ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Зачем нам жить «как в Европе»?

2013

В недавнюю заграничную поездку у меня было две пересадки в Стамбуле — достаточно длинные, чтобы увидеть, как изменился этот город спустя семь лет после того, как я побывал там в первый раз. Стамбул начала 2006 года я запомнил как типичный восточный город, где о знакомом мире напоминала в основном реклама транснациональных брендов на крышах зданий вокруг огромной площади Таксим. Стамбул, который я увидел несколько дней назад, оказался настоящим глобальным хабом, сохранившим при этом своё лицо.

В каждом туристическом городе стоит побывать как минимум дважды: в первый раз — посмотреть «джентльменский набор» достопримечательностей, а во второй — понять, как устроен собственно город, из чего состоит его повседневная жизнь. В том, что касается качества жизни, Стамбул за несколько лет сделал огромный шаг вперёд — от чистоты на улицах до системы скоростного городского транспорта, которая с момента моего первого визита резко расширилась. Даже в ностальгическом «Тюнеле» — первой линии стамбульского метро всего из двух станций — теперь ходит новый поезд. Да, проезд в Стамбуле существенно дороже, чем в Москве, а тем более в Ростове, но и качество общественного транспорта на голову выше. Но главное, метро, скоростной трамвай и «метробусы» в Стамбуле успешно растут в почти что экстремальных условиях города-лабиринта — наши чиновники тут давно бы завели знакомый ритуальный плач про то, что денег нет, земли нет и т. д.

«Радости первых открытий» ждали меня уже в самолёте. Журналы авиакомпаний я обычно пролистываю за пару минут, но в этот раз на борту Turkish Airlines мне попался выпуск, посвящённый 80-летию компании, в котором наряду с обычным глянцем содержался довольно подробный отчёт об итогах последнего десятилетия. Так я вдруг узнал, что с 2002 года парк Turkish Airlines вырос более чем втрое — с 65 до 218 самолетов, а к 2021 году компания планирует получить ещё 276 машин. Для сравнения, в парке «Аэрофлота» сегодня насчитывается всего 137 самолётов. А стамбульский аэропорт Ататюрка за последние пять лет удвоил количество пассажиров, заняв в прошлогоднем мировом рейтинге аэропортов 20 место — в нескольких шагах от таких крупных пересадочных узлов, как Амстердам и Мадрид. И, кажется, совсем немного осталось до того момента, когда жители юга России будут летать во многие страны не через Москву, как сейчас, а именно через Стамбул.

Но самое важное, как обычно, находится в сфере ценностей. «Главный авиаперевозчик — это гордость страны, — говорится в передовице юбилейного журнала Turkish Airlines. — Это посланник, агент, мощь и престиж своей страны в любом месте, куда он выполняет полёты. Даже самая малая его победа восхищает каждого в его стране, как и любая потеря или шаг назад огорчают всю страну, потому что эта страна дала своё имя компании, — как и национальный флаг, эта компания принадлежит каждому».

Конечно, этот пассаж можно воспринимать как этикетную формулу, равно как и славословия в адрес премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана в интервью руководителей Turkish Airlines. В принципе, такое могли написать и в бортовом журнале «Аэрофлота». Только вот я совершенно уверен, что в Турции в руководство национального перевозчика едва ли бы имели шанс попасть персонажи типа блогера Навального, год назад ставшего членом совета директоров «Аэрофлота». Здесь, видимо, и следует искать главную причину того, почему Турция в последние годы совершила такой значительный рывок в сторону чаемой нами модернизации, а мы продолжаем топтаться на месте. Несмотря на масштабный кризис в Евросоюзе, значительная часть российской элиты — а заодно и близкие к этой группе СМИ и «интеллектуалы» — продолжает эксплуатировать миф, что нам непременно надо «жить как в Европе» (в скобках заметим, что многие из них на деле уже давно там обосновались). Впрочем, по ряду признаков мы и так в Европе — налоговые органы постоянно закручивают гайки, сигареты скоро будут стоить минимум 100 рублей за пачку, и даже пиво в уличном ларьке уже не купишь после 11 вечера. Вы ведь хотели, чтоб было «как в Европе»? Так получите!

Как-то в Киеве один разговорчивый таксист в неизбежном разговоре о политике заметил, что «Путин у вас молодец». Пожалуй, если бы я знал турецкий язык, то примерно так же сказал бы об Эрдогане таксисту или официанту в Стамбуле. При «умеренном исламисте» Эрдогане Турция фактически отказалась от интеграции в ЕС, где турок и так-то никто не ждал, хотя ещё десять лет назад «прогрессивная» часть турецкого общества была полна соответствующих надежд. Помню, как юный торговец на базаре в Мармарисе со всеми признаками «креативного класса» на лице сообщил мне: это сейчас ты платишь мне в наших лирах, но ещё немного — и мы перейдём на евро. К счастью для Турции, эту историческую развилку страна проскочила в правильном направлении. И теперь на фоне кризиса, поразившего юг Европы, Турция переживает если не экономический бум, то, по крайней мере, видный невооружённым глазом рост. Аэропорт Ататюрка и Turkish Airlines выступают впечатляющим фасадом этого процесса.

Я не сомневаюсь, что в глубине Турции ещё осталось немало мест, где продолжается настоящее средневековье: там крестьяне собирают урожай серпами, огромные отары овец перегораживают горные дороги, а сами дороги проложены ещё при Османской империи. Но эта страна, похоже, нашла свой исторический путь и совершенно не испытывает комплексов относительно того, что не живёт «как в Европе», — в то время как мы бесконечно ходим по кругу старых споров между западниками и почвенниками и до сих пор не можем определить точку отсчёта собственной истории. В Турции же по этому поводу давно найден общий язык — фундаментом общества является фигура Ататюрка, основателя современного турецкого государства, и мало кому придёт в голову с этим поспорить. Достаточно просто сравнить количество национальных флагов на турецких и российских улицах, чтобы почувствовать принципиально иное отношение к собственной стране. Пожалуй, здесь у Турции нам тоже есть чему поучиться. 

«Эксперт Юг» №20-21 (260)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама