Общество
Москва, 29.09.2016


Курортный супермаркет

05 nov 2012

Участники панельной дискуссии форума, посвящённой развитию туризма на Северном Кавказе, признали, что единственный способ развивать эту отрасль в регионе — создание и продвижение единого туристического продукта

«Уже сейчас у нас есть понимание того, что наши курорты не должны конкурировать друг с другом, — заметил по этому поводу заместитель генерального директора ОАО “Курорты Северного Кавказа” Ислам Назаралиев. — Необходимо, чтобы каждый курорт был по-своему уникален. Например, какие-то курорты должны продвигать молодёжный туризм, а какие-то — обладать инфраструктурой, более подходящей для семейного отдыха».

Заместитель полпреда президента в СКФО Максим Быстров сравнивает туристический кластер с супермаркетом: чтобы товары в магазине продавались, необходим широкий ассортимент. И в этом смысле разнонаправленные курорты на Северном Кавказе — это лишь отдельные товары, однако при продаже любого из них весь магазин получает выгоду. Из этого сравнения следует два вывода. Во-первых, необходимо сместить акцент с территориальной принадлежности курортов той или иной республике. Как отмечает директор Северо-Кавказского горного клуба (дочерняя структура ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа») Андрей Катаев, необходимо продвигать такие брендовые продукты, как Архыз или Эльбрус, а не, например, продукты «Курорты Кабардино-Балкарии» или «Курорты Ингушетии». «Перед нами стоит задача — возродить систему туристических маршрутов, которые существовали в СССР, — предлагает Андрей Катаев. — Допустим, на том же Эльбрусе можно организовать маршрут и присвоить ему статус национального — это сразу привлечёт определённое внимание». Сейчас Северо-Кавказский горный клуб активно развивает эту идею — компания разрабатывает джип-тур «Аланский путь» и готовит информационный портал vizitkavkaz.ru, который будет запущен в феврале следующего года. Этот портал станет агрегировать информацию обо всех курортах Северного Кавказа и даст возможность прямого бронирования билетов и гостиниц на курортах.

Из этого тезиса автоматически следует второй — у любого супермаркета должен быть один хозяин. Прежде всего, для комплексного продвижения курортов Северного Кавказа необходимо создать структуру, которая будет действовать как единый информационный центр — подобные организации существуют на многих мировых курортах. Однако единым должно быть не только информационное пространство, но и управление всеми курортами. «Нам нужен системный оператор, который будет заниматься развитием и популяризацией курортов, организацией турпотока, — считает заместитель председателя правительства Ингушетии Павел Пущин. — Потому что пока у нас все эти направления развиваются довольно хаотично».

Но на вопросы о том, какой следует быть этой структуре, кому предстоит создавать программу развития для всего кластера и как она должна выглядеть, единых ответов пока нет. В частности, по мнению министра курортов и туризма Ставропольского края Валентины Ченцовой, не стоит забывать, что Кавминводы — курорт федерального значения, дотационный регион, так что без помощи федерального центра здесь никак не обойтись. Тем не менее, по словам управляющего партнёра компании McKinsey в России Ермолая Солженицына, создавать такой координационный центр нужно в регионе своими силами, а не ждать инициативы федерального центра: различные госпрограммы разрабатываются регулярно, но на местах они действуют далеко не всегда. Более того, у участников круглого стола возникло предложение создать отдельную концепцию развития курортов, в основу которой должна была бы лечь и концепция развития региона Кавминвод (над ней сейчас работает McKinsey).

Базой для создания такого единого оператора могут стать курорты Кавказских Минеральных Вод. Участники круглого стола сошлись во мнении, что Кавминводы в силу хорошей узнаваемости этого бренда должны сыграть важную роль в становлении туристско-рекреационного кластера в регионе. Например, одним из способов открыть для туристов республики Северного Кавказа могут стать туры выходного дня из санаториев Кавминвод, причём в их организации заинтересованы не только республики, но и сами курорты КМВ. По словам Валентины Ченцовой, одна из их главных проблем состоит в том, что досуг отдыхающих ничем не занят, кроме лечебно-оздоровительных процедур. Это приводит к тому, что аудитория Кавминвод — это в основном люди среднего и старшего возраста: сейчас средний возраст отдыхающих здесь составляет 48 лет. Как отмечает Ермолай Солженицын, хотя Кавминводы и являются крупнейшим бальнеологическим курортом в Европе и даже в мире, в последние четыре года поток отдыхающих в регионе увеличивается незначительно, а время, проводимое ими на курортах, сокращается.

Другая проблема, которая сейчас стоит перед регионом, — кадровое обеспечение существующих и строящихся курортов. «Очень важно качество сервиса, который будет предоставляться на северокавказских курортах, — говорит генеральный директор ООО “Ведучи” (строящего одноимённый горнолыжный курорт в Чечне) Игорь Пероговский. — Мы планируем создать курорт пятизвёздного уровня, но сможем ли мы этого достичь? Поэтому мы считаем, что для обеспечения нашего курорта кадрами придётся открывать учебный центр в Грозном, а также отправлять специалистов на обучение в Европу».

Попутно новым компаниям приходится вести активную работу с местным населением, которое не всегда хорошо относится к стройке, развернувшейся в регионе. «Иногда в ходе строительства мы вынуждены решать проблемы, которые существовали в регионах веками, — говорит Ислам Назаралиев. — Особенно это касается земельных вопросов. По большому счёту, это не наша обязанность, но это делать необходимо». По мнению Максима Быстрова, инвесторам обязательно нужно встречаться со старейшинами и главами местных поселений, объяснять, что вместе с туристической инфраструктурой придут газ, электричество, появятся рабочие места. Как отмечает генеральный директор ОАО «Архыз-Синара» Юрий Старков, в Архызе — первом из новых курортов Северного Кавказа, где уже грядущей зимой можно будет кататься на лыжах, — изменения в отношениях с населением налицо: «Местные жители видят положительные итоги образования курорта: уже создано более тысячи рабочих мест, повысилось качество предоставляемых услуг. Если каждый инвестор будет вести аналогичную работу, то отношение к проекту станет улучшаться. Всё зависит от нас, хотя в эту работу должны включаться и местный бизнес, и руководство республик».

«Эксперт Юг» №44-45 (234)

Журнал «Эксперт» + подарок

Журнал Эксперт + Сертификаты на обучение в школе иностранных языков



    Реклама

    AdRiver
    26 октября 2016 года. Форум «Эксперт-400»

    «Драйверы экономического роста России в настоящее время»



    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Сергей Фадеичев/фотохост-агентство ТАСС

    Глава Минэнерго Александр Новак заявил, что снижать добычу "искусственным способом" мы не будем. Естественным способом она тоже не снижается, несмотря на разные прогнозы, так что период дешевой нефти, очевидно, продолжается


    AP/TASS

    Нефть

    Нефти пообещали плюс $10

    Goldman Sachs прогнозирует рост цен на нефть на $10 в случае утверждения соглашения ОПЕК по сокращению добычи. Правда, уверенности в его исполнении нет, оговариваются аналитики

    Инвестиции

    Год инвестиционной разморозки

    Как показывает динамика инвестиционного портфеля Южного федерального округа, экономика региона начинает выходить из второй волны кризиса. Если год назад, по результатам ежегодного исследования крупнейших инвестпроектов ЮФО, мы видели сокращение их объёма и количества, то теперь наблюдается рост даже по сравнению с 2014 годом

    Энергетика

    70% против 30%

    Что мешает запустить рыночные механизмы ценообразования в энергетике и чем вредна морковка для избранных

    Валерий Шарифулин/ТАСС

    Социальная политика

    Минтруд: плата за страх

    Вице-премьер Ольга Голодец "озвучила" сегодня в Совфеде разработку Минтруда по взиманию платежей в фонды социального страхования, прежде всего - за медицину с граждан, не имеющих официальной занятости. В том виде, в каком эта идея подается, она выглядит очень сырой и спорной, хотя в основе там есть элементы логики. Произносить такие слова в период экономического спада нужно весьма осторожно, еще осторожнее подходить к собственно законодательным инициативам, затрагивающим массу сложных ситуаций и несколько типов занятости в реальных условиях российского капитализма