Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Общество

Пережить мундиаль

, , 2013
Иллюстрация: Дмитрий Горунов

Чемпионат мира по футболу 2018 года открывает большие возможности для ускоренного развития в российских региональных центрах как минимум трёх сегментов — собственно спортивных сооружений, транспортной инфраструктуры и гостиниц. Однако во всех трёх случаях нужно будет ещё научиться правильно пользоваться построенными объектами — а это задача, которая выходит далеко за рамки нескольких недель мундиаля

Сразу после того, как в прошлом сентябре ФИФА окончательно определила список российских городов, где в 2018 году пройдут матчи мирового первенства, подготовка к этому событию стала неотъ­емлемой частью новостной повестки Ростова и Волгограда. Опыт олимпийской стройки в Сочи показал, что шесть лет, отделяющие победу в конкурсе претендентов от самого события, — это очень небольшой срок, и региональные власти на Юге взялись за дело весьма оперативно.

Право на матчи ЧМ-2018 тем более важно, что без этого события решение многих застарелых проблем двух южных городов-миллионников откладывалось бы и далее на неопределённый срок. Характерный пример — общественный транспорт Ростова-на-Дону: большинство экспертов убеждены, что создавать современную систему скоростного транспорта в донской столице нужно было ещё вчера¸ и чемпионат просто выступил тем фактором, который наконец заставит власти принять принципиальные решения и довести их до реализации. Для Волгограда же чемпионат мира — это серьёзный вызов: город-герой уже давно не отличается высоким качеством жизни, и крупное спортивное событие здесь вообще рассматривается как возможность сформировать городскую среду нового уровня. Но и в том, и в другом случае речь идёт о том, что наследие чемпионата должно надолго пережить сам мундиаль — в этом смысле ЧМ-2018 следует рассматривать как бесспорное благо для двух крупнейших городов юга России.

Стадионы: не стать «белым слоном»

Спортивные объекты к мундиалю в Ростове и Волгограде будут строиться практически с нуля. Ростовский стадион — это чистый «гринфилд»; стадион в Волгограде возведут на месте старого, но это будет не реконструкция, так как нынешнему сооружению уже более полувека. Для волгоградских властей строительство стадиона в центре города — это принципиальный вопрос: город пока не может похвастать развитой инфраструктурой и современным качеством жизни. Поэтому чемпионат мира рассматривается здесь как импульс для повышения качества городской среды, и новый стадион — один из важных её элементов. Для сравнения можно вспомнить «Донбасс-Арену» в украинском Донецке — чуть ли не главную достопримечательность этого города, вокруг которой организуется современная урбанистическая среда. В Волгограде проектирование стадиона на 45 тысяч мест уже началось, в 2014 году планируется приступить к строительным работам; объект должен быть готов в 2017 году.

А вот Ростов-на-Дону пошёл не по пути реконструкции имеющегося стадиона «Олимп-2» на 17 тысяч зрителей, на котором выступает местный футбольный клуб, а по довольно рискованной дороге освоения донского левобережья. Планы развития этой зоны существуют давно, и начинались они когда-то с идеи переноса на левый берег находящегося прямо в центре города ростовского ипподрома, принадлежащего ГК «Юг Руси». Теперь же идея освоения левобережья развивается вокруг стадиона, приуроченного к ЧМ-2018.

На недавней пресс-конференции, посвящённой развитию донского строительного комплекса, заместитель губернатора области Сергей Трифонов рассказал, что в данный момент в левобережье проводятся подготовительные работы, осуществлено берегоукрепление. «Следующий этап — это не просто строительство стадиона, это мощный толчок к развитию региона. Планируется привлекать инвесторов, которые будут вкладывать не только в спортивный объект, но и в строительство жилья, в объекты, связанные с торговлей, и так далее», — описал перспективы этой территории г-н Трифонов. Впоследствии планируется перенести на левый берег Дона и административный центр города: уже идёт проектирование нового Дома правительства области.

Расположение волгоградского стадиона в центре города снимает ряд рисков, связанных с его последующей эксплуатацией, — даже если местному «Ротору» не удастся пробиться в Премьер-лигу (такие задачи сейчас обсуждаются), объект можно будет использовать для других городских нужд. А вот в Ростове-на-Дону вопрос «постчемпионатного» бытия стадиона в удалённом от центра города районе потребует значительных усилий. Генеральный директор ростовского баскетбольного клуба «Атаман» и депутат Гордумы Андрей Грибенюк отмечает, что спортивная культура в Ростове находится на невысоком уровне. «Не секрет, что ростовчане в основном ходят сегодня на стадион, чтобы смотреть на команды других городов, которые демонстрируют более высокий класс игры, — рассуждает г-н Грибенюк. — Чемпионат мира — это, конечно же, грандиозное событие, благодаря мундиалю в Ростове появится инфраструктура европейского уровня, и вполне возможно, что на время чемпионата стадион будет забит до отказа. Но обеспечивать заполняемость этой площадки в последующий период будет сложно. В регионе пока не развита культура проведения досуга на спортивных мероприятиях и подобного стиля семейного отдыха, к тому же практически нет ярких спортивных брендов и профессиональных организаторов спортивных шоу».

Губернатор Ростовской области Василий Голубев в перспективе принятия игр чемпионата мира увидел возможность обустройства всей левобережной зоны Ростова 014_expertjug23.jpg Фото: donland.ru
Губернатор Ростовской области Василий Голубев в перспективе принятия игр чемпионата мира увидел возможность обустройства всей левобережной зоны Ростова
Фото: donland.ru

Начальник отдела профессионального спорта министерства по физической культуре и спорту Ростовской области Денис Браславский перечисляет возможные сценарии дальнейшего использования объекта: «Прежде всего, стадион станет использоваться по своему прямому назначению: на нём будет проводить домашние матчи ФК “Ростов”. Помимо этого, сейчас мы работаем с компанией IMG, которая занимается консалтингом при проектировании крупных спортивных сооружений, разрабатывает стратегии эффективного коммерческого использования таких объектов. Как правило, в проект стадиона закладывается не только поле, но и бассейн, игровой зал, фитнес-центр, рестораны и так далее. В проекте нашего стадиона также есть дополнительные площади, и сейчас мы определяемся с тем, как они будут использованы». Кроме того, сегодня решается вопрос, оставлять ли после проведения ЧМ-2018 вместимость стадиона на 45 тысяч зрителей или сократить количество мест до 34 тысяч. Аналогичный вариант рассматривается и в Волгограде, где к партнёрству приглашена немецкая консалтинговая компания GMP, которая имеет опыт аналогичных проектов в Германии, ЮАР, Бразилии, Польше.

Но для начала стадионы в Ростове и Волгограде необходимо как минимум построить. Максим Чижов, директор российского представительства консалтинговой группы BDO, говорит, что уже на сегодняшнем этапе региональные власти могут столкнуться с трудностями. «Основным и объективным ограничением для проектов подготовки спортивной инфраструктуры к ЧМ-2018 является ограничение по срокам их выполнения, — поясняет г-н Чижов. — Каждый из проектов должен быть завершён строго в рамках отведённого времени, которое не может быть изменено по объективным или субъективным причинам. Если же рассматривать ресурсные ограничения (финансы, материалы, персонал, оборудование), то для подобного рода проектов в течение жизненного цикла характерно специфическое распределение ограничивающих факторов. В начале и при окончании проекта ключевыми являются бюджетные ограничения. Если на старте проекта причиной ограничений выступают задержки с выделением средств, то в конце его реализации — перерасход средств относительно первоначальной сметы. А в середине работы над проектом исполнители чаще ссылаются на задержки с поставкой материалов и отсутствие квалифицированных кадров».

Транспорт: успеть хотя бы часть

Крупнейшим проектом в сфере транспортной инфраструктуры, реализуемым на юге России к ЧМ-2018, является строительство нового международного аэропорта в Ростовской области; стоимость объекта оценивается в 31,4 млрд рублей при доле частных инвестиций в 18,3 млрд. В апреле началась работа по изъятию земельных участков под аэропорт, а в мае были подведены итоги конкурса на проектирование взлётно-посадочной полосы, рулёжных дорожек, стоянки для воздушных судов и перрона. Победителем стало ФГУП «Аэропроект» — один из старейших в стране профильных институтов. До 1 июля должен быть объявлен следующий конкурс — на проектирование аэровокзала, гостиницы и логистических комплексов для нового аэропорта; его итоги предполагается подвести к 1 сентября.

На недавнем совещании в правительстве Ростовской области губернатор Василий Голубев заявил, что работы по проектированию всех объектов аэропорта «Южный» необходимо завершить в следующем мае, что позволит начать строительство в конце 2014 года и закончить его к концу 2017 года. В эти же сроки должен быть построен ещё один крупный объект, запланированный к чемпионату, — «дублёр» Ворошиловского моста. Аукцион на его строительство планируется объявить до 1 августа, ориентировочная стоимость проекта — более 6,6 млрд рублей, включая реконструкцию старого моста.

Основной вопрос, связанный с новым ростовским аэропортом, — как быстро ему удастся выйти на заявленный в проекте пассажиропоток (8 млн человек в год) и удастся ли вообще. В первые годы эксплуатации «Южный хаб», скорее всего, будет существенно недозагружен (в прошлом году ростовский аэропорт обслужил 1,874 млн пассажиров, показав динамику роста пассажиропотока в 9%). В качестве аналогии можно упомянуть новые украинские аэропорты, построенные к Чемпионату Европы по футболу 2012 года. Например, новый аэропорт Донецка, способный обслуживать до 5 млн человек в год, даже с учётом Евро-2012 получил в прошлом году только миллион пассажиров. Тем не менее, в первые месяцы этого года пассажиропоток в Донецке и Львове показывает хорошие темпы роста, поэтому глава комитета по транспорту и связи Верховной Рады Украины Борис Колесников утверждает, что к 2019 году эти аэропорты могут выйти на проектную мощность. Группа «Аэропорты регионов» (подразделение холдинга «Ренова», основной частный инвестор «Южного хаба») также делает весьма долгосрочные прогнозы. По словам генерального директора группы Евгения Чудновского, искомой цифры в 8,2 млн человек можно будет достичь к 2035 году, причём исходя из консервативной оценки и без учёта транзитных возможностей. А при использовании потенциала трансферных перевозок число пассажиров может превысить 12 млн человек в год.

Главной проблемной точкой транспортной инфраструктуры Ростова-на-Дону по-прежнему остаётся состояние общественного транспорта. Совершенно очевидно, что построить к 2018 году даже одну линию ростовского метрополитена не удастся — на это нет ни необходимого финансирования, ни достаточного количества времени. А времени на проектирование и строительство альтернативной метро скоростной сети — легкорельсового транспорта (ЛРТ), или скоростного трамвая — остаётся крайне мало. Фактически можно говорить о том, что несколько лет были потеряны зря — в ожидании подвижек по проекту метро ростовская мэрия всерьёз не прорабатывала иных вариантов создания в городе системы скоростного общественного транспорта, и в результате инициативу пришлось брать на себя региональным властям.

Первое обсуждение перспектив ЛРТ в Ростове в стенах областного правительства состоялось в конце февраля; в нём участвовали представители концерна Siemens, который реализует подобные проекты во многих городах мира. Следующим шагом стала поездка донской делегации на ежегодную апрельскую выставку Hannover Messe, где был проведён ряд встреч с консалтинговыми компаниями по вопросу строительства «лёгкого» метро. Результатом этой поездки стало отданное Василием Голубевым поручение подготовить к 1 сентября схему размещения линий ЛРТ с учётом потребностей Ростовской агломерации и необходимости связать скоростным транспортом центр города и новый аэропорт.

Однако, как считает руководитель ростовского отделения общественной организации «Город и транспорт» Александр Семёнов, за оставшиеся до ЧМ-2018 пять лет реализовать подобный проект в полном объёме вряд ли удастся. Причем, убеждён г-н Семёнов, для строительства ЛРТ необходимо будет не только привлекать иностранных консультантов, но и проводить большую разъяснительную работу с населением, а это потребует от участников проекта серьёзной политической воли. Тем не менее, создание в Ростове системы ЛРТ — это более реалистичный проект, чем метро. Российский Минтранс уже начал отбор пилотных территорий для участия в программе развития легкорельсового транспорта на принципах государственно-частного партнёрства в 2015–2018 годах.

Принять участие в этой программе рассчитывает и Волгоград, где, в отличие от Ростова-на-Дону, проблема скоростного общественного транспорта в целом решена. В конце 2011 года в городе-герое была наконец пущена вторая очередь подземного скоростного трамвая, строительство которой растянулось на 27 лет. Теперь областное правительство рассчитывает через программу Минтранса привлечь инвестиции на проектирование и строительство третьей очереди, а также обновление подвижного состава. Но Александр Семёнов обращает внимание на то, что средства, выделяемые на развитие волгоградского общественного транспорта, не должны направляться исключительно на «метротрам»: обратной стороной достройки его второй линии уже стало то, что наземный транспорт в городе оказался в запущенном состоянии. Поэтому в преддверии чемпионата мира властям нужно обратить внимание не только на скоростной трамвай, но и на модернизацию парка городских автобусов и маршрутных такси, а также их привязку к линии «метротрама» с созданием системы сквозных маршрутов и тарифов.

Но главная проблема Волгограда, которую необходимо хотя бы частично решить в связи с ЧМ-2018, — плачевное состояние городских дорог. В значительной степени это результат многолетнего конфликта между руководством города и области, который при новом главе региона Сергее Боженове получил шанс на долгожданное разрешение. По мнению экс-мэра Волгограда Романа Гребенникова, недавно ставшего вице-губернатором области, сейчас в дорожной инфраструктуре города-героя наметились явные изменения к лучшему. «Будучи мэром, я даже подумать не мог, что доживу до того момента, когда не Волгоград, а сам регион будет оплачивать подготовку проекта южной части Третьей Продольной магистрали протяжённостью 38 километров, — приводит пример г-н Гребенников. — Важность появления кольцевой дороги трудно переоценить — транзит убивает наши дороги. И если раньше мечта о том, чтобы убедить губернаторов взяться за совместное проектирование, была сказочна и несбыточна,  то сегодня она обрела реальные очертания: к концу года проект будет готов. Эту трассу надо было прокладывать 15–20 лет назад, а получилось только сейчас». На одни лишь текущие дорожно-ремонтные работы в этом году областное правительство планирует выделить Волгограду 748 млн рублей.

Для волгоградского губернатора Сергея Боженова ЧМ-2018 стал возможностью привести в порядок запущенное хозяйство города-героя 016_expertjug23.jpg Фото: volganet.ru
Для волгоградского губернатора Сергея Боженова ЧМ-2018 стал возможностью привести в порядок запущенное хозяйство города-героя
Фото: volganet.ru

В целом в рамках программы подготовки Волгограда к чемпионату мира доля финансирования транспортной инфраструктуры составит почти 70%. К наиболее принципиальным объектам относятся достройка нового мостового перехода через Волгу и строительство железнодорожной ветки из центра Волгограда в аэропорт Гумрак. Соответствующие предложения Сергей Боженов представил главе правительства Дмитрию Медведеву в марте и получил одобрение с его стороны. Волгоградский аэропорт расположен в 15 километрах к западу от центра города, но сегодня добраться до него можно только автотранспортом, то и дело увязая в многочисленных пробках; благодаря железнодорожной ветке этот путь должен сократиться до 20 минут. Что касается нового моста через Волгу, первая очередь которого была сдана в 2009 году, то необходимо продолжить его до города-спутника Волжского. По словам Сергея Боженова, руководство области рассчитывает, что уже в 2014 году будет сдан путепровод через реку Ахтубу и начнётся строительство дороги, которая соединит оба моста и свяжет магистралью Волгоград и Волжский. На эти цели федеральное правительство выделило в марте 4 млрд рублей.

Гостиницы: время ещё есть

В требованиях ФИФА к городам, принимающим матчи чемпионата мира по футболу, чётко прописаны нормы и по средствам размещения. В каждом из городов должно быть 9–10 гостиниц уровня 4–5 «звёзд» на 1010 номеров и 37–38 отелей и хостелов на 6750 номеров уровня 2-4 «звезды». По этому параметру степень подготовки к матчам трёх городов Юга пока сильно различается. «По понятным причинам лучше всех готов к проведению мероприятия Сочи, затем следует Ростов-на-Дону, где гостиничный бизнес развивается в силу экономической, транспортной и административной значимости города для Юга, замыкает список Волгоград, — комментирует Илья Володько, генеральный директор краснодарской консалтинговой компании MACON Realty Group. — Но, учитывая, что средний срок строительства отеля высокого уровня занимает около трёх лет, оставшегося времени ещё хватает для того, чтобы в полной мере подготовиться к проведению чемпионата».

По данным Macon Realty Group, в Ростове к 2018 году запланировано строительство восьми крупных гостиниц высокого и среднего уровня. К ним относятся Hyatt Regency Don Plaza Rostov 5* (220 номеров), Sheraton Rostov-on-Don Hotel & Business Center (307 номеров), Don Golf Resort 5* (160 номеров), Kempinski 5* (215 номеров), Marriott Courtyard 4* (150 номеров), Mercure 4* (100 номеров), Hampton by Hilton Rostov City Center 3* (200 номеров), Holiday Inn 3* (189 номеров). В настоящее время ведётся активное строительство гостиниц Sheraton, Mercure и Hyatt Regency, их ввод в эксплуатацию запланирован на 2014 год. В Волгограде в стадии строительства сейчас находятся четыре крупные гостиницы с заявленным сроком сдачи в 2013–2014 годах. К ним относятся Novotel 4* (200 номеров), Hampton by Hilton Volgograd City Center (160 номеров), Hilton Garden Inn (158 номеров) и Park Inn Volgograd (150 номеров). Всего к чемпионату, по данным городской администрации, запланировано строительство 16 гостиничных объектов.

По оценке Вадима Прасова, вице-президента Федерации рестораторов и отельеров России, в Ростове и Волгограде в большей степени не хватает качественных средств размещения уровня 2–3 «звезды», а также хостелов как самого демократичного сегмента для массовых групп футбольных болельщиков. Илья Володько тоже отмечает, что наиболее удачным форматом гостиничных объектов в городах, принимающих ЧМ-2018, будет отель уровня 3 «звезды» под управлением международного оператора: «С одной стороны, это безрисковый сегмент, ориентированный на уже существующие и будущие туристические потоки, — комментирует г-н Володько. — С другой стороны, это наиболее подходящий формат для большинства туристов, которые приедут на игры чемпионата, — вряд ли рядовые матчи, которые как раз и будут проходить в региональных центрах, привлекут большое число болельщиков с высоким уровнем доходов». К тому же проведение чемпионата мира станет хорошим поводом для тех, кто ранее уже имел планы по инвестициям в отели. «Скорее всего, такие инвесторы смогут получить определённые преференции от местных властей, заинтересованных в выполнении всех требований, которые предъявляютсях к городу оргкомитетом чемпионата», — предполагает Илья Володько.

Но важно и не броситься в другую крайность — настроить слишком много гостиниц. «В целом в строительстве новых отелей специально под чемпионат мира — мероприятие продолжительностью четыре-шесть недель — кроется большая опасность, — предупреждает Дэвид Дженкинс, глава Hotels & Hospitality Group компании Jones Lang LaSalle. — После краткосрочного роста выручки в течение чемпионата все отельеры столкнутся с проблемой: как зарабатывать дальше? В Волгограде и Ростове планируется к вводу большой объём новых гостиниц — в ближайшие три года в каждом из двух городов появится до пяти объектов под управлением международных операторов, и для обычной жизни этих городов рынок станет чересчур конкурентным».

В гостиничном сегменте также возможны параллели с Украиной, совсем недавно принимавшей Евро-2012: после большого объёма ввода новых гостиниц рынок и в Киеве, и в региональных центрах стал очень конкурентным. «Городам, принимающим ЧМ-2018, нужно с умом подходить к задаче по обеспечению гостей номерами, не заставляя инвесторов просто строить большое число сияющих новых отелей, которые будут стоять почти пустыми после завершения матчей, — продолжает Дэвид Дженкинс. — Наглядным примером является Сочи: большинство экспертов рынка уверены, что здесь единовременно откроется слишком большое число новых гостиниц, особенно дорогих, и в результате инвесторам придётся на протяжении многих лет ждать, пока это строительство окупится».

По словам Андрея Демишина, генерального директора ГК «Дон Плаза», стандарты ФИФА, связанные с увеличением номерной ёмкости территории, у представителей гостиничного бизнеса вызывают определённые волнения — отельеры обеспокоены тем, что будет с отраслью после проведения чемпионата. «Конечно, по сравнению с существующим количеством гостиниц,  дополнительное увеличение на 1300 номеров — огромная ответственность и риск. Это инвестиции, сопоставимые с полумиллиардом долларов. Будет создано порядка двух тысяч рабочих мест — и мы должны быть уверены, что они окажутся востребованы», — поясняет г-н Демишин. В качестве возможного решения этих проблем он  предлагает своим коллегам создать клуб отельеров, а властям — внести изменения в программу развития туризма Ростовской области и вступление в международные ассоциации. Это необходимо потому, что планируемое увеличение гостиничных мест в Ростове потребует резкого роста числа проводимых здесь мероприятий — порядка 100–150 крупных событий с участием не менее тысячи человек. Для решения этой масштабной задачи потребуется привлечение опыта других территорий, прежде всего зарубежных.

В подобной ситуации критерием дальнейшей успешности новых гостиниц становятся базовые экономические параметры региона — уровень деловой активности, число крупных инвестиционных проектов, объём туристического потока и продуктивность деятельности местных властей. «Если власти смогут предложить рынку качественный туристический продукт, инфраструктуру для делового туризма и адекватную логистику, если бизнес в регионе станет развиваться, если количество массовых спортивных и зрелищных мероприятий будет расти, тогда у отелей региона есть шанс на неплохую загрузку, а у инвесторов этих отелей — определённые шансы на окупаемость в пределах 10–15 лет», — считает Вадим Прасов. Как отмечает Илья Володько, в этом отношении из трёх принимающих чемпионат южнороссийских городов наибольший потенциал имеет Ростов-на-Дону: «Новые инвестиционные проекты лишь утвердят город в статусе сильного экономического лидера и южного транспортного хаба. Следовательно, Ростов может претендовать на стабильный рост делового туризма и высокие показатели загрузки гостиничных объектов. Для Волгограда же проведение матчей и развитие гостиничной инфраструктуры не означает автоматического роста деловой активности: для этого нужны фундаментальные драйверы роста в виде улучшения инвестиционного климата региона и развития промышленного потенциала».

«Эксперт Юг» №22-23 (262)

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама