Общество

Москва, 31.07.2016


Курортный супермаркет

05 nov 2012

Участники панельной дискуссии форума, посвящённой развитию туризма на Северном Кавказе, признали, что единственный способ развивать эту отрасль в регионе — создание и продвижение единого туристического продукта

«Уже сейчас у нас есть понимание того, что наши курорты не должны конкурировать друг с другом, — заметил по этому поводу заместитель генерального директора ОАО “Курорты Северного Кавказа” Ислам Назаралиев. — Необходимо, чтобы каждый курорт был по-своему уникален. Например, какие-то курорты должны продвигать молодёжный туризм, а какие-то — обладать инфраструктурой, более подходящей для семейного отдыха».

Заместитель полпреда президента в СКФО Максим Быстров сравнивает туристический кластер с супермаркетом: чтобы товары в магазине продавались, необходим широкий ассортимент. И в этом смысле разнонаправленные курорты на Северном Кавказе — это лишь отдельные товары, однако при продаже любого из них весь магазин получает выгоду. Из этого сравнения следует два вывода. Во-первых, необходимо сместить акцент с территориальной принадлежности курортов той или иной республике. Как отмечает директор Северо-Кавказского горного клуба (дочерняя структура ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа») Андрей Катаев, необходимо продвигать такие брендовые продукты, как Архыз или Эльбрус, а не, например, продукты «Курорты Кабардино-Балкарии» или «Курорты Ингушетии». «Перед нами стоит задача — возродить систему туристических маршрутов, которые существовали в СССР, — предлагает Андрей Катаев. — Допустим, на том же Эльбрусе можно организовать маршрут и присвоить ему статус национального — это сразу привлечёт определённое внимание». Сейчас Северо-Кавказский горный клуб активно развивает эту идею — компания разрабатывает джип-тур «Аланский путь» и готовит информационный портал vizitkavkaz.ru, который будет запущен в феврале следующего года. Этот портал станет агрегировать информацию обо всех курортах Северного Кавказа и даст возможность прямого бронирования билетов и гостиниц на курортах.

Из этого тезиса автоматически следует второй — у любого супермаркета должен быть один хозяин. Прежде всего, для комплексного продвижения курортов Северного Кавказа необходимо создать структуру, которая будет действовать как единый информационный центр — подобные организации существуют на многих мировых курортах. Однако единым должно быть не только информационное пространство, но и управление всеми курортами. «Нам нужен системный оператор, который будет заниматься развитием и популяризацией курортов, организацией турпотока, — считает заместитель председателя правительства Ингушетии Павел Пущин. — Потому что пока у нас все эти направления развиваются довольно хаотично».

Но на вопросы о том, какой следует быть этой структуре, кому предстоит создавать программу развития для всего кластера и как она должна выглядеть, единых ответов пока нет. В частности, по мнению министра курортов и туризма Ставропольского края Валентины Ченцовой, не стоит забывать, что Кавминводы — курорт федерального значения, дотационный регион, так что без помощи федерального центра здесь никак не обойтись. Тем не менее, по словам управляющего партнёра компании McKinsey в России Ермолая Солженицына, создавать такой координационный центр нужно в регионе своими силами, а не ждать инициативы федерального центра: различные госпрограммы разрабатываются регулярно, но на местах они действуют далеко не всегда. Более того, у участников круглого стола возникло предложение создать отдельную концепцию развития курортов, в основу которой должна была бы лечь и концепция развития региона Кавминвод (над ней сейчас работает McKinsey).

Базой для создания такого единого оператора могут стать курорты Кавказских Минеральных Вод. Участники круглого стола сошлись во мнении, что Кавминводы в силу хорошей узнаваемости этого бренда должны сыграть важную роль в становлении туристско-рекреационного кластера в регионе. Например, одним из способов открыть для туристов республики Северного Кавказа могут стать туры выходного дня из санаториев Кавминвод, причём в их организации заинтересованы не только республики, но и сами курорты КМВ. По словам Валентины Ченцовой, одна из их главных проблем состоит в том, что досуг отдыхающих ничем не занят, кроме лечебно-оздоровительных процедур. Это приводит к тому, что аудитория Кавминвод — это в основном люди среднего и старшего возраста: сейчас средний возраст отдыхающих здесь составляет 48 лет. Как отмечает Ермолай Солженицын, хотя Кавминводы и являются крупнейшим бальнеологическим курортом в Европе и даже в мире, в последние четыре года поток отдыхающих в регионе увеличивается незначительно, а время, проводимое ими на курортах, сокращается.

Другая проблема, которая сейчас стоит перед регионом, — кадровое обеспечение существующих и строящихся курортов. «Очень важно качество сервиса, который будет предоставляться на северокавказских курортах, — говорит генеральный директор ООО “Ведучи” (строящего одноимённый горнолыжный курорт в Чечне) Игорь Пероговский. — Мы планируем создать курорт пятизвёздного уровня, но сможем ли мы этого достичь? Поэтому мы считаем, что для обеспечения нашего курорта кадрами придётся открывать учебный центр в Грозном, а также отправлять специалистов на обучение в Европу».

Попутно новым компаниям приходится вести активную работу с местным населением, которое не всегда хорошо относится к стройке, развернувшейся в регионе. «Иногда в ходе строительства мы вынуждены решать проблемы, которые существовали в регионах веками, — говорит Ислам Назаралиев. — Особенно это касается земельных вопросов. По большому счёту, это не наша обязанность, но это делать необходимо». По мнению Максима Быстрова, инвесторам обязательно нужно встречаться со старейшинами и главами местных поселений, объяснять, что вместе с туристической инфраструктурой придут газ, электричество, появятся рабочие места. Как отмечает генеральный директор ОАО «Архыз-Синара» Юрий Старков, в Архызе — первом из новых курортов Северного Кавказа, где уже грядущей зимой можно будет кататься на лыжах, — изменения в отношениях с населением налицо: «Местные жители видят положительные итоги образования курорта: уже создано более тысячи рабочих мест, повысилось качество предоставляемых услуг. Если каждый инвестор будет вести аналогичную работу, то отношение к проекту станет улучшаться. Всё зависит от нас, хотя в эту работу должны включаться и местный бизнес, и руководство республик».

«Эксперт Юг» №44-45 (234)

Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии


    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика

    Магическое радио «Аэростат»

    Количество выпусков программы Бориса Гребенщикова «Аэростат» перевалило за полтысячи. С момента первого выхода программы в радиоэфир прошло больше одиннадцати лет


    Городская среда

    Креативная классика Северной столицы

    В Санкт-Петербурге продолжается трансформация исторических объектов под творческие кластеры. Не найдя в кризис крупных инвесторов или арендаторов, способных вложиться в полноценную реконструкцию-реставрацию бывших дворцов и особняков, их владельцы предпочитают отдавать недвижимость под творческо-креативные пространства

    Ботинки на износе

    «Обувь России» расширяет производственные мощности и спектр услуг в собственной розничной сети. Задача компании — сохранить клиентов в кризис и быть во всеоружии, когда спрос на обувь вновь начнет расти

    Семен Лиходеев/ТАСС

    Курсы валют

    Рубль устремился за нефтью

    Курс рубля к доллару и евро продолжает падать девятый день подряд, основной причиной ослабления остается нефть, опустившаяся ниже 43 долларов за баррель сорта Brent