Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

ТагАЗ выбыл

, 2012
Фото: donland.ru

ООО «ТагАвтоПром», до недавнего времени живая структура ТагАЗа, окончательно расформировало штат. Теперь к гигантским долгам предприятия по кредитам прибавились новые — перед персоналом. Судя по всему, Таганрогский автомобильный завод уже не вернётся в список крупнейших компаний региона

Производственное предприятие ТагАЗа ООО «Таг­АвтоПром» с 10 сентября уволило 1308 человек — об этом со ссылкой на службу занятости Таганрога сообщили несколько изданий, а нам подтвердил председатель профсоюзного комитета компании Сергей Жуков. Ещё в мае компания уведомила службу занятости о старте процедуры сокращения штата с 10 июня; за два месяца предприятие планировало сократить почти 2,7 тысячи человек — более половины сотрудников. Согласно последовавшим за этим уведомлением письмам, численность персонала постоянно уменьшалась — к июлю она уже составила 2,6 тысячи человек, а к сентябрю снизилась до 1,9 тысячи. Часть этих сотрудников перевели в ООО «Эйч Ти Авто» — новообразованную структуру, отгружающую продукцию ТагАЗу. Это предприятие подконтрольно компании «Партнёр», игроку рынка ценных бумаг, офис которой расположен в Ростове в одном здании с центральным офисом банка «Донинвест» (ТагАЗ является частью этой группы). И вот стало известно, что ещё в сентябре под сокращение попали более тысячи работников.

Напомним, что в апреле ТагАЗ подал на банкротство из-за невозможности выплачивать проценты по кредитам. Крупнейшими кредиторами завода являются ВТБ (6,5 млрд рублей), Юго-Западный Сбербанк (около 6 млрд рублей), а также Газпромбанк, Юникредитбанк, Банк Москвы. «Со всеми руководителями банков, которые кредитовали ТагАЗ — это Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк — я встречался, — признался “Эксперту ЮГ” в августе губернатор Ростовской области Василий Голубев. — Основная часть из них готова рассматривать различные варианты. Но по долгам Сберегательного банка сегодня продолжается работа, в которой собственники ТагАЗа ищут выходы из сложившегося положения». Однако Сбербанк до сих пор не принял решения по ТагАЗу — как сообщила представительница пресс-службы банка Анастасия Вахламова, «в настоящее время банк находится на стадии переговоров с ТагАЗом, в связи с чем говорить о результатах преждевременно».

Завод без рабочих

Как сообщил «Эксперту ЮГ» Сергей Жуков, на данный момент на предприятии фактически расформирован штат, так что теперь завода как такового не существует. «У ТагАвтоПрома остались генеральный директор и главный бухгалтер — ну и те, кто работает по договорам подряда на ООО “Эйч Ти Авто”, — описывает ситуацию г-н Жуков. — Обстановка в городе сейчас спокойная, нам удалось сгладить потенциально взрывоопасную ситуацию. Всё-таки мы плотно сотрудничали с центром занятости, взаимодействовали с заводами, чтобы трудоустроить людей. Конечно, всё прошло плохо, но, пожалуй, безболезненно. И хочу подчеркнуть, что мы, согласно закону, уведомили о сокращениях заранее».

Уведомление, по словам Сергея Жукова, поступило в июле — сразу после того, как стало известно о возбуждении уголовного дела по факту невыплаты работникам предприятия зарплаты свыше двух месяцев. На тот момент задолженность достигала 43,8 млн рублей, плюс 50,9 млн — уже уволенным работникам. При этом невыплаты в Пенсионный фонд и по ряду других обязательств составили порядка 75 млн.

Ранее в неофициальном блоге Таг­АвтоПрома появилась новость, согласно которой с июня завод делится на две части. «ТагАвтоПром распускают гулять на неопределённый срок. Тысяча человек переходят на новое предприятие, план будет выполняться по принципу восемь машин в час. Всем, кого распустят, сказали, что деньги не ждите… и ищите работу», — говорится в сообщении.

«Мы сейчас делаем всё, что только можно, чтобы все люди, работающие на ТагАЗе, были заняты, — заявил Василий Голубев. — Практически по каждому предприятию, которому требуется рабочая сила в Таганроге, составлены своеобразные планы. Управление занятости области этим занимается. У нас есть полная информация о том, что в случае массового освобождения людей мы сможем трудоустроить их именно в Таганроге. Конкретно — на ТАНТК имени Бериева, которому до конца текущего года нужно набрать 500–600 новых работников для реализации своей программы развития».

Как рассказал Сергей Жуков, сегодня на «Эйч Ти Авто» работают уже 1479 бывших сотрудников ТагАвтоПрома. По данным южного подразделения компании HeadHunter, на данный момент ООО не разместило ни одной вакансии. Суммируя эти данные, можно утверждать, что «Эйч Ти Авто» сегодня — это и есть то, что осталось от ТагАЗа, новое юрлицо без долгов. Сейчас новый завод ежемесячно выпускает 2 тысячи автомобилей Vortex Tingo — это основа производства, собственный кроссовер ТагАЗа, скопированный с китайской модели, а также осуществляет покраску кузовов.

