»,  ООО «Международная зерновая компания — Ростов» и др. Всего 18,8 млн рублей не хватило, чтобы остаться в рейтинге, одному из крупнейших IT-предприятий региона ЗАО «Орбита».

Очистить прибыль

Убыточными в текущем рейтинге оказались 30 компаний — на одну меньше, чем в прошлом. Совокупная чистая прибыль компаний рейтинга за год подросла и составила 113 млрд рублей по сравнению с 89 млрд рублей годом ранее. Самых высоких результатов на этом поприще добилось ООО «ЛУКОЙЛ-Волго­град­нефтепереработка» — 25,9 млрд рублей чистой  прибыли, за ним ОАО «Магнит» — 10,1 млрд рублей, тройку лидеров замыкает Группа НМТП — 7,9 млрд рублей. При этом достичь рентабельности (рассчитанной как отношение чистой прибыли к выручке) свыше 10% удалось в минувшем году 36 компаниям из 250 — годом ранее таковых было 30. Тройка лидеров по этому показателю — ООО «Славянский битумный завод» (50%) и две транспортные компании — Группа НМТП (40,7%) и ОАО «Туапсинский морской торговый порт».

Показательно, что за год концентрация рейтинга крупнейших компаний практически не изменилась. На первые 25 позиций второй год подряд приходится 50% объёма реализации всех участников рейтинга. При этом уже второй год сокращается вес следующих 25 компаний, хотя вклад остальных децилей несколько увеличился. О смене тренда на снижение концентрации крупного бизнеса в ближайшие годы, видимо, говорить будет преждевременно.

Рейтинг крупнейших компаний ЮФО по объёму реализации продукции

Отраслевая структура рейтинга «Эксперт ЮГ-250» по объёму реализации

Десятка самых прибыльных компаний рейтинга

Десять наиболее динамичных компаний

Региональная структура рейтинга «Эксперт ЮГ-250» по итогам 2010 года

Методика составления рейтинга

В качестве главного критерия составления рейтинга «Эксперт ЮГ-250» принят показатель, характеризующий объём реализации продукции (работ, услуг) в 2010 году. В случаях, когда этот показатель в силу специфики деятельности компаний применён быть не может (например, для банков), используются данные финансовой отчётности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу. Для более полной картины в списках приведены и другие характеристики — объём реализации продукции за 2009 год, чистая прибыль, отраслевая и региональная принадлежность и др.

Участие в рейтинге «Эксперт ЮГ-250» не имеет ограничений отраслевого характера. В результате в рейтинг вошли компании, представляющие практически все основные сферы южной экономики. Место компаний в рейтинге определялось путём их ранжирования по объёму реализации продукции (работ, услуг) в 2010 году. В зависимости от профиля деятельности конкретной компании под этим термином понимается соответствующее природе оказываемых услуг или производимых товаров определение. Для банков — сумма процентных и комиссионных доходов (до вычета расходов) и чистых непроцентных доходов от операций с ценными бумагами, иностранной валютой.

В тех случаях, когда в списке оказывались холдинги, их дочерние компании в список не включались, чтобы избежать двойного счёта. В тех же целях в рейтинг не вошли энергосбытовые компании, добавленная стоимость в объёме доходов которых незначительна. Предприятия оптовой торговли исключаются из рейтинга, если степень аффилированности с промышленными компаниями списка позволяет судить о возможности «двойного счёта», а промышленная компания не консолидирует данные этой торговой компании.

При пересчёте выручки компании в 2010 году из рублей в доллары и наоборот использовался средневзвешенный курс доллара — 30,38 рубля за доллар. При прочих равных условиях приоритет отдавался данным отчётности, подготовленной в соответствии со стандартами МСФО или US GAAP развитых стран, а также анкетным данным компаний.

В случае, когда структура компании претерпела существенные изменения, кардинально повлиявшие на объёмы выручки, полученной за год, предшествующий году составления рейтинга, или изменился стандарт отчётности предоставляемых данных, информация о месте компании в рейтинге за год и/или данные о темпе прироста объёма выручки от продаж и прибыли не публикуются.

Сбор информации для подготовки рейтинга традиционно осуществлялся в три этапа. Первый — подготовительный. На основе рейтингов прошлых лет, статистической отчётности и сообщений СМИ был составлен список потенциальных участников. На втором этапе был проведён опрос компаний-кандидатов в рейтинг путём анкетирования. На третьем этапе недостающая информация была восполнена за счёт данных Росстата, министерств и ведомств, корпоративных сайтов в интернете, годовых и ежеквартальных отчётов публичных компаний.

Для подготовки рейтинга использовались информация Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, представленная в «Системе профессионального анализа рынков и компаний» (СПАРК) агентства «Интерфакс», официальная информация об итогах работы публичных компаний, публикуемая в годовых отчётах, анкетные данные компаний.

В процессе уточнения информации мы продолжаем сталкиваться с вопросами, можно ли компании не попадать в рейтинг, но радует, что подобные фразы из года в год слышны всё реже. Это говорит о повышении уровня цивилизованности бизнеса.

В одной компании из рейтинга на вопрос, за счёт чего выросла за год в пять раз выручка, нам ответили — налоги стали платить, тут же уточнив, что это шутка; косвенно и такие фразы можно интерпретировать как сигналы того, что экономика «белеет».

«Эксперт Юг» №44-45 (184)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама