Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Общество

Где расти консалтингу

2012

В прошлом году рынки консалтинговых услуг Юга демонстрировали различную динамику. В ЮФО можно говорить об определённом дефиците драйверов роста, консалтеры существуют в жёсткой конкурентной среде и в основном не строят амбициозных планов. В СКФО, наоборот, рынок фактически находится на старте и показывает высокие темпы роста

Совокупные доходы южных консалтинговых компаний — участников пятого ежегодного рейтинга аналитического центра «Эксперт ЮГ» увеличились на 14,8%; год назад этот показатель был гораздо ниже — около 2%. В то же время, по данным очередного ежегодного исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», общая выручка 150 крупнейших консалтинговых компаний России по итогам 2011 года выросла ещё больше — на 21%.

Структура регионального рейтинга консалтинговых компаний продолжает меняться, хотя тройка лидеров по направлениям консалтинга — оценка, юридический консалтинг в хозправе и налоговый консалтинг — остаётся стабильной уже не один год подряд. Более того, оценка — сегмент, который особенно болезненно сжался во время кризиса, — укрепляет свои позиции. В прошлом году объём реализации консалтинговых услуг в области оценочной деятельности, оставаясь лидером в структуре оказанных услуг, вырос до 46,4%, а в нынешнем году доля этого сегмента увеличилась до 47,6%. Два других сегмента первой тройки сближаются друг с другом. Доля юридического консалтинга в области хозяйственного права сократилась с 21,3% до 18,6%, фактически вернувшись к уровню 2009 года. Доля налогового консалтинга, напротив, выросла с 10,3% до 15,8%.

Ряд сегментов рынка, похоже, не пережили кризис. Например, третий год подряд снижается доля услуг в области финансового управления: если в 2009 году она составляла 9,4%, то в 2010 году сократилась до 3,7%, а по итогам 2011-го составила всего 2,6%. Не перестали клиенты консалтеров экономить и на услугах в области маркетинга и связей с общественностью — доля этих сегментов в прошлом году составила менее процента. Всего три южные консалтинговые компании в анкетах указали, что оказывали услуги в сфере стратегического планирования и организационного развития, — очевидно, собственники бизнеса всё ещё предпочитают самостоятельно заниматься этими вопросами или поручают их решение топ-менеджерам.

Растут не все

Как обычно, среди участников рейтинга на Юге нет единства в динамике изменения доходов. Одним фирмам удаётся вот уже несколько лет подряд показывать прирост доходов, несмотря на неблагоприятный внешний фон, другим — наоборот. Так, выручка от оказания консалтинговых услуг у краснодарской компании «Аудит БЕЗ границ» увеличилась в прошедшем году на 10,8%, а за год до этого — более чем на 50%; у махачкалинской аудиторской компании «Центр стратегических исследований, анализа и аудита» прирост доходов по итогам 2011 года составил 35,2%, по итогам 2010 года — 31,8%. С другой стороны, несколько участников предыдущего рейтинга отказались заполнять анкеты по результатам прошлого года — видимо, из-за того, что им было нечем похвастаться. Поэтому, несмотря на то, что только треть компаний, представленных в таблице, показала падение выручки, в целом по рынку этот показатель, скорее всего, выше. Столь же разнонаправленной выглядит и динамика численности персонала, хотя по этому показателю у четвёрки лидеров рейтинга наблюдается положительная динамика.

В целом у участников рейтинга выросли пороговые показатели производительности специалистов, обеспечивающих предоставление консалтинговых услуг. Но если по итогам 2010 года мы констатировали, что двум компаниям по показателю выручки в расчёте на одного специалиста удалось превысить отметку 2 млн рублей, то теперь таких достижений не видно. Почти треть компаний смогли удержать этот показатель на уровне выше миллиона, при этом диапазон границ выручки на одного специалиста (от 145 тысяч до 1,99 млн рублей в год) демонстрирует возможные резервы повышения производительности, существующие у целого ряда компаний.

Определённым индикатором состояния рынка является уровень почасовых ставок и их динамика. Стабильный рост этого показателя традиционно сигнализирует о позитивной динамике всего рынка — в пору кризиса, наоборот, почти все его сокращали. Не все компании и в прошедшем году позволили себе повысить уровень почасовых ставок, и не у многих в планах значится их текущий рост. Например, в компании «Золотая цифра» (Ростов-на-Дону) снижение почасовых ставок в прошлом году объясняют возросшим демпингом определённых фирм и индивидуальных предпринимателей. «В начале 2011 года мы пересмотрели ставки в сторону увеличения в среднем на 25–30 процентов, после чего они не менялись, — говорит председатель совета директоров ростовской консалтинговой группы “Бизнес” Ярослав Кошелев. — Не планируется их увеличение и в этом году — в основном потому, что наша компания больше ориентируется на фиксированную оплату, местные клиенты пока не готовы к почасовым тарифам». В астраханской компании «Консалтинг АБВ» почасовые ставки вообще сохранились на уровне 2010 года. В то же время в волгоградском ООО «Бизнес-Партнёр аудит» почасовые ставки в 2011 году увеличились по сравнению с 2010 годом в среднем на 20%, рост ставок в текущем году составит не более 10–15%.

«Наелись» консалтинга

Существенную поддержку развитию консалтинга в ЮФО несколько лет оказывала Олимпиада в Сочи, благодаря чему местные компании смогли поучаствовать в освоении «олимпийских» средств на субподрядах. «Сейчас по этой теме основной объём консалтинговых работ выполнен, поэтому может наметиться некоторый спад, если не будут активизированы новые направления, — рассуждает управляющий партнёр московской компании ФОК Моисей Фурщик. — Таковыми могут быть логистика, туризм (за пределами Сочи), инновации, АПК. Возможно, неплохой импульс развитию консалтинга в ЮФО будет придан, если профессиональной проработкой проектов более активно начнёт заниматься Ростовская область — тут много зависит от того, подадут ли позитивный пример областная и городская администрации».

Пребывая в поисках новых заказчиков на рынке ЮФО, консалтеры не отличаются оптимизмом при оценке сложившейся здесь ситуации. Исполнительный директор ростовской компании «Терра Докс Инвест» Евгений Цымбал считает, что состояние рынка пока нестабильно, многие фирмы так и не оправились от кризиса и не уверены в будущем, боятся второй волны. Эту позицию разделяет и генеральный директор ООО «Южный аудиторский центр» (Ростовская область) Светлана Отрешко: «Теперешнее состояние — не очень стабильное, с тенденцией к снижению объёма оказываемых услуг, ёмкость рынка по сравнению с 2010 годом упала. Лучше ожиданий не показал себя ни один сегмент. По-моему, рынок уже “наелся” консалтинга, так как раньше это было новое направление, а теперь в основном всё устаканилось, клиенты поняли, что готовых рецептов на тему “где деньги взять” не даст ни один консалтер». Директор краснодарской ГК «Фабер Лекс» Дмитрий Шутько также подчёркивает, что под влиянием ряда факторов объём и ёмкость рынка в прошлом году по отношению к 2010 году изменились, и динамика эта — негативная. «О темпах прироста в условиях столь жёсткой конкуренции говорить не приходится, — констатирует и генеральный директор астраханского ЗАО “Аудиторская фирма «Ваше право»” Наталья Батаева. — Остаться хотя бы на уровне предыдущего года».

Кавказская динамика

В СКФО ситуация иная. Если несколько лет назад не только столичные, но и крупные ростовские и краснодарские игроки предпочитали не выходить в этот округ, а оценки его перспектив отличались туманностью, то сегодня его привлекательность резко выросла. На Северном Кавказе рынок консалтинговых услуг гораздо моложе, что обеспечивает эффект низкого старта и высокую динамику. Этому способствует и масштабная господдержка, оказываемая в округе реализации крупнейших инвестпроектов, которая формирует спрос на услуги консалтеров в целом ряде направлений, в первую очередь в сфере бизнес-планирования. Ещё на этапе отбора инвестиционных проектов СКФО, которые претендовали на госгарантии российского правительства, возникла проблема подготовки качественных инвестиционных проектов. Тогда вице-премьер и полпред президента в округе Александр Хлопонин подчёркивал, что изначально было отобрано 28 проектов, а предложено около тысячи, но они могли считаться только идеями, а проработанными, просчитанными, экономически обоснованными проектами их назвать сложно. Понятно, что в одночасье решить эту проблему самостоятельно компании не смогут, в связи с чем рождается спрос на соответствующие консалтинговые услуги.

Эти тенденции находят отклики в оценках рынка СКФО самими консалтерами. «В СКФО консалтинговый рынок весьма динамичен, — говорит Моисей Фурщик. — Это в значительной степени вызвано увеличением федеральной поддержки регионов, для которой сейчас требуется хотя бы базовая проработка инвестиционных проектов. Рынок стал интересен даже для иностранных консалтинговых компаний, хотя они и не всегда имеют достаточное понимание местной специфики, без чего их высокие гонорары могут оказаться не вполне оправданными». По прогнозу г-на Фурщика, прирост консалтингового рынка в СКФО в этом году может составить до 30%, в то время как в ЮФО изменение объёма рынка будет незначительным.

Директор ставропольской компании «Бизнес Константа» Наталья Яковенко наиболее значимым для рынка консалтинговых услуг СКФО событием прошлого года считает активизацию работы ВЭБа на территории округа. По её мнению, ёмкость рынка СКФО увеличилась примерно на 15%, при этом большую заинтересованность в привлечении консультантов, чем ожидалось, проявили сельхозпроизводители. Исполнительный директор ставропольского ЗАО «Центр содействия развитию малых предприятий “ИЛЕКТА”» Владимир Степанов полагает, что рынок консалтинговых услуг здесь увеличился за год на 5-10%. Впрочем, управляющий партнёр пятигорской инвестиционно-консалтинговой компании AV Алексей Крыловский отмечает, что в этом году уже началось сокращение рынка вместе со снижением ожиданий, вызванных вниманием федерального центра к СКФО.

Тем не менее, участники рынка прогнозируют, что консалтеры, развивающие направления бизнес-планирования и проектного сопровождения, будут теперь бороться за бюджеты клиента в основном в СКФО, причём в большинстве случаев — с крупными компаниями из столиц. В краснодарской ГК «Фабер Лекс», давно работающей в этом округе, считают, что в первую очередь здесь будут развиваться сегменты налогового и юридического консалтинга.

В то время как целый ряд московских компаний выходит на рынок СКФО, нестандартным выглядит ход группы AV, которая в этом году завершила развёртывание федеральной практики, перенеся акцент с юга России в Москву и регионы. Известность за пределами «домашнего» региона компании прежде всего принесло участие в разработке стратегии развития СКФО в 2010 году, а перенос головного офиса в Москву во многом был связан с заключением стратегического альянса с международным клубом «Экономист». «По нашим оценкам, это позволит и далее обеспечивать прирост более 30 процентов в год, — комментирует Алексей Крыловский. — Наша компания расширилась за счёт привлечения авторитетных экспертов, ранее работавших на руководящих должностях в федеральных органах государственной власти, и лидеров инвестиционных и консалтинговых услуг, что помогает нам оказывать услуги на высоком уровне в целом по России».

Негативный отбор

Отрицательное влияние на рынок ЮФО оказывает не только сдержанный спрос на услуги консалтеров — развитие рынка по-прежнему во многом находится под давлением демпинга, ущемляющего интересы в первую очередь добросовестных игроков. Страдают от него не только консалтеры (чаще всего — оценщики), но и потребители их услуг. В целях защиты от невысокого качества, традиционно сопровождающего низкие цены на услуги, крупные клиенты консалтинговых компаний начинают проводить предварительный отбор контрагентов для участия в своих тендерах. Это, с одной стороны, позволяет повысить гарантии качества закупаемых услуг, а с другой, защищает самих консалтеров от демпинга, демонстрируемого чаще всего недобросовестными фирмами.

«При отборе оценщиков РЖД и Юго-Западным банком Сбербанка России все кандидаты проходили тестирование: на основании полученных результатов происходило отсеивание менее компетентных участников, — говорит Евгений Цымбал. — В сложившейся ситуации на рынке оценочных услуг такая практика выглядит необходимой. На сегодняшний день существует множество оценочных компаний, готовых предоставлять свои услуги по минимальным ценам, однако качество таких услуг зачастую оставляет желать лучшего. Низкие расценки на свои услуги может предоставить лишь компания, которая не обеспечивает должного качества оценки». Ростовская компания «Логос» из-за демпинга на услуги по оценке меньше стала работать с административными структурами, но прошла аккредитацию при ОАО «ЛУКОЙЛ» и Сбербанке России. Директор ростовского ООО «Системы независимой оценки» Игорь Резниченко вообще считает, что демпинг при госзакупках делает бессмысленным участие в них консалтинговых компаний с репутацией и высоким качеством услуг.

Помимо демпинга, росту конкурентного давления на региональном рынке способствует интерес к нему крупных инорегиональных компаний, в первую очередь из Москвы и Петербурга, а также иностранных игроков. Нередки случаи, когда такие компании, получая крупные контракты в регионе, привлекают для их выполнения местных консалтеров. Ещё одним фактором усиления конкуренции являются действия законодателя. Владимир Степанов подчёркивает, что повышение страховых взносов ударило по конкурентоспособности большинства консалтинговых компаний, так как фонд оплаты труда в компаниях составляет существенную часть расходов.

Растущие сегменты

В то же время диапазон путей развития консалтингового бизнеса, традиционно растущего по мере увеличения доходов компаний и укрепления их рыночных позиций, по результатам проведённого опроса выглядит максимально широким. Несмотря на то, что ряд южных компаний сдержанно оценивают вероятность роста и рынка, и своего бизнеса, не ставя перед собой амбициозных целей, на рынке немало примеров оптимистичных прогнозов.

По оценке консалтинговой группы «Бизнес», потенциальные возможности для динамичного роста рынка открывает прежде всего изменение законодательства. «В связи с ожидаемыми осенью этого года кардинальными переменами гражданского законодательства я считаю, что спрос на юридические услуги, безусловно, возрастёт, что позволит говорить о резком увеличении темпов прироста рынка на 20–30 процентов, — говорит Ярослав Кошелев. — Кроме того, на прирост рынка влияет российская общеэкономическая ситуация, которая, в соответствии с теорией волновой макродинамики, находится на временном подъёме. Результаты первого квартала работы нашей компании позволяют с уверенностью делать прогнозы по темпам прироста в пределах 50 процентов по сравнению с 2011 годом». Высокие темпы роста ожидает и компания «ФОК», активно работающая с южными регионами. По словам Моисея Фурщика, компания планирует в этом году увеличение продаж на юге России на 40-50% не только за счёт роста по инвестиционному консалтингу, но и благодаря проектам геоинформационных систем и территориального развития.

Многие оценочные компании в разных регионах Юга ориентируются на сотрудничество с госкорпорациями и крупными компаниями. В волгоградском ООО «Бизнес-Партнёр аудит» наиболее перспективными признают юридические услуги в сфере налоговых правоотношений. Председатель совета директоров компании «Консалтинг АБВ» Артём Бажан связывает перспективы консалтинга в Астраханской области с развитием торговой недвижимости: «Учитывая ненасыщенность рынка качественными торговыми площадями и одновременное наличие высокого интереса к выходу на него со стороны федеральных сетевых компаний, в 2012 году и далее, на наш взгляд, одним из самых перспективных направлений станет консультирование в области управления торгово-развлекательными комплексами и центрами. В том числе — юридическое сопровождение компаний, впервые выходящих на астраханский рынок». В другой компании из этого региона — «Ваше право» — приоритет отдан консультированию и юридическому сопровождению в области налогового права. В связи с постоянными изменениями в нормах регулирования налоговый консалтинг традиционно пользуется стабильным спросом.

«Среди наиболее перспективных сегментов в среднесрочной перспективе я бы выделил авторское право и интеллектуальную собственность, — рассуждает Ярослав Кошелев. — Если говорить о краткосрочной перспективе, то это гражданское и корпоративное право (в свете грядущих изменений ГК РФ), а также правовое сопровождение строительства — сегодня эта отрасль начинает оживать после временного застоя. Также всегда остаётся востребованным процессуально-судебное сопровождение». Определённые перспективы в связи с актуальностью перехода предприятий страны на МСФО остаются у разработки учётной политики и внутренних стандартов бухучёта в соответствии с международными стандартами. Остаётся неосвоенной на Юге область консалтинга бюджетных организаций.

Исходя из позиционирования компании и специализации на тех или иных видах деятельности, консалтеры по-разному видят перспективы рынка в отраслевом разрезе. В ростовской компании «Терра Докс Инвест» прогнозируют, что ключевыми отраслями, формирующими спрос на консалтинговые услуги, будут АПК (в связи с сохранением высокого спроса на продовольствие), энергетика (необходимы новые мощности для Олимпиады 2014 года) и транспорт. Определённый спрос будет сформирован инвестициями в гостиничный бизнес, а также банковским сектором. В компании «Бизнес Константа» считают, что основными заказчиками останутся предприятия различных отраслей, относящиеся к малому и среднему бизнесу. С этой точкой зрения соглашаются и в ООО «Южный Аудиторский Центр», прогнозируя, что спрос на услуги будет формировать малый бизнес, у которого нет своих штатных специалистов, а также компании с иностранными инвестициями, не владеющие в совершенстве российским законодательством. Компания «Системы независимой оценки» рассматривает в качестве основных заказчиков Сбербанк, ВТБ, РЖД и Газпром, в связи с чем ставится задача участвовать в тендерах регионального и федерального уровня.

Рейтинг консалтинговых компаний, работающих на юге России, по итогам 2011 года

Методы и информация

Рейтинг консалтинговых компаний юга России подготовлен аналитическим центром «Эксперт ЮГ» в пятый раз с использованием методологии рейтингового агентства «Эксперт РА» и базируется исключительно на сведениях, официально предоставленных компаниями. Корректность данных гарантируется подписью первого лица и печатью организации. Для участия в рейтинге были приглашены более 200 компаний, работающих на территории ЮФО и СКФО. В качестве основного показателя ранжирования взят объём выручки от оказания консалтинговых услуг за 2011 год. Компании, чья материнская организация зарегистрирована на территории ЮФО или СКФО, предоставляли данные по всей компании. Если головная компания зарегистрирована за пределами указанных округов, то учитывались данные по итогам работы её подразделений на Юге или работы с клиентами, находящимися в этих округах. 

Доля оценки в общем объёме консалтинговых услуг продолжает расти
«Эксперт Юг» №21 (210)



    Реклама

    Эстеты с фабричного двора

    Московская проектная компания «АКРА» демонстрирует новаторский подход к проектированию производственных зданий, стремясь сделать их соответствующими инновационному духу времени и начиная с неочевидного для многих эстетического фактора, за которым скрываются другие нестандартные решения


    Реклама