Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Вернули темпы

, , 2012
Фото: Дмитрий Горунов

Крупнейшие компании ЮФО вернули себе опережающие темпы роста — в прошлом году они нарастили объёмы на 32%, тогда как, например, выручка 400 крупнейших компаний России, по данным «Эксперт РА», увеличилась только на 23,4%. Лидером роста, в отличие от прошлого года, является торговля

Крупный бизнес на Юге сильнее, чем в целом по стране, реагирует на изменение экономической конъюнктуры. Во время кризиса доходы крупного бизнеса здесь упали сильнее, рост на этапе выхода из кризиса был динамичнее. Крупнейшие компании ЮФО в прошлом году имели темпы прироста в 21,8% — с таким результатом они отставали от федеральных лидеров по динамике развития. А по результатам 2009 года, напомним, южные участники рейтинга имели падение на 7,6% — и это было более сильное снижение, чем в общероссийском рейтинге.

Крупнейшие игроки на Юге не только выросли; их ряды пополнились бурно развивающимся амбициозными компаниями, некоторые из которых ещё в 2010 году относились к средним. В 2011 году мы насчитали 648 зарегистрированных в ЮФО предприятий с выручкой свыше 1 млрд рублей — то есть тех, кого, согласно действующим нормам, относят к крупному бизнесу. В 2010 году таковых было гораздо меньше — 517. Несмотря на этот рост «снизу», концентрация крупного бизнеса на Юге за год усилилась — теперь на первые 25 компаний приходится 51,7% совокупного объёма реализации всего рейтинга. Год назад этот показатель был ниже почти на 2%.

И, наконец, торговый бизнес по итогам 2011 года вновь перевесил южную промышленность. Совокупные объёмы реализации в промышленности ЮФО составили 983 млрд рублей, а в оптовой и розничной торговле — 1 трлн 13 млрд рублей.

Лидер в отрыве

На первом месте в рейтинге крупнейших Южного округа укрепилась компания ЗАО «Тандер», развивающая сеть магазинов «Магнит», — её выручка по итогам года выросла на 109 млрд рублей и превысила 350 млрд рублей (см. рейтинг). Это предприятие одновременно представляет и торговый капитал Юга, и компании-«газели», генерирующие бо́льшую часть экономического роста. В 2011 году лидер вырос более чем на 45% — в 2011 году было открыто свыше 1000 магазинов у дома, 42 гипермаркета и 208 магазинов косметики. Доля предприятия в общей выручке 250 крупнейших компаний составила 14,1%, доля его в общем приросте больше — 18,1%. Такая динамика развития позволила лидеру рейтинга ещё заметнее увеличить отрыв от компании, занимающей второе место — «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработки». В преды­ду­щем рейтинге разница в доходах этих компаний составила 89,6 млрд рублей, в нынешнем — 135,9 млрд рублей. Такая разница, кстати, соответствует совокупной выручке за год 60 компаний, замыкающих рейтинг.

Рейтинг крупнейших компаний ЮФО по объёму реализации продукции в 2011 году

Десятку захватили нефтяники

Изменения в первой десятке начинаются с третьего места, и они весьма впечатляют. На третью строку с четвёртой, нарастив доходы на 24%, поднялась ГК «Юг Руси». Занимавшее год назад третье место ОАО «Волжский трубный завод» увеличило доходы только на 12,3% и в результате оказалось на четвёртой позиции.

Благодаря росту доходов на 80% с седьмого на пятое место переместился Новошахтинский завод нефтепродуктов (НЗНП). В октябре 2009 года этот завод запустил в эксплуатацию первую очередь по переработке 2,5 млн тонн нефти в год, а в 2010 году в шесть раз увеличил выручку и вошёл в десятку крупнейших; теперь предприятие укрепило позиции.

Нефтяники вообще задают тон в нынешней десятке лидеров — с нефтегазовой промышленностью так или иначе связаны 6 из 10 крупнейших компаний. Так, с 97 на 8 место взлетел ТД «Альфа-Трейд», развивающий сеть АЗС «Газпром», которая в настоящее время охватывает 18 регионов России. С 15 на 9 строку поднялось ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы», одно из крупнейших дочерних обществ ОАО «АК “Транснефть”», обеспечивающих транспортировку нефти по территории Краснодарского и Ставропольского краёв, Ростовской области и республик Северного Кавказа. Чистая прибыль компании составила 13,4 млрд рублей.

Продолжая наращивать доходы (за прошедший год на 60%), группа компаний «НМТП» обеспечила себе 10 место — годом ранее группа занимала 18 строку. Такой динамичный рост не смогли показать некоторые компании, присутствовавшие в десятке крупнейших в прошлогоднем рейтинге. Несмотря на то, что объём реализации ОАО «Кубаньэнерго» увеличился на 17%, компания переместилась с 9 на 12 позицию. Символический рост на уровне 0,3% обусловил перемещение ОАО «Южная многоотраслевая корпорация» с 10 на 22 место. Из-за падения доходов на 6,5% ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р», не один год занимавшее место в десятке крупнейших, на этот раз оказалось на 14 строке.

Портрет новичков

Уже по сложившейся традиции рейтинг обновился — около четверти участников нынешнего списка в прошлогоднем не присутствовали. Наибольшие изменения произошли внизу (с 200 по 250 место) рейтинговой таблицы. Часть вновь появившихся компаний новичками назвать можно условно — они выбыли из рейтинга по итогам 2009 и 2010 годов, но ранее присутствовали среди крупнейших. Другая часть образовалась в результате изменения оргструктур некоторых игроков. К третьей категории относятся те, которые впервые в своей истории попали в список крупнейших, выйдя из среднего бизнеса, чаще всего благодаря агрессивному росту объёмов реализации.

Конечно, наиболее интересны успехи именно тех компаний, которые ещё вчера были средними. Так, увеличив доходы в пять раз, до 7,8 млрд рублей, 69 место заняло торговое ООО «Кадет». Компания существует более 15 лет и является постоянным партнёром и поставщиком в ЮФО для сетей «Метро», «О´кей», «Перекрёсток». На 137 строке ростовское ООО «Альянсстрой», которое осуществляет строительные работы в коттеджном посёлке клубного типа «Беловодье» неподалёку от Ростова-на-Дону. На 148 месте — ещё одна строительная компания, ЗАО «Строй Интернейшнл», которая занимается гражданским и промышленным строительством «под ключ». На 224 месте появился кубанский производитель сахара ОАО «Викор», за год увеличивший доходы на 93%. На 233 месте оказалось ЗАО «Абрау-Дюрсо», выросший на четверть производитель шампанских вин, известных далеко за пределами южного региона.

По итогам минувшего года мы продолжаем наблюдать возвращение ряда компаний, которые под воздействием кризиса выбыли из рейтинга, но присутствовали в списке крупнейших Юга ранее. Так, после двухлетнего перерыва вернулся в рейтинг производитель сельхозтехники «Клаас», увеличив выручку за прошедший год на треть, до 2,24 млрд рублей. Теперь эта компания занимает 215 место. Пополнился список крупнейших и ещё одним представителем угольной промышленности — ООО «Шахтоуправление “Садкинское”», чьи доходы выросли за год более чем вдвое и составили 2,8 млрд рублей (176 место).

Изменения в списке крупнейших произошли и за счёт того, что некоторые компании были ликвидированы, другие стали заполнять анкеты и теперь фигурируют как группы компаний, хотя в предыдущих топ-листах были представлены несколькими отдельными юридическими лицами. Например, группа компаний «Ключавто» в заполненной анкете консолидировала данные по 17 дочерним структурам; некоторые из них присутствовали в списке крупнейших компаний ЮФО год назад. Несколько компаний остались в рейтинге, но сменили названия. Так, ООО «Югснаб-Холдинг» переименовано в «ТД Вирбак» и в рейтинге по итогам занимает 59 место. ОАО «Группа Каспийская Энергия» теперь называется ОАО «Росшельф» и перепрописалось в Москве, в связи с чем в данном рейтинге не представлено.

Торговля временно отыгралась

Первый рейтинг крупнейших компаний юга России, составленный в 2007 году, показал, что на Юге основной вклад в экономику — в отличие от других регионов страны — вносит торговля (см. таблицу 1). Год назад, по результатам 2010 года, в южном рейтинге промышленность впервые, хотя и символически, но перевесила совокупные показатели торговцев — 40,7 против 39,4%. По итогам же 2011 года торговля отыграла позиции. Совместно опт и розница создали 40,7% совокупного объёма выручки против 39,5%, генерируемых промышленностью. Правда, количество промышленных предприятий увеличилось на три, а торговых сократилось на четыре. То есть торговля вырвала победу за счёт повышенной динамики развития и во многом благодаря «Магниту», однако позиционное укрепление промышленности продолжается.

Отраслевая структура рейтинга «250 крупнейших компаний ЮФО» (по объёму реализации)

В промышленности основной вклад в динамику, конечно, внёс нефтегазовый сегмент, который сочетает большие абсолютные объёмы (доля в совокупной выручке 15,5%) и высочайшую динамику (более 50%). Этой отрасли помогла ситуация на мировом рынке углеводородов: за год среднеэкспортные цены на российскую нефть выросли на 42%, на газ — на 27%. Резко выросла угольная промышленность, которая медленнее, чем остальные отрасли, восстанавливается после кризиса, — средние темпы прироста здесь составили 107%. Но вес этой отрасли — символический (0,3%). То же самое можно сказать о быстрорастущих лёгкой и деревообрабатывающей промышленности. Из весомых отраслей противовес нефтянке только один — пищевая промышленность, которая показала темпы на уровне почти 30% при доле в 4,4%.

Среди других отраслей в 2011 году ощутимо — с 6,5% до 7,6% — увеличилась доля строительства. Несмотря на то, что теперь отрасль представляют 30 компаний вместо 31, средние темпы прироста здесь достигли 53,9%. Строительные компании традиционно чутко реагируют на инвестиционный спрос и не менее оперативно готовы принимать участие в реализации крупных инфраструктурных проектов, финансируемых государством. Высокие показатели динамики — гораздо выше, чем в среднем по отрасли, — показали сразу несколько строительных предприятий. Например, доходы ООО «ТрансКомСтрой» за год выросли почти в 16 раз благодаря большому объёму работ на олимпийских объектах, почти в восемь раз увеличились доходы ЗАО «Второе Краснодарское СМУ» (см. таблицу 2).

Десятка самых динамичных компаний рейтинга

С тем же финансовым результатом

Несколько неожиданной оказалась ситуация с чистым финансовым результатом деятельности крупного бизнеса. В совокупной массе за год он практически не изменился, что резко выделяется на фоне серьёзного прироста доходов. Сейчас темп роста чистой прибыли намного ниже темпов роста выручки от продаж в целом по компаниям рейтинга. Такого раньше не наблюдалось. Убыточными в текущем рейтинге оказались 30 компаний, ровно столько же, сколько и в прошлогоднем. Совокупные убытки этих компаний составили 14,4 млрд рублей — опять почти прошлогодний уровень.

Совокупная чистая прибыль компаний рейтинга за 2011 год — 120,7 млрд рублей, что, опять-таки, немногим больше 113 млрд рублей по итогам 2010 года. Самых высоких результатов на этом поприще добилось ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» — 28,4 млрд рублей чистой прибыли. За ним следует ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» с 13,4 млрд рублей чистой прибыли. Тройку лидеров замыкает крупнейшее предприятие округа — ЗАО «Тандер» — почти 6 млрд рублей (см. таблицу 3). Показательно, что в десятке самых прибыльных доминируют предприятия реального сектора.

Десятка самых прибыльных компаний рейтинга

При этом достичь рентабельности (рассчитанной как отношение чистой прибыли к выручке) свыше 10% удалось в минувшем году 36 компаниям из 250 — это опять-таки ровно столько же, что и годом ранее (см. таблицу 4). В тройку лидеров по этому показателю входят ООО «Ильский НПЗ» (57,4%), ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» (39,9%) и ООО «Совместное предприятие “Волгодеминойл”» (36,6%). Финансовые показатели отчасти говорят об отсутствии роста эффективности в бизнесе крупнейших. До этой фазы развития экономика ЮФО ещё не дошла.

Десятка самых рентабельных компаний рейтинга

Региональный срез

Как и год назад на долю Кубани приходится почти половина совокупного объёма реализации всех компаний рейтинга. Увеличилась доля Ростовской области; произошло это в основном за счёт снижения доли Волгоградской области (см. таблицу 5). Калмыкия по-прежнему не представлена ни одной компанией.  

Региональная структура рейтинга «Эксперт ЮГ-250»

Методика составления рейтинга

Для отбора крупнейших компаний Южного федерального округа была применена традиционная методология. В качестве главного критерия составления рейтинга «Эксперт ЮГ-250» принят показатель, характеризующий объём реализации продукции (работ, услуг) в 2011 году. В случаях, когда этот показатель в силу специфики деятельности компании применён быть не может (например, для банков), используются данные финансовой отчётности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу. Для более полной картины в списках приведены и другие характеристики — объём реализации продукции за 2010 год, чистая прибыль, отраслевая и региональная принадлежность и др.

Участие в рейтинге «Эксперт ЮГ-250» не имеет ограничений отраслевого характера. В результате в рейтинг вошли компании, представляющие практически все основные сферы южной экономики. Место компаний в рейтинге определялось путём их ранжирования по объёму реализации продукции (работ, услуг) в 2011 году. В зависимости от профиля деятельности конкретной компании под этим термином понимается соответствующее природе оказываемых услуг или производимых товаров определение. Для банков — сумма процентных и комиссионных доходов (до вычета расходов).

В тех случаях, когда в списке оказывались холдинги, их дочерние компании в список не включались, чтобы избежать двойного счёта. В тех же целях в рейтинг не вошли энергосбытовые компании, добавленная стоимость в объёме доходов которых незначительна. Предприятия оптовой торговли исключаются из рейтинга, если степень аффилированности с промышленными компаниями списка позволяет судить о возможности «двойного счёта», а промышленная компания не консолидирует данные этой торговой компании.

В случае, когда структура компании претерпела существенные изменения, кардинально повлиявшие на объёмы выручки, полученной за год, предшествующий году составления рейтинга, или изменился стандарт отчётности предоставляемых данных, информация о месте компании в рейтинге за год и/или данные о темпе прироста объёма выручки от продаж и прибыли не публикуются. В связи с изменением методологии пересчёта доходов банков их место в прошлом году не указывалось.

Сбор информации для подготовки рейтинга традиционно осуществлялся в три этапа. Первый — подготовительный. На основе рейтингов прошлых лет, статистической отчётности и сообщений СМИ был составлен список потенциальных участников. На втором этапе был проведён опрос компаний-кандидатов в рейтинг путём анкетирования. На третьем этапе недостающая информация была восполнена за счёт данных Росстата, министерств и ведомств, корпоративных сайтов в интернете, годовых и ежеквартальных отчётов публичных компаний.

Для подготовки рейтинга использовались информация Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, представленная в Системе профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) агентства «Интерфакс», официальная информация об итогах работы публичных компаний, публикуемая в годовых отчётах, анкетные данные компаний.

В число участников могли быть включены компании, зарегистрированные в ЮФО и осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность в течение более шести месяцев года, предшествующего году составления рейтинга. В рейтинг не вошли организации, доходы которых позволяют назвать их крупнейшими, однако их деятельность не вполне прозрачна.                              

«Эксперт Юг» №44-45 (234)

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама