Мимикрируй или умри

P.S.
Москва, 07.11.2011
«Эксперт Юг» №44-45 (184)

В Ростове есть свой театральный фестиваль, скромно именующий себя «Минифестом». Затеян он был в далёком 1989 году в Ростовском академическом молодёжном театре Владимиром Чигишевым, бывшим худруком, пока не нашедшим себе по харизме и профессионализму достойной замены. Худруки и даже директоры театра уходят или трагически (как Лариса Лелянова), или комически, покидая эту площадку в поисках более перспективной. И верно: положение молодёжного театра, призванного экспериментировать, в городе, исторически ценящем бизнес-этику и стабильность превыше всего, весьма неустойчиво. «Минифест» этого года лишь подтвердил сию непрочность.

Бессменному вот уже третий сезон организатору «Минифеста» Ольге Калашниковой о решении делать-таки фестиваль сообщили из соответствующего министерства Ростовской области за два месяца до его октябрьского открытия. Конечно, это «мини-фест», но не настолько, чтобы собирать с миру по нитке театральные коллективы. Собрали из тех, кто не задействован в гастролях, кто смог оплатить свой приезд, кто, вероятнее всего, мало востребован у себя в Европе. Скромной, судя по результату, оказалась и государственная, и спонсорская поддержка. Международный формат состоялся только благодаря мини-театрам с мини-историей. Например, театр-кабаре двух актрис «Франц и Шульц» из Вены. Понятно, Вена — это звучит гордо: припоминаются разом и Wiener Staatsoper, и постдраматические эксперименты бесчисленных частных трупп, и бурная фестивальная жизнь этого города-театра. Но всё это — не про приглашённый коллектив, который пока выглядит как трогательное, обаятельное, но весьма обычное камерное музыкальное шоу. Два актёра из Копенгагена делали постановку «Беовульфа» — делали талантливо, задействуя столь востребованный детской публикой язык пластики, дологический язык света-тени-жестов. Однако и здесь театрального откровения не состоялось. Один актёр с «ассистенткой» управился в спектакле «Лифтоненавистник» Российского академического молодёжного театра (Москва). Сентиментальная исповедь одиночки, одинаково доходчивая для ребёнка и взрослого, оказалась довольно затянутой — и актёр несколько неубедителен был, и режиссура прихрамывала, драма расползалась в стороны, охлаждая и без того не особенно жаркий пыл зрителей.

Ощущение, что организаторам пришлось предельно ужать свои эстетические аппетиты, возможно, не передалось зрителям-школьникам, но взрослым, по привычке ждавшим от «Минифеста» пусть маленьких, но открытий, памятуя его золотые сезоны 2004, 2006 годов и даже серебряный сезон 2008 года, оставалось утешиться мыслью, что лучше так, чем никак. Эконом-формат сказался не только в финансовом, но и в художественном «обеспечении» фестиваля. Конечно, очень актуально делать театр как хип-хоп («Одиссея» в постановке французской и российской трупп) или пластическое («Театр фигур» из Польши) шоу. Однако тогда возрастает требование к исполнительскому мастерству актёров, заходящих на пограничные территории танца, эстрады. Увы, несинхронный, несколько корявый хип-хоп мало убедил и подростков, знающих толк в современной стрит-культуре, и взрослых, обладающих хоть каким-то артистическим вкусом. Правда, положительный эффект всё равно был: поколение MTV увидело нечто узнаваемое, но при этом явно более мощно нагруженное драматическим смыслом, чем любой клип из хит-парада. Психологическую школу в нынешнем «Минифесте» робко представил РАМТ, хотя делать в России фестиваль, не показав, куда движется самая известная в мире русская традиция психологической игры, — более чем скромно.

Какими бы героическими ни были усилия организаторов, по сути, перевес на XI «Минифесте» пошёл в сторону культуртрегерства и педагогики. Первое состоялось, потому что был собран спектр новых трендов в театре: шоу, танец, пластика, бессюжетность, постпсихологизм. Второе — пожалуй, самое концептуальное и перспективное в развитии ростовского театрального фестиваля. Образовательный формат — то, что активно развивает в своей деятельности отпочковавшаяся от фестиваля несколько лет назад независимая организация «Миникульт» с арт-директором Ольгой Калашниковой. В этом году благодаря её усилиям в Ростов пригласили интересного педагога из Канады Манон Ван дер Вотер. В ростовской школе № 56 она показывала детям на протяжении пяти дней, чту есть театр, когда он не на сцене, а в жизни. Игра и пластика как инструмент снятия психологических зажимов, как путь к коммуникации с миром, путь самопознания и самораскрытия — это то, чего почти нет в сегодняшних российских школах, железно ориентированных на «результат» и предавших забвению то, что они работают с живыми детьми. Что в школе проходит самая насыщенная пора личностного развития человека. Что этика преумножения капитала (пусть и интеллектуального) — не единственная, что она ничего не рассказывает о том, как быть человеком с человеком. Удивительно ли, что в итоге такой педагогики студенты почитают за идеал драйзеровского «финансиста» Фрэнка Каупервуда, жизнерадостно идущего по головам героя полуторавековой давности, за которого и самим-то американцам сегодня неловко?

Дети, участвовавшие в мастер-классах, впервые в жизни выступили на сцене, — на закрытии «Минифеста» зрителям показали плоды театрального воспитания чувств. Понятно, что зритель не отказался бы от сюжетной постановки, но актёрские этюды новичков выглядели очень естественно, в них чувствовалась подлинная вовлечённость. В рамках образовательной программы «Минифеста» работала лаборатория театральной критики, где опыт можно было получить из первых рук — от самого Олега Лоевского, например.

Общая картина недели «Минифеста» вызвала мысли грустные и утешительные разом. Грустные — оттого что неустраним был привкус «бедного искусства». Утешительные — оттого что фестиваль этот вынесли на своих плечах несколько ростовских энтузиастов, работающих в театре, вот уже больше полугода лишённом и директора (есть и. о.), и главрежа, и внятной репертуарной политики. «Минифест» мимикрировал, дабы, по Драйзеру и Дарвину, выжить.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №44-45 (184) 7 ноября 2011
    Крупнейшие компании ЮФО 2011
    Содержание:
    Ахиллес догнал-таки черепаху

    Главным событием нынешнего рейтинга «Эксперт ЮГ-250» можно считать символический перевес промышленности в выручке крупнейших компаний ЮФО. До сих пор всегда выигрывала торговля. Возможно, индустриализация — это тренд, который определит повестку ближайшей пятилетки на юге России

    Реклама