Незаметная стройка века

Спецвыпуск
Москва, 17.09.2012
«Эксперт Юг» №35-37 (226)
В Карачаево-Черкесии полным ходом идёт строительство горнолыжного курорта европейского уровня. Но страна об этом пока почти не знает — и это, пожалуй, ключевой риск проекта. Продвижение Архыза на российский рынок надо срочно начинать прямо сейчас

Фото: Управление пресс-службы главы и правительства КЧР

Про строительство горнолыжного курорта в Архызе мы хотели написать давно, но поездка на место всё не складывалась. Информация о том, что там происходит, поступала довольно фрагментарная, хотя даже из ростовского офиса по совокупности новостей из Карачаево-Черкесии было понятно, что за последние пару лет в Архызе сделано немало. Год назад Михаил Ходоровский, председатель совета директоров ЗАО «Группа Синара», основного инвестора проекта, в интервью «Эксперту ЮГ» говорил, что к зиме Архыз откроет трассы. Это обещание было выполнено практически в срок — 18 марта в Архызе при большом стечении VIP-гостей был открыт первый подъёмник. Но дальше — тишина. Время от времени в рассылке новостей из Карачаево-Черкесии, которую я постоянно получаю на свой электронный адрес, появлялась свежая информация о стройке, но ощущения, что в Архызе, так сказать, бьётся пульс туристического кластера Северного Кавказа, от этого не возникало. В марте побывать на открытии первого подъёмника у меня не получилось, поэтому было решено съездить в августе.

Фактор Темрезова

В Карачаево-Черкесии я не был два года, последний раз ездил в Черкесск летом 2010 года для интервью с тогдашним главой республики Борисом Эбзеевым. Из разговора больше всего запомнилась реплика Эбзеева о том, с какой скоростью в регионе идут перемены: «В век космических скоростей это такая, знаете, кавказская арба, которая взбирается на кручи Эльбруса». Тем неожиданнее было обнаружить, что всего за пару лет жизнь здесь ощутимо наладилась.

В первую очередь это чувствуется по республиканской столице Черкесску, который я, признаться, никогда особенно не жаловал. Возможно, потому, что всегда невольно сравнивал Карачаево-Черкесию с соседней Кабардино-Балкарией — об этих республиках не случайно говорят, что они как сообщающиеся сосуды. Нальчик сразу стал для меня местом, где «есть куда пойти», городом со сложившейся средой. Черкесск таким местом неожиданно оказался в недавнюю поездку: в городе открылось много новых гостиниц, магазинов, ресторанов, то там, то здесь строятся жилые дома, мечети, православные храмы. Теперь это тоже город для жизни.

— Обрати внимание, сколько вокруг женщин, — говорит один из моих собеседников, с которым мы ужинаем в новом ресторане с характерным названием «Европа». — Эмансипация у нас идёт полным ходом.

В Архыз мы отправляемся из Черкесска с заместителем руководителя местной Дирекции капитального строительства Муратом Кардановым. По дороге проезжаем его родной черкесский аул Малый Зеленчук. Сразу видно, что люди тут живут небедные, — по главной улице стоят в основном новые каменные дома. В центре села останавливаемся, чтобы зайти посмотреть, как недавно здесь реконструировали детсад. Теперь это добротное строение с новой мебелью и хорошим, не «казённым» ремонтом; осталось только благоустроить игровую площадку. Не очень верится, что «объект социальной инфраструктуры», да ещё и в дотационной республике, может быть таким. Естественно, спрашиваю Карданова, откуда взяли средства.

— Весь аул участвовал — с подачи главы республики. Он встретился с людьми и предложил этим заняться.

— А сколько всего денег собрали?

— Да тут не только в деньгах дело. Кто помог кирпичом, кто ещё чем-то. Здесь же почти у всех какой-то бизнес.

Садик в Малом Зеленчуке — это не разовая акция. В новостях из республики сообщения о новых детсадах появляются регулярно — в этом году, например, планируется сдать девять дошкольных учреждений на тысячу мест. Совсем недавно глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов рассказывал об этом президенту Владимиру Путину, который почин, похоже, оценил, заметив, что всем остальным субъектам федерации надо брать пример с республики.

Первые признаки «стройки века» появляются за станицей Зеленчукской — отсюда параллельно трассе протянули в Архыз новую высоковольтную линию и магистральный газопровод. Дорога от Зеленчукской неширокая, без фонарей, но непривычно гладкая, с хорошей разметкой, а главное — на обочинах подозрительно чисто. Вспоминаю горы, где довелось побывать, — первым делом приходит в голову ухоженная Австрия. Если человеку, который здесь никогда не был, показать фото этой дороги, то он вряд ли догадается, что это Россия, тем более — Карачаево-Черкесия.

Прораб Али Биджев говорит, что единственный фактор, который сейчас тормозит строительство курорта, — дождливая погода yug_226_140-1.jpg Фото: Николай Проценко
Прораб Али Биджев говорит, что единственный фактор, который сейчас тормозит строительство курорта, — дождливая погода
Фото: Николай Проценко

За станицей Нижняя Ермоловка, где чуть ли не в каждом доме продают мёд, варенье и грибы, выходим из машины — Карданов показывает мне, как провода высоковольтки смонтировали без опор прямо над дорогой. Вместо опор — растяжки, закреплённые на разных сторонах ущелья.

— Трос врезается в твердую породу на глубину полтора метра, натягивается, и на него вешаются линии электропередач с помощью пластмассовых приспособлений. Мы тут искали место, где ставить опоры, — не нашли. Если пойдём вверх, придётся делать большой участок вырубки. Чтобы не уничтожить природу, решили подвеской пройти те участки, где можно было нанести особый урон.

— А как насчёт «защиты от дурака»? В смысле, если кому-то захочется вывинтить трос из скалы?

— Всё это монтировали альпинисты, обычный человек туда просто не доберётся.

— Сами эту конструкцию придумали или где-то увидели?

— Такую технологию впервые использовали при переходе из Северной Осетии в Южную. Она никому не мешает, прекрасно держится, а мы сохраняем деревья.

— Можем ведь, когда захотим.

— Ты ещё не знаешь, как у нас глава здесь за всем следит. Мы каждую неделю перед ним отчитываемся по всем объектам. Раз в неделю сам выезжает, проводит совещания, планёрки, проходит по всем линиям. И всё тут будет делаться только по генплану, соответствие один в один, отклонений не будет. Самодеятельности не будет. Никто здесь это не позволит.

Мурат Карданов из Дирекции капитального строительства КЧР обещает, что никакой самодеятельности на стройке в Архызе не будет yug_226_140-2.jpg Фото: Николай Проценко
Мурат Карданов из Дирекции капитального строительства КЧР обещает, что никакой самодеятельности на стройке в Архызе не будет
Фото: Николай Проценко

С самим Рашидом Темрезовым мне встретиться не удалось — глава республики в эти дни был в Москве. Но если сложить всё, что здесь о нем говорят, то общее восприятие нового главы такое: наконец появился человек, который пришёл сюда надолго. В самом деле, в России можно по пальцам пересчитать регионы, где за последние 20 лет сменилось целых пять руководителей. Пока Темрезова ещё невольно сравнивают с Эбзеевым: он, говорят, конечно, не такой мастер слова, но конкретной работы и контроля на местах стало гораздо больше. По качеству дорог в республике это чувствуется в первую очередь — до назначения на пост главы республики Рашид Темрезов возглавлял местное управление федеральных автодорог. На обратном пути через Усть-Джегуту мне покажут строящийся новый мост через Кубань, в самом начале Большого Ставропольского канала, — говорят, что это будет самый длинный мост на Кавказе, а пролоббировать эту стройку удалось именно Темрезову.

«Без выходных-проходных»

От Зеленчукской до посёлка Архыз — чуть больше 60 километров, а оттуда ещё семь километров до самого строящегося курорта «Архыз-1650», точнее, до первой его очереди — посёлка «Романтик». В самом Архызе стройка совершенно не ощущается: туристы ходят с рюкзаками, местные продают свои нехитрые поделки — в общем, практически всё как восемь лет назад, когда я впервые приезжал в Архыз на несколько дней.

— Здесь проезд открытый, — говорит Карданов, когда мы подъезжаем к шлагбауму перед стройплощадкой. — Туристы могут спокойно пройти или проехать на своих машинах и попасть в первозданную природу. Стараемся, чтобы у отдыхающих не пропала охота приезжать.

В прошлом году мне несколько раз довелось побывать в Красной Поляне — после открывшейся там картины тотальной стройки я ожидал увидеть нечто подобное и в Карачаево-Черкесии. На самом же деле после развороченной Красной Поляны стройка в Архызе производит непривычное впечатление — её тут как будто нет. Хотя, скорее всего, я просто приехал в тот момент, когда многие крупные объекты уже практически завершены. Дорога от Архыза до «Романтика» заасфальтирована наполовину, остальное должны скоро доделать — дорожники работают вовсю. Очистные сооружения почти построены. Полностью готова площадка для монтажа водозабора. Пожарное депо и станция МЧС уже работают. До конца года всю инфраструктуру, рассчитанную на одновременный приезд 11 тысяч туристов, планируется сдать — работы недавно перевели с декадного графика на понедельный. «По некоторым позициям мы даже идём с опережением, и к первому декабря вся инфраструктура будет готова», — недавно доложил Рашид Темрезов полпреду в СКФО Александру Хлопонину.

Земля на стройплощадке пока не высохла после недавнего ливня, поэтому обычного шума стройки не слышно — рабочие ещё не вышли на объект. «Коробки» будущих зданий и торчащая из земли арматура в окружении гор выглядят как инородные тела, но главное я, пожалуй, уже понял: строительство идёт, курорт будет.

— В сроки полностью укладываетесь? — спрашиваю у прораба Али Биджева из черкесской фирмы «Агростройкомплект» — подрядчика строительства.

— Движемся по графику, но погода мешает — лето дождливое получилось, из-за этого трудно земляные работы идут. Три-четыре дня подряд дожди, но высохнет быстро, можно будет снова работать.

— Задача стоит — мы её выполним, — подхватывает Карданов. — Стройка идёт без выходных-проходных. В День строителя и то работали. Погодные условия такие, что надо ловить момент.

После развороченной Красной Поляны стройка в Архызе производит непривычное впечатление — её тут как будто нет yug_226_141.jpg
После развороченной Красной Поляны стройка в Архызе производит непривычное впечатление — её тут как будто нет

Кресельный подъёмник французской фирмы POMA длиной 860 метров, который здесь торжественно открыли 18 марта, не так просто заметить за строящимися зданиями — на площадке возводят одновременно пять будущих гостиниц на 700 мест и административный корпус. Будущий большой ресторан на 400 мест — на этапе котлована. В сентябре должны начать строить второй подъёмник-гондолу протяжённостью полтора километра, затем приступят к коттеджному посёлку и гольф-клубу. А пока полностью готовы, по большому счёту, только два объекта — первая канатка и «штабной» бревенчатый коттедж для совещаний. Но строители уверяют, что уже скоро тут всё будет по-другому.

— Строительство затягивалось из-за оргвопросов — отвод земли, определение участка, — говорит Карданов. — На ровном месте поставить бетонный завод — ты думаешь, это просто? Всё это уже решили, теперь видно, как строительство идёт, поднимается, темп большой. Бывает так: строишь-строишь, смотришь — не идёт стройка. А здесь стоит неделю не приехать — уже не узнаешь. Так что приезжай почаще. Через два-три месяца будет совсем другой вид.

— Мы давно мечтали о такой стройке, — добавляет лаконичный прораб Биджев.

— Много людей у вас работает?

— Сейчас на стройке человек 170, почти все наши, есть ещё одна ростовская фирма. Нехватки рабочих нет, люди охотно идут.

Для «Агростройкомплекта», который сейчас ещё строит в Черкесске жилой комплекс из семи домов и водопровод, а также обсерваторию в Кисловодске, это действительно очень крупный подряд. Из 400 сотрудников фирмы около ста работают в Архызе. Из других регионов приглашают специалистов только на те работы, которые нельзя выполнить своими силами, например, на монтаж тросовых участков на высоковольтке или для наладки канаток. Стройматериалы тоже в значительной степени «родные» — цемент, инертные материалы, плиты, силикатная продукция. Многие местные производители расположены вдоль дорог из Черкесска: «Кавказцемент», Хабезский гипсовый завод и другие. Из привозных стройматериалов — в основном арматура: металлургических производств в Карачаево-Черкесии ещё не построили.

Пока строители обсуждают что-то между собой по-черкесски, я осматриваю местность, пытаясь прикинуть, каким здесь будет катание, когда площадку сдадут. Сразу понятно, что это не Домбай и не Азау, и уж тем более не Чегет, — склоны довольно пологие, без видимых больших перепадов, в самый раз для комфортного «семейного» катания. Ещё один важный плюс в сравнении с другими нашими курортами — на склонах много леса. Главное только, чтобы снега было достаточно.

Стройка в Архызе выглядит очень компактно — здесь пока нет ощущения, что курорт вторгается в природу yug_226_142.jpg Фото: Управление пресс-службы главы и правительства КЧР
Стройка в Архызе выглядит очень компактно — здесь пока нет ощущения, что курорт вторгается в природу
Фото: Управление пресс-службы главы и правительства КЧР

Напоследок не могу не задать строителям вопрос о соблюдении экологических нормативов — ни одна «стройка века» сейчас не обходится без протестующей «экологической общественности». Хотя Архыз экоактивисты пока, кажется, обходят стороной — то ли все их усилия сосредоточены на олимпийских стройках в Сочи, то ли тут и в самом деле не к чему особо придраться. Сначала, правда, один из участков газопровода запроектировали по территории прилегающей к Архызу части Тебердинского заповедника, но после вмешательства полпреда Хлопонина проект изменили, невзирая на удорожание сметы.

— Строительство, сам понимаешь, это такое дело: там захотел — выкопал, здесь захотел — развалил, — говорит Карданов. — Но здесь никакой самодеятельности — на метр не можем уйти в сторону от проекта, разгуляться тут туда-сюда никто не позволит. Лишний раз в речку за гравием не заедешь, потому что контроль за контролем. И за каждую мелочь отчитывают. Ростехнадзор, природный надзор, лесничество, заповедник тут всё время находятся — контроль жёсткий. И глава тоже переживает.

Вернувшись из поездки, пишу письмо Сурену Газаряну, лидеру вечно протестующей против больших южных строек «Экологической вахты по Северному Кавказу»: есть ли серьёзные нарушения природоохранного законодательства в Архызе? Газарян отвечает, что переслал моё письмо одному из своих коллег, который лучше владеет ситуацией, но ответа я так и не получаю.

Стройка в информационном вакууме

Кататься на лыжах в Архызе можно будет уже в наступающем всего через пару месяцев горнолыжном сезоне. Этой весной желающие тоже могли опробовать первую трассу — говорят даже, что подъёмник работал бесплатно, только приезжайте и катайтесь. Но всё же вопросов по будущему туристическому кластеру Северного Кавказа по-прежнему слишком много, и Архыз как пионер проекта должен на них ответить.

Первый из списка вопросов — насколько строго на новых курортах будут соблюдаться определённые проектами нормативы застройки? В паре часов езды от Архыза находится Домбай, где этот вопрос в какой-то момент пустили на самотёк, — в результате получилось малопривлекательное нагромождение построек. Теоретически в Архызе такого произойти не должно, поскольку контролировать застройку будет управляющая туристическим кластером компания «Курорты Северного Кавказа». Но в России, а на Кавказе в особенности, нормативы — это одно, а реальная жизнь — совершенно другое, загадывать наперёд можно, но с поправкой на местную специфику.

Отдельный вопрос — насколько прозрачными будут правила вхождения на территорию особой экономической зоны местного бизнеса — чаще всего малого. Интерес к работе на территории нового курорта в Архызе у него есть — здесь открываются возможности для вложений в новые гостиницы и рестораны, поставок продуктов питания, производства сувениров, транспортных услуг и т. д. Остаётся только продемонстрировать, как всё это работает на практике. Впрочем, сам факт, что крупный подряд на стройке в Архызе получила местная компания, можно считать хорошим почином, особенно если вспомнить ещё одну кавказскую мегастройку — «Лазурный берег» в Дагестане, который возводят китайцы.

Собеседники в Карачаево-Черкесии уверяют, что желающих инвестировать в новые гостиницы в Архызе будет немало и в республике, и за её пределами yug_226_143.jpg Фото: Управление пресс-службы главы и правительства КЧР
Собеседники в Карачаево-Черкесии уверяют, что желающих инвестировать в новые гостиницы в Архызе будет немало и в республике, и за её пределами
Фото: Управление пресс-службы главы и правительства КЧР

Наконец, самый главный вопрос — а кто сюда поедет кататься? Причём этот вопрос упирается даже не в пресловутые специфически «кавказские» риски — в конце концов, Карачаево-Черкесия из всех республик СКФО всегда была самой спокойной, и каких-то серьёзных проблем с безопасностью для туристов тут не припоминается. Дело в другом: слаба информационная поддержка проекта. Те усилия, которые прилагает сама республика для освещения стройки, — это капля в море, да и не республика должна этим заниматься. Архыз — это курорт для всей страны, но страна о нём пока не ведает.

Есть хороший способ проверить, насколько та или иная тема популярна в массах, — обратиться к статистике поисковых запросов в интернете. Заходим в систему «Яндекс Директ», набираем словосочетание «Архыз горнолыжный курорт» и обнаруживаем, что в месяц этой темой интересуется в среднем не больше ста человек — иными словами, результат в рамках статпогрешности. Определённый всплеск — 931 запрос в месяц — был в марте, когда открытие первого подъёмника в Архызе освещала федеральная пресса, но потом всё стихло. Как будто в электрическую цепь один раз дали нормальное напряжение, а дальше оно безнадёжно упало.

Продолжаем эксперимент: заходим на сайт ОРТ и в строке поиска набираем «Архыз». Итог — всего 26 результатов с 2000 года, причём порядочная часть из них — об одноимённой минеральной воде и заблудившихся в лесу туристах. А сюжета об открытии подъёмника 18 марта нет вообще. При таком продвижении проекта, господа, толпу туристов придётся ждать много лет. Понятно, что основные силы федеральных каналов брошены на Олимпиаду в Сочи, но на ней ведь жизнь точно не заканчивается. Помнится, Александр Хлопонин, когда только стал полпредом в СКФО, предлагал создать специальный телеканал про Северный Кавказ — идея так и повисла в воздухе.

Существует, конечно, спонтанный вариант развития событий, когда первыми на новый курорт приедут кататься местные, за ними подтянутся туристы со Ставрополья, Кубани и из Ростовской области, которые и сейчас ездят в Архыз летом, а зимой катаются в Домбае или Приэльбрусье. Рано или поздно слух об Архызе «пройдёт по всей Руси великой», сюда доберутся москвичи, и вот таким «органическим» путём курорт наберет популярность. Но сколько времени на это уйдёт — сказать решительно невозможно. Поэтому начинать широкое продвижение курорта надо прямо сейчас, чтобы к открытию первых гостиниц не оказалось, что селить в них почти некого. Для начала было бы неплохо хотя бы создать официальный сайт курорта и поставить там элементарную веб-камеру, дабы было видно, что происходит на стройке. Пока такого банального сервиса нет и на сайте «Курортов Северного Кавказа». Зато там сообщается, что один из федеральных телеканалов рекламирует эти курорты в Лондоне.        

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №35-37 (226) 17 сентября 2012
    Инвестпроекты ЮФО - 2012
    Содержание:
    Торможение!

    Составив в этом году базу крупнейших реальных инвестпроектов ЮФО, мы увидели, что прирост их общей стоимости упал до критического однопроцентного уровня. При этом львиная доля проектов — долгосрочные. Это значит, что в ближайшие пару лет мы с высокой долей вероятности получим снижение инвестиционной активности в Южном федеральном округе

    Экономика и финансы
    Как не рассыпать мусор по дороге
    Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
    В ожидании вала банкротств
    Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
    Очень, очень плохой банк
    ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать
    Реклама