Одолеть межсезонье

Русский бизнес
Москва, 03.12.2012
«Эксперт Юг» №48-50 (239)
Международный гостиничный оператор The Rezidor Hotel Group открыл в Сочи крупный отель. На ближайшие годы в этом же регионе он заявляет ещё ряд проектов, но для эффективного функционирования всех объектов необходимо, чтобы Сочи «работал» круглый год

Фото: Максим Смоляр

Во второй половине ноября неподалёку от Сочи открылся Radisson Blu Resort & Congress Centre — крупный пятизвёздный отель на 508 номеров, расположенный на первой береговой линии, в Адлерском районе, рядом с Большим ледовым дворцом и Медиацентром будущей Олимпиады. Группа The Rezidor Hotel Group, пожалуй, активнее других международных операторов осваивает олимпийский Сочи: трёхзвёздный отель
Park Inn by Radisson на 211 номеров на территории горнолыжного курорта «Роза Хутор» (Сочи, Красная Поляна) стал одним из первых международных отелей, открывшихся в Красной Поляне. В ближайшее время оператор планирует открыть в «Розе Хутор» отель под брендом Radisson, один Park Inn by Radisson в Сочи, и ещё один — в Имеретинской долине. Однако Rezidor опасается, что если не будут приняты комплексные меры по устранению столь критичного для Сочи фактора межсезонья, то и эти, и другие проекты олимпийского региона не смогут эффективно работать после Игр.

Дорогая массовость

Компания The Rezidor Hotel Group начала брать проекты в прямое управление относительно недавно, хотя в Сочи уже около двадцати лет работает «Рэдиссон Лазурная», открытая по франшизе материнской компанией группы, Carlson Hotel. После того, как начал действовать российский офис Rezidor, компания нацелена на прямые контракты: по данным группы, порядка 95% из 21 отеля, открытых в России, работают таким образом. Несмотря на кажущуюся перегруженность Сочи гостиничными проектами, особенно с учётом существующего санаторного и частного номерного фонда, появление оператора со столь масштабными планами для города как нельзя кстати.

Ярослав Дарусенков, заместитель директора департамента оценки и консалтинга Colliers International, говорит, что исторически сложилось так, что гостиничные объекты уровня три «звезды» и ниже занимают в Сочи бóльшую долю в общей структуре номерного фонда. «Это гостиничные объекты, построенные в советское время и частично прошедшие реконструкцию, а также мини-гостиницы, — уточняет г-н Дарусенков. — Пополнение качественного номерного фонда является особенно актуальным в преддверии Олимпийских игр». Генеральный директор консалтинговой компании MACON Realty Group Илья Володько отмечает, что сегмент гостиниц уровня четыре-пять «звёзд» пока что формирует в Сочи всего около 3% от общего предложения, что крайне мало для города, претендующего на звание курорта премиум-класса. «При достаточно высоком уровне спроса в Сочи по-прежнему существует объективный дефицит качественных отелей в высоком сегменте, особенно находящихся под управлением международных операторов, — констатирует г-н Володько. — Почти все реализуемые на сегодняшний день гостиничные проекты являются “олимпийскими” и осуществляются либо за государственный счёт (через банки с госучастием), либо инвесторами, которые возводят данные отели в качестве “обременений”».

Rezidor развивает в Сочи два бренда, которые позволяют охватить довольно широкий круг клиентов; при этом, хотя отели Radisson классом выше и дороже Park Inn, в компании подчёркивают, что они тоже рассчитаны на массовый курортный и бизнес-туризм. Стоимость номеров в Radisson Blu, по данным сайта гостиницы, сейчас начинается от 4,8 тысячи рублей в сутки — это конкурентоспособное предложение на сочинском рынке. Старший директор по развитию бизнеса The Rezidor Hotel Group Даррен Бланчард уверен, что ценовая политика отелей может соответствовать запросам среднестатистического российского туриста. «Ведя переговоры с владельцами, мы обращаем внимание на то, каких клиентов они рассчитывают привлекать, — поясняет г-н Бланчард. — Если это массовый туризм, когда постояльцам необходимы базовые вещи: пляж, бассейн, теннисный корт, то здесь более привлекательным, разумеется, является среднеценовой сегмент, и мы предложим бренд Park Inn. Если же это путешественники, заинтересованные в таких услугах, как спа или конгресс-центр, то это будет Radisson. При этом мы не заходим в сегмент luxury, в котором работают такие проекты, как Rodina Grand Hotel&Spa и тому подобные. Мы делаем гибкие предложения для рынка».

Оператор, как и большинство его транснациональных коллег, предпочитает работать с новостроями, а не с советским наследием, причём контролировать процесс стремится на самых ранних стадиях, начиная с проектировки, а ещё лучше — до того, как архитектор принесёт чертежи. В зависимости от уклона объекта в курортное направление или конгрессно-выставочную деятельность, наличия дорогостоящих модулей, например, спа-комплекса, выбирается конфигурация номеров и ряд других параметров, от которых зависят уровень аудитории и мероприятий и, соответственно, возврат инвестиций. Илья Володько поясняет, что старый гостиничный фонд в Сочи не отвечает современным требованиям отельеров. «Чтобы привести объект в соответствие с жёсткими стандартами международных сетей отелей, его необходимо перестраивать, увеличивать площадь номеров, зачастую создавать практически с нуля сопутствующие объекты — рестораны, деловые центры, салоны красоты, фитнес-центры, что требует порой гораздо больших вложений, чем строительство нового объекта, изначально спроектированного под соответствующие требования», — комментирует г-н Володько.

Что же касается сложностей с организацией строительства, поиска участка и тому подобных оргвопросов, то, по словам Даррена Бланчарда, эти проблемы — за пределами ответственности оператора: «Владельцы или девелоперы выстраивают хорошие взаимоотношения с местными властями, и они успешно решают все повседневные вопросы, связанные со строительством. Мы же являемся управляющей компанией сосредоточиваемся на операционной деятельности, маркетинговых вопросах и так далее». Впрочем, Илья Володько отмечает, что местные власти создали достаточно благоприятные условия для практически беспрепятственного входа на сочинский рынок международных сетей.

Бюро продвижения

Главная задача, которую предстоит решить городу, — это круглогодичная заполняемость возводимого в промышленных масштабах номерного фонда. Даррен Бланчард отмечает, что климатические условия в Сочи вполне могут обеспечить стабильный туристический поток зимой и летом. «Возможно, здесь не самый продолжительный летний курортный сезон, зато есть зимний; вдобавок Сочи, благодаря Играм, получит мировую известность, — убеждён г-н Бланчард. — Федеральное правительство прилагает фантастические усилия для строительства транспортной инфраструктуры, так что Сочи сможет лучше использовать свой потенциал. Благодаря этому строительству улучшается доступ в горы, поэтому в зимний сезон туристы смогут останавливаться в отелях, расположенных в городе, в низине, и без труда попадать в места катания».

Даррен Бланчард за трудностями Сочи видит перспективу yug_239_027.jpg Фото предоставлено компанией
Даррен Бланчард за трудностями Сочи видит перспективу
Фото предоставлено компанией

Однако, как отмечает Илья Володько, ярко выраженная в Сочи сезонность курортного бизнеса (пусть это даже и двухсезонность) не позволяет гостиничным проектам окупаться в приемлемые для бизнеса сроки. Марина Усенко, руководитель Jones Lang LaSalle Hotels по России и СНГ, предупреждает, что необходимо уходить от жёсткой сезонности Сочи, когда в среднем по году загрузка отелей составляет 45%, а высокий сезон приходится всего на два-три месяца. «Чтобы заполнить все вводимые новые гостиничные номера, нужно развивать Сочи не просто как пляжный город, а как центр делового и спортивного туризма, — говорит г-жа Усенко. — Город можно развивать по линии горнолыжного туризма, а также в качестве направления выходного дня для жителей России. В качестве примера можно использовать опыт Хорватии — страны, в которой туристский сезон приходится на два месяца, июль и август, и где воплощается в жизнь программа создания новых услуг, продлевающих сезон. Так, в Хорватии развивается мореходный туризм, эко‑, оздоровительный и деловой MICE-туризм».

Даррен Бланчард считает, что к решению этой задачи должны подключиться местные власти и, отчасти, федеральное правительство. «Я считаю, что Сочи необходимо учредить отдельный административный орган — Конгресс-бюро, которое будет заниматься позиционированием Сочи как привлекательного места для бизнес-туризма на общероссийском и международном уровне, — рассуждает г-н Бланчард. — И мы, и другие международные операторы были бы рады сотрудничать с таким бюро. В сегменте организации мероприятий решения принимаются заблаговременно: уже сейчас некоторые компании решают, что они будут делать в 2013 и даже в 2015 году. Где они проведут крупный отраслевой съезд, где разместят тысячу и более делегатов, куда их повезут. Если рассчитывать только на курортных отдыхающих, то есть вероятность, что сезонность в Сочи будет ярко выраженной. А необходимо сделать так, чтобы миллиардные инвестиции, которые государство вложило в инфраструктуру, были сделаны не зря».

Аналитики тоже считают, что необходимы целенаправленные и комплексные действия по превращению Сочи в крупнейший центр событийного развлекательного и делового туризма, зоной влияния которого должны быть Россия и страны СНГ. «Пожалуй, ещё одним обязательным условием для окупаемости гостиничных (и не только) проектов должна стать организация после 2014 года в Нижнеимеретинской низменности игорной зоны, — полагает Илья Володько. — Это может произойти довольно быстро, если будет подписано постановление правительства РФ о включении территории низменности в состав этой зоны».

Впрочем, несмотря на неясность с вопросом продвижения Сочи после Игр, The Rezidor Hotel Group видит на Юге чрезвычайный потенциал для своего развития и ведёт активные переговоры с владельцами потенциальных объек­тов на Черноморском побережье, в Краснодаре и Ростове-на-Дону, куда оператор хотел бы вернуться, даже несмотря на нашумевшую историю с отелем Radisson SAS Дон, закрытым из-за конфликта собственников. Даррен Бланчард поясняет, что Юг — это регион с живой и чрезвычайно быстро растущей экономикой, так что группа готова рассматривать возможности для открытия отелей под брендами Radisson и Park Inn by Radisson в Краснодаре и Ростове. «Юг — чрезвычайно важный регион для нашего развития. Мы — лидирующий международный гостиничный оператор в России, и намерены сохранить эти позиции», — подчёркивает г-н Бланчард.    

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №48-50 (239) 3 декабря 2012
    Новая индустриализация
    Содержание:
    Ещё не «новая индустриализация», но…

    В этом году в экономике юга России наметился ускоренный промышленный рост. Ряд регионов демонстрируют очень высокую динамику индекса промпроизводства, а количество новых инвестпроектов в сфере промышленности ЮФО и СКФО исчисляется десятками. Это приятный сюрприз — потому что системная политика, направленная на создание промышленных кластеров, в регионе ещё не запущена

    Реклама