«Когда объявили о банкротстве, все долги на нас перекинули, — говорит на условиях анонимности бывший сотрудник ТагАвтоПрома. — Людей отправили погулять, часть забрали на новую сборку. Они там все во что-то играют, только уже заигрались. Нам снижали объёмы каждый месяц, мы буквально загибались, заказов в последнее время не было, а тут вдруг появились, но уже у “Эйч Ти”. Так нам дилеры писали — мол, кто-нибудь расскажите, что у вас происходит, — то есть руководство не утруждало себя объяснениями перед собственными партнёрами. Что уж говорить о нас? Было очень трудно, мы до конца не понимали, что происходит».

Вопрос вопросов

Означает ли расформирование Таг­АвтоПрома завершение истории амбициозного донского проекта «ТагАЗ»? Ведь дальнейшее существование предприятия может вовсе не основываться на желании быть федеральным игроком — между тем, завод строился в конце девяностых как флагман экономики Ростовской области. Сегодня же перспективы предприятия напрямую связаны с успешностью переговоров с банками.

«Сейчас идёт согласование документа, который определит порядок погашения долга ТагАЗа перед Сбербанком, — заявил губернатор Голубев. — А одно из направлений — это реализация собственных активов, затем предоставление Сбербанком аккредитивов ТагАЗу, чтобы закупать машинокомплекты, чтобы производство не остановилось».

Сегодня понятно, что переговоры со Сбербанком как минимум затягиваются. При этом ситуацию сильно осложнил собственник ТагАЗа Михаил Парамонов. Летом появилось его интервью, в котором г-н Парамонов заявлял, что Сбербанк не дал предприятию возможности развиваться дальше, сохранив высокие ставки по кредиту. Впрочем, поможет ли реализация активов ТагАЗа выплатить долг Сбербанку — большой вопрос, а потому все заинтересованы в том, чтобы предприятие продолжало работать.

«Вопрос в том, достаточно ли у компании активов, чтобы продать их и чтобы это не сказалось на нормальной работе предприятия, — говорит ведущий эксперт УК “ФИНАМ Менеджмент” Дмитрий Баранов. — И ещё один вопрос: удастся ли продать активы по такой цене, чтобы полученных денег хватило на погашение долгов. Очень часто при проведении процедуры банкротства средств, полученных от проданных активов должника, как правило, не хватает на полное погашение долгов. Не исключено, что так может произойти и в Таганроге. Помощь Сбербанка, безусловно, важна для компании. В случае с такими крупными производствами их банкротство не выгодно никому: ни акционерам, ни трудовому коллективу, ни кредиторам, ни властям. Потому что сама процедура растягивается на несколько лет, и полностью удовлетворён результатами банкротства не бывает никто. Поэтому все заинтересованы в том, чтобы завод продолжил свою работу, естественно, под строжайшим контролем кредиторов, властей и представителей трудового коллектива».

Василий Голубев отмечает, что дальнейшее развитие ТагАЗа возможно в том случае, если туда придут новые инвесторы, тем более, что территория завода может восприниматься не только как площадка для сборки автомобилей, но и как перспективная площадка для реализации других проектов. Губернатор отметил также, что «эти проекты в виде предложений сегодня существуют».

«Для оспаривания банкротства Таг­АЗа Сбербанк планировал использовать в суде специальную структуру — Южную автомобильную группу, — говорит Игорь Краевский, старший аналитик ФГ БКС. — Возможно, это аналог Объединённой автомобильной группы — структуры, на которую Сбербанк выкупал активы ИжАвто в ходе его банкротства и которую перепродал потом со скидкой АвтоВАЗу. Подобная процедура могла быть проведена и с ТагАЗом для расширения производственных мощностей более крупных отечественных производителей, но это только предположение. На данный момент собственники ТагАЗа планируют наладить производство автомобилей за рубежом, воспользовавшись наработанной за предыдущие годы интеллектуальной собственностью».

Ряд экспертов считает, что реанимировать ТагАЗ не то чтобы нельзя — это ещё и никому не нужно. Ещё в апреле генеральный директор агентства Vector Market Research Дмитрий Чумаков говорил о том, что завод, вероятно, хочет найти иностранного инвестора для таганрогской площадки, потому и подал на банкротство добровольно. В этой связи эксперты вспоминают недавнее банкротство Челябинского автоматно-механического завода — правда, там долги были в несколько раз меньше, но сценарий в целом похож: предприятие пришло к этапу конкурсного производства с долгами перед банками и персоналом, на плаву осталось лишь небольшое предприятие (своего рода аналог ТагАвтоПрома). Губернатор области Михаил Юревич, как и Василий Голубев, сразу назвал площадку ЧАМЗа потенциально интересной для размещения новых производств — и территория была поделена и распродана.

«Приговор обоим предприятиям вынес рынок, — констатирует директор департамента управленческого консалтинга АКГ “Ваш советникъ” Александр Полиди. — Исход здесь наверняка один: потенциальным инвесторам интересна сама площадка с инженерной инфраструктурой, возрождать исходное предприятие им невыгодно».                   

«Эксперт Юг» №40-41 (230)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама