Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Интервью

Один в баскетболе не воин

2012
Фото: Михаил Малышев

Андрей Грибенюк — ростовский бизнесмен и депутат, известный своей кипучей общественной деятельностью. Он поддерживает с полдюжины видов спорта, но особенно болеет за баскетбол и мечтает, чтобы власть обратила на это внимание

По итогам сезона 2011/2012 баскетбольной Суперлиги (см. справку) ростовский клуб «Атаман» занял второе место, уступив «Уралу» из Екатеринбурга. Событие примечательно тем, что команда появилась на свет в 2010 году и в первый же сезон заняла первую строчку в Высшей лиге, чем немало удивила как своих немногочисленных тогда болельщиков, так и владельца клуба, основателя южной сети салонов керамической плитки под брендом Kerama Marazzi и депутата ростовской городской думы Андрея Грибенюка. Баскетбол на Дону одно время был больной темой: в 2009 году город покинула команда «Локомотив-Ростов», уехав в Краснодар и став «Локомотивом-Кубань». Официальным поводом стало отсутствие в городе профессиональной площадки для проведения игр международного уровня — с вместимостью зала от 5 тысяч зрителей. Неофициально же все сочувствующие ростовскому баскетболу обсуждают уже почти магическую способность губернатора Александра Ткачёва добиваться всего, чего он ни пожелает, для своего края: для развития в баскетбола в Краснодаре был оперативно возведён огромный «Баскет-холл» на 8 тысяч мест.

«Атаман» же, по выражению владельца, стал «эмоционально-спортивным» решением. Он был основан на обломках славы «Локомотива-Ростов» (в составе «Атамана» — играющий тренер, опытнейший баскетболист Валентин Кубраков из «Локомотива») и явился результатом деятельной обиды Грибенюка: баскетбольные матчи пользовались ажиотажной популярностью, а «Локомотив» был важной составляющей социальной жизни города. Не все даже помнят, что в Ростов он переехал из Пятигорска в начале нулевых. Клуб стал расти по жёсткому графику и вынужден был сразу вписываться в рыночные правила, которые в спорте только начинают зарождаться. Практически все существующие команды имеют либо ведомственную принадлежность, либо длительную историю и опыт, позволяющие привлекать серьёзных спонсоров и инвесторов для развития. Всё, что пока есть у «Атамана», — это смутное понимание, что когда-то клуб может стать хорошим бизнес-проектом. Но пока даже нет уверенности, что это произойдёт в среднесрочной перспективе.

Клуб ведёт гиперактивную социальную жизнь, стремясь возродить в сознании ростовчан саму идею баскетбола. Сегодня у него есть шанс системно подойти к налаживанию маркетинговых коммуникаций — с властью, с коммерческими структурами и с аудиторией. Заместитель генерального директора по маркетингу и продвижению клуба Екатерина Понятовская все достижения измеряет конкретными количественными величинами: в двух группах социальной сети «ВКонтакте» сейчас 1,3 тысячи участников, статистика онлайн-трансляции матчей на сайте bcataman.ru доходит до 20 тысяч показов; игры в зале посещают не менее 800 болельщиков — на встречах с сильными соперниками зал всегда полон. Видно, что администрация клуба считает каждого болельщика, отчётливо понимая, что как бизнес этот проект состоится прежде всего тогда, когда у него появится стабильная и лояльная аудитория. Маркетинговые достижения для такого молодого клуба солидны: «Атаман» выпустил «карту болельщика», по которой предоставляются скидки в почти трёх десятках магазинов и ресторанов города, компания «Аква-Дон» выпускает (пока в качестве спонсорской поддержки) питьевую воду в брендированных бутылках «Атаман»; достигнуты предварительные договорённости с сетью «Высшая Лига», в рамках которой клуб будет участвовать в продвижении одной из марок спортивной одежды. Андрей Грибенюк при этом напоминает, что для того, чтобы проект по-настоящему состоялся, энтузиазма мало: пора вписывать клуб в стратегию развития региона.

Клуб из ничего

В 2010 году вы начали развивать баскетбольный клуб практически с нуля. Вы как бизнесмен составили перед этим стратегический план действий? 

— Это решение было из разряда спортивно-эмоциональных: конечно, я подошёл к созданию клуба как бизнесмен, но идея создать спортивный клуб, который будет приносить доход, для нашей страны пока утопична. Мы основали «Атаман», имея такие мизерные средства и такие перспективы, что если бы я рассуждал только как бизнесмен, я вынужден был бы отказаться от проекта — настолько проблемным он казался. Но спорт — это политика, это жизнь, и здесь финансовая составляющая не всегда является решающей. Моя депутатская деятельность способствовала принятию положительного решения: есть опыт реализации сложных проектов у нас в районе, опыт общения с людьми. Хотя, разумеется, полностью исключать из поля зрения вопрос финансов я не могу.

Неужели так трудно добиться поддержки для социального проекта, тем более что баскетбол чрезвычайно популярен в городе? 

— Ростов стал не купеческим городом, а городом личной наживы. Это вывод из моего опыта и опыта спортсменов из других видов спорта — немало их обращается ко мне за помощью. Бизнесменов тяжело затянуть в социальный проект, не видят они выгоды.

Вот вам пример. Проходит игра чемпионата, а на территорию КСК «Экспресс» заезжает выставка цветов. Перегородили входы и выходы в зал. Пробирайся как хочешь…

Мы никак не можем найти компромисс с этим залом. Я вынужденно им пользуюсь и считаю, что слово «спортивный» из его названия можно убрать. У него другой профиль: деньги превыше всего. Я не встречаю тут никакого уважения к спортсменам. К примеру, мы выигрываем тяжелейший матч, народ обнимается, масса эмоций — и ко мне подбегает сотрудник «Экспресса» с каменным лицом: «Срочно подпишите платёжку!». И наплевать, выиграли мы или проиграли!

Но администрация зала имеет право думать о деньгах.

— Никто не говорит о том, что мы хотим получать что-то бесплатно — но меня бесит, когда люди вокруг нас видят только деньги, не замечая, что мы делаем хороший социальный проект. Я ненавижу халяву, но надо представлять, на каком надрыве приходится вести клуб, и я не понимаю, как можно не оказывать элементарного содействия якорному арендатору, который стабильно платит 2,5 миллиона в год за проведение матчей. Я всем в пример ставлю теннисный центр Позднякова на Северном, в котором мы проводили волейбольные турниры, — там прекрасная атмосфера, нам во всём готовы помочь, если чего-то не могут сделать, то тут же предложат альтернативное решение. Даже бабушки-уборщицы поддерживали наших ребят, когда те проигрывали. Вот такими должны быть залы, потому что в этом не просто деньги — это здоровье детей, которые вместо того, чтобы нюхать клей по подвалам, занимаются спортом и получают нормальные положительные эмоции.

«Я готов быть локомотивом»

Вы проводите матчи при поддержке областной администрации, получили 11 миллионов в виде дотаций из областного бюджета. Это означает, что определённый диалог идёт. О чём он?

— Да, мы получаем поддержку, но выделять деньги на одну конкретную баскетбольную команду «Атаман» — это всё равно, что топить печь в квартире с распахнутыми окнами. Необходимо создать в регионе замкнутый цикл спортивного воспитания: спортивный детский сад — спортивная школа — техникум, дальше — высшая школа спортивного мастерства. После чего выпускник может играть в баскетбольном клубе. Это всё можно сделать только на бюджетные средства, а иначе получится так: я выращу спортсмена, вложу в него средства, силы, а он уедет играть в Волгоград или за границу. Но для того, чтобы запустить этот цикл, необходимо определить вектор спортивного развития региона. Нужно провести анализ этого рынка, выяснить, какие виды спорта мы сможем успешно развивать, получать «золото» на соревнованиях и, сгруппировав усилия, направить их туда.

То есть вы наверняка скажете, что хоккей развивать на Дону не стоит?

— Хоккей — отличная игра, я её очень люблю, но у нас нет истории этого вида спорта, и развивать его пришлось бы тяжело и долго, хоть Буре сюда пригласи. Ну, если есть бизнесмен, который готов поддерживать хоккейную команду, — отлично, можно ему на катке снизить тарифы на электроэнергию. Можно дать какие-то налоговые преференции, поставить задачу через три года играть в такой-то лиге. Получилось — отлично, вот тебе ещё поддержка, не получилось — ну, развивай пока сам потихонечку. Тянуть мёртвый груз нет смысла, необходимо провести аудит тех видов спорта, которые действительно имеют перспективу развития. Раздать бюджетные деньги всем по чуть-чуть — это как размазать кашу по тарелке. У нас уже есть готовые приоритеты: наш регион был знаменит легкоатлетами, тяжелоатлетами, развивались и другие виды спорта с чемпионскими результатами. Вот их и надо поддерживать в первую очередь. А по другим необходимо провести анализ и разработать стратегию, в соответствии с которой двигаться дальше.

Но баскетбол в нашем регионе появился, можно сказать, случайно, он не был приоритетным видом спорта. Его стоит поддерживать?

— Если мы сейчас пойдём в Балтийскую лигу, к нам приедет «Жальгирис», а с ним — два автобуса болельщиков. Они снимут номера в наших гостиницах, они будут есть в наших ресторанах, наверняка заведутся какие-то контакты. Спортивный туризм — это не фикция, и на базе баскетбольной команды его смело можно развивать! У нас только на матч с «Рязанью» 30 человек приехало. Почему к нам едут? Потому что мы единственные, кто в Суперлиге проводит матчи на таком уровне — с чирлидерами, развлекательной программой, с игровой инфраструктурой. Есть ещё клуб «Урал» — их игры тоже зрелищны, но это конгломерат Газпрома, заводов и власти. А у нас конгломерат чего? Меня лично, частично власти и группы товарищей, которые помогают не столько потому, что они любят баскетбол, сколько потому, что они дружат со мной. И пока это не является устойчивой системой отношений.

Так может, это бизнес должен инициировать и поддерживать в активном режиме диалог с властью?

— Сама по себе власть не может производить материальные ценности. Но она может создать благодатную почву для этого. Это такой мой крик души. Нельзя вырастить зерно, не найдя благодатную почву и не посадив его. Сейчас основная задача — найти совместно эту почву и вместе растить. Я не олигарх, у меня нет сумасшедших денег — и ни один бизнесмен в городе не потянет единолично ни футбольный, ни гандбольный клуб. Это необходимо делать совместными усилиями, хотя бы потому, что спорт задаёт нормальный социальный уровень региона. И, поверьте, именно благодаря успехам в спорте узнают нашу область.

Вы сами предлагали что-либо донской администрации для развития стратегии?

— Я слышал, что планируется ввести должность советника губернатора по спорту. Я бы с удовольствием её занял — работал и говорил бы губернатору правду. Необходимо собраться и сделать программу развития донского спорта: сейчас он может развиваться только при условии сотрудничества бизнеса и власти. И там, где это происходит, там спорт растёт — возьмите Казань, возьмите Краснодар. Меня душит зависть, когда Краснодар развивается вот так, как сейчас: никогда Краснодар не был круче Ростова, ни-ког-да! Но теперь там две футбольные команды!

Вы говорили на эту тему с кем-то из администрации?

— Я планирую встречу с вице-губернатором Сергеем Горбанем. Я с ним общался, вижу, что это человек, который и понимает проблему, и не отделывается какими-то ни к чему не обязывающими фразами. Я готовлюсь к этой встрече, на которой хотел бы изложить краткую, чёткую программу развития регионального спорта, и думаю, мне удастся убедить его. Я не планирую развивать спорт в одиночку: мои идеи должны влиться в общую структуру. Но я готов быть локомотивом.

Какие возможные источники доходов для клуба вы бы хотели использовать, помимо дотаций от власти и поступлений от спонсоров?

— Главное, чего я хочу добиться в своём клубе, — это не сидеть на дотациях. Разумеется, они нужны как вклад в значимый социальный проект. Ведь здоровье детей — это общая задача. Но я думаю, что если у клуба будет свой зал, свои школы, то он сможет как минимум 50 процентов бюджета зарабатывать самостоятельно. Для этого необходимо грамотно сформировать определённый имидж клуба, чтобы зрители хотели приобретать спортивную атрибутику, чтобы у них возникало ощущение соучастия в жизни клуба. Пока такой развитой спортивной культуры у нас нет.

Власть должна заговорить

Если рассмотреть западный опыт, то там даже университетские лиги пользуются популярностью, у нас же на матчах команд, играющих в высших лигах, не всегда заполнен зал. Почему так?

— Популярность спорта определяется политикой государства. Вот мой сын играет в теннис — и хорошо играет. Он не поступит благодаря этому в МГИМО или МГУ, зато поступит в Оксфорд, и его там с руками оторвут. А у нас весь ответ на вопрос звучит как «давай бабки». Чем сейчас знаменита Ростовская область, какими звёздами? Обыватели назовут две-три фамилии. И всё. А я хочу, чтобы их было больше, чтобы они были узнаваемыми, получили достойный пиар, внимание власти. Когда баскетбольный клуб «Атаман» стал чемпионом России в Высшей лиге, единственным, кто поздравил всю команду лично, в торжественной обстановке в администрации города, был мэр.

Как вы реализуете кадровую политику? Насколько я понимаю, трудно найти не только спортсменов, но и менеджеров, которые умели бы руководить таким сложным проектом.

— Спортивных менеджеров в России не производят, их функции выполняем мы сами. Я читаю массу литературы, много общаюсь. И на самом деле прихожу к выводу, что американские менеджеры, на которых все ориентируются, не выжили бы в нашей реальности: западный менеджер столкнётся с такими местечковыми проблемами, что они попросту убьют в нём менеджера. Ростов — самый сложный город из тех, что я видел, тут тебя постоянно за всё критикуют. Можно было бы подойти и сказать «молодец, ты создал отличный административный аппарат команды», но так у нас никто не делает. Что касается игроков, то вот мне говорят: возьми в команду легионеров. Да не хочу я их брать! Я хочу вырастить здесь своих игроков — дайте мне только возможность! Сейчас на базе ДГТУ мы с близким мне по духу человеком, ректором Бесарионом Месхи, хотим создать образовательную систему для баскетбольного клуба «Атаман». Я думаю, объединившись с ним, можно свернуть горы.

Реально ли привлекать крупных частных инвесторов для развития спортивного клуба?

— Что на сегодняшний день реально может дать клуб? Социальный респект, имидж социально ориентированного предприятия. Это тоже немало: правильно раскрученный социальный респект вполне может дать финансовый результат. Надо понимать, что спорт очень сложно развивать, в нём не работают правила бизнеса.

Но вы же занимаетесь фандрайзингом, то есть не перестаёте искать инвесторов?

— Это единственное, чем я занимаюсь: обиваю пороги. Но вы знаете, когда-то один из банкиров мне сказал: придёт к тебе губернатор на матч — я дам денег. Губернатор пришёл и помог деньгами в трудную минуту. А вот банкир пока молчит.

Сложилось впечатление, что всё, что делается вами в последние два года, делается в состоянии постоянной запарки. Насколько вас ещё хватит?

— Этот год ещё буду тянуть. Но если нас не поддержат и я не увижу, что проект нужен не только мне, то работу придётся сворачивать. А если честно, я не хочу, чтобы клуб переезжал в другой регион. Клуб был в Высшей лиге — 10 миллионов выделили из бюджетных средств. Пошёл выше, в Суперлигу, — выделили 11 миллионов. А цена лиги выше в два раза! Вот такая непонятная для меня математика. Пока не появится государственная политика развития спорта и руководители клубов будут вечными просителями, ничего не получится. Мы должны быть партнёрами, которые вместе бьются за общее дело.

Структура российского баскетбола

Чемпионат России по баскетболу среди мужчин проводится с 1992 года. В структуре российского баскетбола действуют три лиги (по убыванию значимости): Профессиональная баскетбольная лига (ПБЛ), Суперлига и Высшая лига. До сезона 2010/2011 чемпионат российского баскетбола назывался Суперлигой и делился на два дивизиона, А и Б. После 2011 года дивизион Б стал называться Суперлигой, а элитный состав чемпионата — ПБЛ. В Высшей лиге в двух группах, А и Б, выступает 9 и 10 клубов соответственно; в Суперлиге — 11 клубов, в ПБЛ — 10. Самым большим достижением южного баскетбола стала «бронза» в ПБЛ, полученная в 2012 году клубом «Локомотив-Кубань». До этого клуб занимал 3-е место в 2001 и 2002 годах, имея тогда прописку в Минеральных Водах. 

«Эксперт Юг» №22-23 (212)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама