ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Декорации готовы

2012
Фото: Виктория Ханова

Олимпийская стройка постепенно завершается, и сомнений в том, что Игры в Сочи состоятся, уже нет. Корреспондент «Эксперта ЮГ» имел возможность все эти абстрактные олимпийские «объекты» увидеть воочию, причём увидеть вписанными в жизнь курортного города. Фактически эта жизнь теперь подчинена судьбе новых спортивных арен

В Сочи попасть трудно. Наш поезд из Краснодара должен был прибыть на сочинский вокзал в 18:00. Без пяти шесть, замученные семичасовым переездом (а из-за отмены рейсов обанкротившейся авиакомпании «Кубань» попасть из Краснодара в Сочи по воздуху стало крайне сложно), мы неожиданно затормозили в Дагомысе. Оказывается, на вокзале в Сочи сломалась какая-то платформа. Поезд почти час простоял в 10 минутах езды от вожделенной всероссийской здравницы. Но и это был не конец: вечерний город встретил нас огромной пробкой. Конечно, это не нашумевший многокилометровый затор на трассе М10, но зато здесь это явление будничное. На втором часу пути в гостиницу по городу, который летом несложно насквозь пройти пешком, мы остановились совсем. Просидев в машине с заглушённым мотором 20 минут, переглянулись, вылезли и отправились на своих двоих. На следующий день мы попали в пробку даже в половину двенадцатого ночи. На вопрос «И как вы вообще работаете в таких условиях?» водитель невозмутимо ответил: «Первое время тоже нервничал. В этом городе пробки всегда».

Потерпите

Местные жители добавляют к пробкам рассказы о постоянных перебоях с электричеством, газом и водой. И это не говоря о продолжающемся гостиничном строительстве — вводить в эксплуатацию отели и апартаменты в городе будут, видимо, вплоть до самого начала Игр.

«Люди испытывают, к сожалению, очень много неудобств, — сказал несколькими днями позже президент Владимир Путин, проезжая по новой железной дороге, соединившей Сочи с Красной Поляной. — Но я думаю, что осталось немного потерпеть. Результат будет существенным».

Одной из иллюстраций обещанного результата можно назвать сам запуск этой железной дороги протяжённостью 48 км. Проложенная по руслу горной реки, эта трасса — амбициознейший инфраструктурный проект. В перспективе от Адлера до Горного кластера можно будет добраться за 40 минут, а красоты во время путешествия окажутся сопоставимы с теми снимавшимися в Чехии пейзажами, которыми можно насладиться в фильме про приключения Джеймса Бонда «Казино “Рояль”». Пока в этом смог убедиться только президент.

Вторая ласточка

Важным предолимпийским событием зимы стало появление в свободной продаже билетов на соревнования, проводимые в Олимпийском парке в Сочи. Напомню, что все спортивные состязания Олимпиады-2014 сосредоточатся на двух площадках — в Горном и Прибрежном кластерах. В Горном кластере, где пройдут все виды лыжных гонок, а также соревнования по бобслею, санному спорту, биатлону и прыжкам с трамплинов, уже почти всё готово к Играм. На некоторых объектах в горах тестовые соревнования начали проводиться уже в прошлом году. Уровень готовности спортивных арен в Имеретинской низменности всё же немного ниже. И проведение там соревнований, открытых для широкой публики, — явление в рамках подготовки к Олимпиаде действительно примечательное.

Первой зрителей встретила ледовая арена «Айсберг», которая во время Игр примет соревнования по фигурному катанию. Открылась арена состязанием самого высокого уровня: с 6 по 9 декабря здесь принимали финал ISU (международный союз конькобежцев) Гран-при по фигурному катанию — пожалуй, второе по значимости в году событие в сфере танцев на льду после чемпионата мира.

Билеты на эти соревнования можно было купить как в двух кассах в Сочи и Адлере, так и в агентских кассах или заказать через интернет. То есть уже вполне можно говорить о начале работы в Имеретинской низменности спортивного объекта как минимум федерального уровня.

Гран-при по фигурному катанию в Сочи открывал Кубанский казачий хор yug_240_035-1.jpg Фото: Виктория Ханова
Гран-при по фигурному катанию в Сочи открывал Кубанский казачий хор
Фото: Виктория Ханова

Некоммуникабельность

Добраться из Сочи до Олимпийского парка на общественном транспорте вообще-то очень непросто. Но на время проведения Гран-при организовали бесплатное автобусное сообщение для зрителей с билетами. С первым стартом организаторы справились вполне удачно: с технической стороны явных срывов не было, соревнования начинались точно вовремя, а через каждые пять метров по пути к арене зрителей встречали улыбчивые волонтёры.

Правда, волонтёры не всегда полностью владели необходимой информацией, а сотрудницы буфета были не очень милы с отстаивающими приличную очередь зрителями. Хватало и мелких технических огрехов внутри арены: например, проблемы с выкупом билетов в кассах накануне соревнований или внезапно застрявший лифт. Однако у технических служб в запасе есть ещё год на исправление мелких недочётов.

Конечно, в период Игр наполняемость 12-тысячного стадиона будет совсем не такой, как сейчас. В день открытия Гран-при арена едва ли была заполнена на треть: несмотря на то, что соревнования столь высокого уровня проводятся в России не каждый день, внимания это привлекло не очень много. И хотя к финалу соревнований зрителей собралось значительно больше, не стоит забывать, что немалая их часть — жители Сочи, среди которых билеты распространялись бесплатно.

«В начале декабря не получилось собрать зрителей не только на финале Гран-при по фигурному катанию, но и на этапе Кубка мира по прыжкам с трамплина, — делится впечатлениями Павел Копачев, редактор отдела олимпийских видов спорта интернет-портала Sports.ru. — Впрочем, оказывается, можно было заранее подать заявку в оргкомитет Сочи и прийти по специальному пригласительному. Но практически никто об этом не знал. Это признак того, что пока коммуникация выстроена неэффективно. Но, учитывая то, сколько всего сейчас приходится делать в рамках подготовки к Играм, — всё впереди. То, что построили трамплин, уже хорошо, ведь в Турине за год до Олимпиады и трамплина толком не было».

Многозначная стройка

Уже сейчас «Олимпстрой» рапортует о том, что готовность олимпийских объектов составляет порядка 80%, Большая ледовая арена готова уже на 98%, ряд ледовых дворцов построены полностью, в других заканчиваются внутренние работы, монтируется оборудование, варится лёд. Тем не менее, говорить о том, что следов стройки в Имеретинке почти не осталось, нельзя.

Во-первых, на арене «Фишт», где будут проходить церемонии открытия и закрытия Олимпиады, ещё только монтируется каркас здания. Правда, это работа плановая. В отличие от спортивных объектов, нуждающихся в обязательном тестировании перед Играми-2014, на этой арене никаких соревнований проводиться не будет, поэтому её сдадут в эксплуатацию только в ноябре 2013 года.

Во-вторых, в Прибрежном кластере подготовка ведётся не только к Олимпиаде, но и к проведению в 2014 году Гран-при «Формулы-1», а также матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Гоночные болиды будут ездить прямо по территории Олимпийского парка, поэтому там сейчас идёт параллельная подготовка и к этим соревнованиям.

«Схема проведения гонок “Формулы-1” накладывается на схему Прибрежного кластера, — объясняет Михаил Порядин, руководитель дирекции по развитию информационных систем ГК “Олимпстрой“. — Поэтому дорожное покрытие там должно быть таким, чтобы к нему не было никаких претензий и со стороны организаторов гонок. Но если не проложить там сейчас все необходимые коммуникации, то невозможна будет реализация и этого проекта».

Ледовый дворец «Большой» после Игр-2014 должен стать многофункциональным спортивным и развлекательным центром yug_240_035-2.jpg Фото: Виктория Ханова
Ледовый дворец «Большой» после Игр-2014 должен стать многофункциональным спортивным и развлекательным центром
Фото: Виктория Ханова

«30–35 мероприятий в год»

Перспективы у курорта как спортивного центра довольно радужные. Как отмечает Павел Копачев, современных зимних спортивных объектов в России практически нет. «С самого начала многие спортивные федерации отнеслись очень восторженно к идее того, что у нас построят трамплин, появятся хорошие лыжно-биатлонная и санно-бобслейная трассы, — продолжает г-н Копачев. — На этих объектах наши ведущие команды смогут готовиться к соревнованиям. Не секрет, что многие наши спортсмены сейчас вынуждены тренироваться в Европе».

В оргкомитете XXII Олимпийских зимних игр вообще уверены, что в будущем построенные в Сочи спортивные объекты образуют новый международный центр для занятий зимними видами спорта, вокруг которого должен появиться «обновлённый город с современной инфраструктурой, включающей в себя международный аэропорт, гостиницы, деловые центры, концертные площадки и другие объекты».

И действительно, сегодня спортивная инфраструктура такого масштаба для любого города — это гораздо больше, чем просто спорт. «Стадион должен быть готов сегодня принять матч, завтра — игру на уровне городского университета, а на выходных собрать болельщиков для просмотра международного соревнования на огромном экране, — говорит Анна Русалёва, руководитель представительства компании Siemens на юге России. — Современное спортивное сооружение способно стать не только символом города, как например, “Водный куб” в Пекине или “Альянс Арена” в Мюнхене, но и оказать положительное воздействие на экономическое, культурное и социальное развитие. Перспективы спортивных объектов зависят от уникальности архитектурной и технической концепций, а также опытного оператора объекта, способного привлечь на арену как минимум 30–35 мероприятий в год».

Некоторые из спортивных комплексов в Сочи ждёт перепрофилирование. Например, «Адлер-Арена», которая строится для проведения конькобежных соревнований, после зимы 2014 года должна стать крупнейшим экспоцентром, который будет принимать, в том числе, Международный инвестиционный форум. А некоторые площадки и вовсе увезут после Олимпиады: уже не первый год регионы не могут поделить между собой право забрать себе сборные олимпийские объекты — изначально планировалось, что после Игр-2014 4 из 14 спортивных сооружений поменяют место расположения. В частности, сначала было объявлено, что Малая ледовая арена «Шайба» переедет во Владикавказ, но в начале прошлого года власти Краснодарского края заявили, что не хотят отдавать «Шайбу» в другой регион и планируют перевезти её в Краснодар. Однако в конце ноября появились сообщения о том, что этот разборный комплекс на 7 тысяч мест переедет в Нижний Новгород, где станет новой ареной для хоккейного клуба «Торпедо».

Больше, чем спорт

В ходе подготовки к Играм расходы на собственно спортивные объекты в бюджете Олимпиады сравнительно невелики. По данным «Олимпстроя», более 80% от всего финансирования программы Олимпиады-2014 пойдёт на развитие Сочи и только 20% — на сами спортивные объекты.

Чтобы оценить масштабы инфраструктурной стройки в регионе, достаточно нескольких примеров. В начале декабря «Ростелеком» объявил о своих вложениях в строительство телекоммуникаций для обеспечения нужд Олимпиады: помимо олимпийского взноса в 130 млн долларов, компания вложила в стройку 3 млрд рублей. Всего по результатам стройки «Ростелеком» протянет 300 км оптоволокна. Естественно, после Олимпиады выкапывать его из земли никто не будет — всё это останется в регионе. «Создавая телекоммуникационную инфраструктуру для олимпийских объектов, мы, конечно, понимаем, что рядом есть населённые пункты Большого Сочи, — говорит директор макрорегионального филиала “Юг” Александр Шипулин. — И, естественно, мы стараемся обеспечить услугами и их тоже. Мы стремимся предусмотреть на будущее, каким образом будет использоваться эта телекоммуникационная инфраструктура». По словам г-на Шипулина, все вложения «Ростелекома» даже в олимпийские объекты делались с расчётом на окупаемость в течение ближайших 3–5 лет.

Михаил Грудинин, генеральный директор ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития “Гипрогор”», отмечает, что если бы не Олимпиада, то вся эта инфраструктура такого высокого уровня, в первую очередь транспортная, никогда в регионе не возникла бы: «Если сравнить аэропорт Адлера шесть лет назад и сейчас — это два разных мира, да и тот же адлерский вокзал обязан своим рождением Олимпиаде. И хотя скоростные поезда частично уберут после Игр, потому что они просто не нужны в таком объёме, но железнодорожная связь останется. То, что можно будет, не заезжая в Сочи, попасть на спортивные объекты в Имеретинской низменности и в Горный кластер — очень комфортно как для отдыхающих, так и для местных жителей. И, конечно, созданная инфраструктура, помимо активного роста общероссийской базы зимних видов спорта, позволит значительно эффективней развиваться туристическому направлению в регионе, включая Абхазию».

В Горном кластере к Играм-2014 уже почти всё готово, осталось добавить сюда людей yug_240_036-1.jpg Фото: Виктория Ханова
В Горном кластере к Играм-2014 уже почти всё готово, осталось добавить сюда людей
Фото: Виктория Ханова

Ключ к объединению

Несмотря на вроде бы радужную картину, налицо ряд задач, которые неминуемо придётся решать после завершения Игр. «Во-первых, все эти объекты нужно содержать, — рассуждает Павел Копачев. — А содержание, например, трамплина — это миллионы долларов в год, ежедневная работа и большой штат. Если не следить, то с ними произойдёт то же самое, что и с олимпийскими объектами Турина: они фактически заброшены после Игр-2006 и сейчас почти не используются. А во-вторых, Красная Поляна как тренировочная база — очень непростой город. Всё время находиться в горах для спортсменов довольно сложно физически, поэтому непонятно, будут ли спортивные объекты функционировать регулярно. А чтобы они использовались с максимальной эффективностью, нужно приглашать спортсменов из бывших советских республик и Восточной Европы. Нужно создать такие условия, чтобы эти объекты были нужны не только нам, но и нашим соседям. Если провести одно, пускай и крупное, мероприятие, а через четыре года ещё одно, то как содержать объекты — не совсем ясно».

Все собеседники «Эксперта ЮГ» сходятся во мнении, что для эффективного функционирования инфраструктуры в постолимпийский период необходимо координировать деятельность всех её элементов. Павел Копачев выделяет два ключевых фактора успеха Сочи — и как спортивного центра, и как центра туристического. Это уровень сервиса и цены на проживание: «Если зритель приедет, скажем, на финал Гран-при и увидит, что номер в гостинице стоит, скажем, от восьми тысяч рублей за сутки, то в следующий раз он хорошо подумает, ехать на наш юг или нет». Но до сих пор непонятно, как заниматься подобной координацией.

Михаил Грудинин отмечает, что самый простой вариант — создание единой управляющей компании — в этом случае реализовать фактически невозможно: одни объекты принадлежат частным инвесторам, другие — государству, что-то находится в ведении региональных властей, а что-то — в собственности властей муниципальных, хотя использование единого бренда Сочи, заново созданного Олимпиадой, очевидно, отвечает интересам каждого. Даниил Шепетина, генеральный директор маркетингового агентства PRM Group, которое совместно с бельгийскими партнёрами занималось информационным сопровождением заявки «Сочи 2014» в 2006 году, говорит, что, судя по всему, пока все организаторы в большей степени заняты стройкой, а чётких идей о том, как организовывать работу курорта после проведения Олимпиады, ещё не прозвучало. Г-н Шепетина отмечает, что после Олимпийских игр продвижением региона нужно будет заниматься практически с нуля: «По большому счёту, Олимпиада — это закрытое мероприятие. Те, кто хотят посмотреть на олимпийские соревнования, приедут в Сочи в любом случае. Им, в принципе, рекламировать Сочи особенно не нужно. А вот как позиционировать регион после проведения Игр — пока не очень понятно».

Однако Михаил Грудинин считает, что Олимпиада сама по себе создала для Сочи очень мощный импульс к развитию. «Можно привести простой пример, — рассуждает г-н Грудинин, — раньше в Сочи принимали Краснодарский экономический форум. Но после того как в Гватемале Сочи получил право принять зимнюю Олимпиаду, это мероприятие переименовали, и теперь в Сочи проводится не Краснодарский, а Сочинский форум. И в целом сейчас бренд “Сочи” более известен, чем бренд “Краснодарский край”, и эта тенденция до 2014 года будет усиливаться». Тем не менее, по мнению Михаила Грудинина, в любом случае важно, чтобы и маркетинговая политика всего курорта, от аэропорта до подъёмника, была выстроена в единую систему: «Это как многослойный пирог — есть верхний и нижний уровень. Все, от частника-таксиста до крупного гостиничного оператора, увязаны в единую систему логистики, бренда. Хотя я не могу сказать точно, кто будет отвечать за верхний уровень позиционирования бренда “Сочи”, но знаю, что варианты решения этого вопроса обсуждались ещё на стадии создания “Олимпстроя”».

«Эксперт Юг» №1 (240)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама