ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Иностранцам тесно на ресепшене

, 2013
Фото: hotels-roissy-tourisme.com

В ближайшее время на Юге состоится внушительная череда открытий отелей под брендами международных сетей, которых ранее в регионе попросту не было. Необходимость в этом назрела уже давно, но теперь вопрос стоит по-другому — не много ли строят?

В середине марта стало известно, что инвестиционная компания Сбербанка Sberbank SIB выдала ЗАО «Рамо-м» 1,9 млрд рублей сроком на 10 лет для строительства в Краснодаре четырёхзвёздного отеля Four Points by Sheraton и первой очереди выставочного центра площадью 40 тысяч кв. м. Соглашение с компанией Starwood Hotels & Resorts Worldwide, Inc. об открытии гостиницы было подписано в январе — первый отель этого международного бренда в Краснодарском крае начнёт принимать гостей в 2016 году.

А месяцем ранее московская компания «Кеско», ведущая в Краснодаре строительство отеля Garden Inn Krasnodar 4*, объявила о намерении в нынешнем году ввести этот отель стоимостью 1,2 млрд рублей в эксплуатацию. Строительство гостиницы уже завершено, сейчас ведутся внутренняя отделка помещений и фасадные работы. Гостиница, открыть которую планировалось ещё в начале прошлого года, станет первой в сети Hilton и первым вообще отелем международного класса в Краснодаре.

Отсутствие международных операторов, пожалуй, является главной проблемой гостиничного бизнеса в регионе. Сейчас международные гостиничные бренды представлены только на Черноморском побережье — единственный отель сети Radisson в Ростове уже не первый год закрыт в связи с кофликтом собственников. Тем не менее, уже в ближайшие годы юг России ждёт целая череда гостиничных открытий, значительную долю которых составят отели международных брендов высокой звёздности. Здесь Юг оказывается вполне в общероссийском тренде: по данным J'son & Partners Consulting, объём рынка коллективных средств размещения в 2012 году в стране вырос на 14,21% по сравнению с 2011 годом и составил 279 млрд рублей. Как прогнозируют в компании, положительная динамика рынка сохранится и в 2013 году, его объём вырастет ещё на 17% — до 326 млрд рублей. В связи с этим для Юга ключевым становится вопрос о том, будут ли новые гостиницы востребованы в длительной перспективе.

Очень важные 5 «звёзд»

Наиболее остро недостаток качественных средств размещения на Юге ощущается в двух городах, принимающих в 2018 году игры Чемпионата мира по футболу, — Ростове и Волгограде. Как отмечает генеральный директор отеля Don Plaza Андрей Демишин, в донской столице пока нельзя полноценно проводить международные мероприятия на уровне первых лиц, хотя ситуация скоро изменится: сейчас реализуются проекты Hyatt Regency Rostov Don-Plaza и Sheraton Rostov-On-Don Hotel, которые эту задачу решат. Это будут первые пятизвёздные отели в Ростове. По данным компании Macon Realty Group, до 2018 года в городе планируется построить ещё два отеля премиум-класса — Don Golf Resort 5* и Kempinski 5*, а также несколько гостиниц международных брендов, но меньшей звёздности: Marriott Courtyard 4*, Mercure 4*, Hampton by Hilton Rostov City Center 3* и Holiday Inn 3*. Большая часть из них пока находится в стадии проектирования или поиска инвестора — сейчас активно строятся только Hyatt Regency Rostov Don-Plaza, Sheraton Rostov-On-Don Hotel и Mercure, которые должны быть открыты в 2014 году.

Знаковым для столицы ЮФО является не только появление первых пяти­звёздников, но и приход международных операторов в классах 3 и 4 «звезды». В частности, Accor Group в феврале подписала соглашение на управление отелем бренда Ibis 3*, который планирует построить компания «Славяне» по соседству со своей же гостиницей Mercure 4* (этим брендом также владеет Accor Group). Работы по проектированию нового отеля планируется начать нынешним летом. Такое появление международных отельеров с брендами эконом-класса свидетельствует, что они высоко оценивают перспективы развития города и, следовательно, потенциальную величину местного туристического потока.

Куда более удручающая ситуация с условиями для размещения высокой классности складывается в Волгограде. Согласно информации Macon Realty Group, в городе есть всего две гостиницы, претендующие на категорию 4*, однако и они не прошли государственную сертификацию и не соответствуют заявленному уровню звёздности. В ближайшие два года в городе должны сдать сразу четыре крупные гостиницы — Novotel 4*, Hampton by Hilton Volgograd City Center, Hilton Garden Inn и Park Inn Volgograd. А всего к 2018 году в городе-герое должно быть построено 16 новых гостиниц.

Несмотря на то, что для развития гостиничной недвижимости в Краснодаре больше нет такого стимула, как ЧМ-2018, именно там этот сегмент развивается наиболее активно. Уже сейчас кубанская столица существенно обгоняет другие южные региональные центры по размеру номерного фонда — 3,5 тысячи номеров против 2,3 тысячи в Ростове и 1,8 тысячи в Волгограде. По данным GVA Sawyer, только за прошлый год в городе введено в эксплуатацию 17 новых средств размещения, из которых 10 объектов относятся к качественному предложению. Помимо вышеупомянутых Garden Inn Krasnodar и Four Points by Sheraton, в городе сейчас на разных стадиях проектирования и строительства находятся девять гостиничных объектов. Краснодар, в отличие от Ростова и Волгограда, уже может похвастаться наличием трёх пятизвёздных отелей.

Ещё одним обладателем отеля высшей категории на Юге является Астрахань — там с 2009 года работает Al Pash Grand Hotel 5*. А летом 2011 года в городе открылся и первый отель международного оператора — Park Inn Астрахань.

Отелям нужен прочный капитал

Такое обилие проектов свидетельствует, что рыночные условия южных городов стали вполне благоприятны для появления в них новых отелей, хотя определённые сложности всё еще налицо. Первое, на что обращают внимание операторы, имевшие дело с Югом, — это отсутствие подходящих площадок для строительства. Второй фактор — специ­фичность и технологичность гостиничных объектов. «В России практически нет архитектурных бюро, которые были бы в состоянии правильно спроектировать отель; такая же ситуация и с дизайн-бюро, привлекаемыми на стадии дизайн-проекта, — говорит Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров. — Разумеется, в рамках любого проекта параметры будущего комплекса должны быть заложены на самой ранней стадии, и для решения данной задачи желательно привлекать оператора или гостиничного технолога, но в настоящий момент Россия не может похвастаться наличием большого количества профессиональных гостиничных операторов».

Однако основным препятствием для появления подобных проектов является их чрезвычайная капиталоёмкость: в регионе только единицы инвесторов могут себе позволить даже первоначальные вложения в эти проекты. При этом необходимо обладать и достаточными репутационными ресурсами для возможности привлечения крупного и долгосрочного кредитования. К примеру, крупнейшие на сегодняшний день стройки пяти­звёздных объектов в Ростове-на-Дону осуществляются благодаря заёмным средствам. Для строительства Sheraton банк ВТБ предоставил «Группе Мегаполис» кредитную линию в размере 67,1 млн долларов. Hyatt, заявленный ГК Don Plaza ещё в 2007 году, по-настоящему начал возводиться после получения кредита ВЭБа в размере 3 млрд рублей.

Hyatt Regency Rostov Don-Plaza станет одним из двух пятизвёздных отелей, которые откроются в Ростове в 2014 году 028_expertjug12_1.jpg Фото: предоставлено компанией
Hyatt Regency Rostov Don-Plaza станет одним из двух пятизвёздных отелей, которые откроются в Ростове в 2014 году
Фото: предоставлено компанией

Наличие же средств для строительства, по мнению партнёра BDO в России Виктории Саламатиной, зависит от убедительности инвестора, который будет обосновывать спрос на объекты после проведения «разового» мероприятия, даже международного масштаба. В данном случае имеется в виду прежде всего Чемпионат мира по футболу, под который, как считается, в регионе и заявлен ряд крупных проектов. Генеральный директор консалтинговой компании Macon Realty Group Илья Володько поясняет, что сегодня объём гостиничных номеров в Ростове и Волгограде более чем в два раза ниже нормативных значений для проведения игр Чемпионата мира. А по требованиям ФИФА необходимо, чтобы в городе проведения матчей чемпионата было не менее 5,5 тысячи номеров.

Сначала бизнес, потом гостиницы

Но говорить, что ЧМ-2018 — единственный фактор, повлиявший на рост числа гостиничных проектов, было бы неверно. Да и операторы отдают себе отчёт, что такие события — не самодостаточный аргумент для прихода в город. Как поясняет Вадим Прасов, для оператора прежде всего важно наличие инвестора, заинтересованного во вложении средств в строительство гостиничного комплекса. «Базируясь на знаниях и опыте, оператор (международный или российский) закладывает на раннем этапе проектирования тот уровень и инфраструктуру отеля, которые впоследствии принесут гарантированный доход и позволят окупить вложения в разумном горизонте планирования, как правило, от восьми лет», — говорит г-н Прасов.

Андрей Демишин указывает, что главным стимулом для развития гостиничной недвижимости является развитие экономики городов. «Если владельцы гостиниц будут видеть, что спрос растёт, количество мероприятий увеличивается, то бизнес найдёт и средства, и возможности реализовывать новые проекты, — поясняет г-н Демишин. — Необходимо сначала развивать бизнес, а затем строить гостиницы: в обратную сторону эта связь не работает». В качестве примера можно назвать отель «Таганрог Don-Plaza», который идентичен ростовскому проекту компании: он приносит значительно меньшую прибыль, потому что сама гостиница не может генерировать туристический поток. Такая прочная связь между развитием гостиничной сферы и общим состоянием экономики южных городов объясняется ещё и тем, что ведущей разновидностью туризма в региональных центрах, в отличие, например, от городов Черноморского побережья, является туризм деловой. Например, по данным GVA Sawyer, в структуре туристического потока в Краснодаре доля делового туризма составляет 91%.

И если дальнейшего развития регионов Юга не будет, то многие из новых проектов могут остаться невостребованными. Эксперты сходятся во мнении, что сейчас в большинстве сегментов гостиничного бизнеса острого недостатка средств размещения не ощущается. «Дефицита гостиничных номеров в Ростове нет, — говорит Андрей Демишин. — Если посмотреть на срез этого рынка, то во всех сегментах, за исключением высококлассных международных брендов, спрос в городе удовлетворён». Как отмечают в GVA Sawyer, текущий объём предложения практически полностью покрывает спрос на качественные средства размещения и в Краснодаре. И прогнозируемой динамики нового предложения будет достаточно для удовлетворения спроса в случае минимального роста туристического потока. «В целом гостиничный рынок характеризуется состоянием, близким к равновесию предложения и спроса во всех сегментах, — отмечает Илья Володько. — Однако в настоящее время в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Волгограде строится и планируется значительное число качественных гостиниц. Реализация большинства объектов, по заявлениям девелоперов, будет закончена в 2013–2016 годах. В случае завершения строительства всех заявленных проектов на рынке гостиничной недвижимости может возникнуть перенасыщение».

Дороги назад нет

На что же тогда надеются гостиничные инвесторы, заявляя сейчас новые проекты? Эксперты называют несколько причин. «Не стоит забывать, что юг России обладает уникальными природно-климатическими условиями, а также развитой сетью железнодорожных дорог, — говорит Виктория Саламатина.— Если учесть стратегические направления этой сети в совокупности со связью с морскими и речными портами, то станет очевидной привлекательность создания логистических комплексов. Эта тема сегодня очень интересна иностранным инвесторам, а, следовательно, повышаются требования к современному сервису и развитой социальной инфраструктуре». Андрей Демишин поясняет, что бизнес, который так или иначе связан с гостиничным сегментом, находится сейчас в состоянии ожидания роста. «Это медленный бизнес, поскольку построить отель, вывести его на соответствующий уровень, закрепиться на рынке — дело не одного года. И потому быстрого старта и не получится, — рассуждает г-н Демишин. — Но если ты начал бежать, то дороги назад не будет. Поэтому те гостиницы, которые сейчас строятся в Ростове, создаются с учётом того, что город будет активно развиваться, что заявленные проекты — и Чемпионат мира по футболу, и “100 проектов губернатора”, и новый аэропорт — будут обязательно реализованы. И в этом случае развитие региона окажется гармоничным, сбалансированным. Станет развиваться инфраструктура, необходимая для существующего делового туристического потока, и она будет востребована».

Вадим Прасов уверен, что в формировании стабильного потока сложно переоценить роль региональных властей. «Наличие стабильного потока бизнесменов, обширная выставочная и конференц-программа, обилие туристических объектов, масштабное развитие игровых видов спорта и спорта высших достижений — формирование и развитие всех направлений возможных турпотоков тесно связаны с региональными властями, — комментирует г-н Прасов. — Разумеется, формирование турпотоков сложно представить без участия бизнес-сообщества, но, так или иначе, все крупные региональные мероприятия успешно реализуются при участии прежде всего именно региональных властей». Пока на всём Юге, включая курортную полосу, наблюдается большой дефицит такого взаимодействия: к подобному сотрудничеству призывают даже операторы отелей на Черноморском побережье.

Не помешают и прямые меры поддержки от местной власти — в частности, в виде налоговых преференций в первые годы работы гостиниц. Заместитель министра спорта и туризма Астраханской области Надежда Жилкина подтверждает, что поддержка региональной и местной власти нужна всегда — она помогает снизить административные барьеры. Г-жа Жилкина считает, что будущее — за сетевыми отелями с их стандартами качества предлагаемых услуг. По её мнению, самым перспективным направлением в ближайшие годы будет создание мини-отелей с ценами, доступными для среднего класса потребителей. Андрей Демишин также полагает, что в ближайшее время наиболее интересными окажутся двух-трёхзвёздные оте­ли, построенные по международным стандартам.

В поготовке материала принимала участие Юлия Дементьева

Среди главных южных городов пока только в Краснодаре налицо сбалансированное предложение средств размещения в отелях всех категорий

«Эксперт Юг» №11-12 (251)

«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама