ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Станционный смотритель

2013
Фото: gazprom.ru

Компания «Газпром трансгаз Краснодар» — «дочка» «Газпрома» на юге России — начала масштабное строительство автоматических газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) с переводом местного автопарка на природный газ (КПГ). Эта программа увязана с газификацией регионов, главы которых теперь должны более внимательно отнестись как к строительству розничной сети, так и к переводу городского транспорта на газомоторное топливо

Постоянный рост цен на жидкое моторное топливо и повышенный интерес к экологическим проектам в последнее десятилетие постоянно вызывают дебаты об альтернативных источниках ГСМ. В различных странах возникают проекты перевода хотя бы части автопарка то на биодизель, то на водород, то на электричество. Однако из-за незначительного распространения этих видов топлива стоимость обслуживания автомобилей, работающих на них, оказывается для потребителей гораздо выше традиционных.

В то же время в странах, располагающей собственной газодобычей, большое распространение получили проекты перевода автопарка на компримированный природный газ (пропан-бутан). В нашей стране такие проекты известны ещё с советских времён. В последние годы производители оборудования для АГНКС стали делать упор на метан в качестве моторного топлива. И вот эта тема дошла до юга России.

В начале года после встречи губернатора Ростовской области Василия Голубева с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером было заявлено, что газовики согласны обеспечивать газом левобережную часть донской столицы. Взамен же правительство области пообещвло «внимательно отнестись» к рассмотрению ТЭО строительства дополнительных четырёх АГНКС на Дону. Ожидается, что первые 17 заправок уже в нынешнем году появятся в Татарстане, Вологодской, Новгородской, Новосибирской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Тамбовской областях, а также в Пермском и Ставропольском краях. Правление холдинга уже выделило на это 1 млрд рублей.

Естественные преимущества

Основными плюсами газа являются его экологичность (отсутствие сажи, диоксида свинца и пр.), высокое октановое число (114), простота запуска двигателя в зимнее время (даже по сравнению с бензином) по причине газообразного состояния метана, увеличение ресурса использования масла (на 20%), двигателя и нейтрализатора. Не последнюю роль играет и стоимость кубометра газа — 8–9 рублей за метан, 15 — за пропан, против 30–32 рублей за литр бензина АИ92.

По мнению исполнительного директора ООО «Объединение “Компрессор”» (поставщик оборудования для проекта «Северный поток») Валерия Яшина, самое главное — это то, что, в отличие от бензина, КПГ производится по одному стандарту ГОСТ 27577-2000. «Приезжая на заправку, автолюбитель будет застрахован от того, что покупаемое им топливо разбавят “ослиной мочой”, а значит, его автомобиль будет питаться исключительно чистым продуктом», — убеждён г-н Яшин.

Со своей стороны конкуренты газовиков из крупных нефтяных ВИНКов обращают внимание на высокую стоимость газобаллонного оборудования (в первую очередь собственно баллона для хранения газа при давлении 20 Мпа), его громоздкость и тяжесть. А также на недостаточно большой пробег автомобиля на КПГ (порядка 300–400 км) при сохранении полезного объёма багажного отделения. К примеру, автобусы, оснащённые газовыми баллонами, стоят на 10–15% дороже, чем дизельные.

Впрочем, вполне логично, что рост популярности автомобилей на метане позволит за счёт увеличения серийности снизить стоимость оборудования и расширить инфраструктуру их обслуживания в различных регионах страны с помощью строительства сети АГНКС вдоль федеральных трасс. Пока же в России на КПГ ездят лишь 86 тысяч авто. В Пакистане, для сравнения, таковых свыше 2 млн. При этом среднегодовой прирост мирового парка автомобильной техники на природном газе составляет 26%. «Для продвижения на рынке моторного топлива как КПГ, так и СПГ, необходимо развивать и наращивать сеть метановых заправочных станций, станций по переоборудованию транспортных средств и их ремонту, а также более интенсивно пропагандировать пользу и выгоду использования метана в качестве моторного топлива», — считает генеральный директор ООО «Пензкомпрессормаш» Алексей Козин.

Ход монополиста

Расширением розничной сети газовых АЗС на юге России сегодня озаботилась дочерняя структура «Газпрома» ООО «Газпром трансгаз Краснодар». С одной стороны, газовая монополия из-за снижения спроса на свою продукцию за рубежом ищет возможность для её реализации внутри России, а с другой, априори имея внутри своей структуры нефтяного конкурента («Газпром нефть»), пытается диверсифицировать сбыт всей линейки продукции в различных сегментах.

Заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев уверен, что к 2030 году за счёт расширения розничной сети холдингу удастся создать дополнительный рынок сбыта в 50 млрд кубометров газа. Сегодня в 59 регионах страны функционируют 243 АГНКС, и 208 из них находятся в структуре «Газпрома». Объём их продаж составляет порядка 2 млрд кубометров в год.

Но самое интересное в следующем — в «Газпроме» заявляют, что программа строительства сети АГНКС может быть включена в уже действующую ежегодную программу газификации регионов, в рамках которой и будет создаваться инфраструктура для газомоторного транспорта. Фактически это значит, что главы регионов, желающие активизировать процесс обеспечения своих отдалённых населённых пунктов «голубым топливом», теперь вынуждены будут включиться в поддержку развития у себя газпромовской сети. В компании сообщили, что предложения направлены в 69 регионов, 37 из которых уже согласились перевести транспорт на природный газ к моменту строительства АГНКС. В настоящее время «Газпром» готовит технико-экономические обоснования строительства 37 АГНКС в 17 регионах. И как раз на юге России у «Газпрома» наиболее перспективные позиции по наращиванию сети АГНКС — здесь в данный момент эксплуатируется 13 АГЗС, из которых 11 — совмещённые с АГНКС. Как сообщили «Эксперту ЮГ» в компании, в прошлом году на них было продано 65,4 млн кубометров КПГ.

ЮФО и СКФО на сегодняшний день являются лидерами по внедрению газа на автотранспорте. В первую очередь это относится к Краснодарскому и Ставропольскому краям, а также к Ростовской области. По данным региональных аналитиков, сейчас на Кубани работают 13 АГНКС, на Дону — 11, на Ставрополье — 7, в Волгоградской области — 4, в Адыгее, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании — по 2, ещё одна — в Карачаево-Черкесии.

«В 2012 году программа по развитию сетей АГНКС была детально разработана и представлена в региональные министерства энергетики, — рассказал “Эксперту ЮГ” представитель службы по связям с общественностью и СМИ “Газпром трансгаз Краснодар”. — Было предложено построить более 60 современных станций в Краснодарском крае, Ростовской области и Адыгее. В программе также представлены разделы по переводу автопарков на компримированный природный газ и по реконструкции существующих АГНКС. В связи с этим были подписаны соглашения с администрациями этих регионов».Работу планируется начать на основных транспортных магистралях Краснодарского края, Адыгеи и Ростовской области.

Производство в придачу

В СССР оборудование для АГНКС выпускалось на старом столичном заводе «Борец». Небольшое количество собственных заправок позволяло предприятию полностью удовлетворять отечественные потребности в этом сегменте. В 2008 году часть производства группы компаний «Борец» была вынесена в Краснодар, где на мощностях ОАО «Компрессорный завод “Борец”» был налажен выпуск стационарных, передвижных и модульных станций для компримирования различных газов, которые закупаются ведущими российскими ВИНКами. В числе прочего на Кубани сегодня могут выпускать газонаполнительное и газоразделительное оборудование. Это было бы логистически вполне оправданно, учитывая планы «Газпрома» на юге России. Однако, по признанию представителя завода Вадима Денисова, на предприятии уже давно не заказывали оборудования для АГНКС.

«Оборудование советского образца и то, которое поставлялось в СССР из-за границы, уже давно морально устарело, — считает ведущий инженер-конструктор ООО “Объединение «Компрессор»” Ильдар Ганиев. — Устарели автоматика, система охлаждения и смазки. Сегодня его необходимо серьёзно модернизировать, а ещё лучше — замещать современным. Прежнее оборудование помещалось в целом цеху, нынешнее занимает площадь четыре на два метра. Кроме того, сегодня уже появились технологии для направления передвижных заправок в места, наиболее востребованные с точки зрения обеспечения газомоторным топливом. Это особенно актуально, учитывая, что в настоящее время стационарные АГНКС загружены всего на 10 процентов своих мощностей».

«Сейчас отечественные заводы не выпускают оборудование для АГНКС нужного типоразмера, — заметил “Эксперту ЮГ” директор компании-производителя компрессорного оборудования “ВэбЭврика” Михаил Никулин. — Для заправок уже не требуется компрессорных установок большой мощности, которые производились в СССР. Поэтому оборудование сегодня ввозится главным образом из Германии и Китая». В самом «Газпроме» пока ещё не до конца определились, с кем из производителей оборудования иметь дело, хотя и признают, что вспомогательное оборудование для АГНКС пока поставляют именно российские производители.

В конце прошлого года зампред правления холдинга Виталий Маркелов встречался с владельцем немецкой компании Bauer Comp Хайнцем Бауэром. В ходе переговоров обсуждалась возможность налаживания совместного производства АГНКС. Заниматься непрофильным производством ради строительства нескольких десятков заправок для газового гиганта вряд ли было бы экономически обоснованно. Вероятнее всего, «Газпром» либо договорится о поставках германского оборудования, либо за счёт повышения конкурентного накала попытается сбить цену российских производителей. По мнению Михаила Никулина, рынок АГНКС в России, при наличии бескрайних запасов углеводородов, достаточно перспективен и в ближайшие годы будет развиваться, хотя наша страна по использованию этого вида топлива занимает в мире лишь 20 место.     

«Эксперт Юг» №20-21 (260)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама