Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Интервью

Первый меламиновый игрок

2013
Фото предоставлено компанией

ОАО «Невинномысский Азот» запустило установку по производству меламина, мощности которой должны покрыть всю внутреннюю потребность в этом продукте

«Невинномысский Азот», принадлежащий российскому лидеру на рынке удобрений, ОАО МХК «ЕвроХим», является одной из самых крупных компаний СКФО. В рейтинге крупнейших предприятий Северного Кавказа в 2011 году, составленном аналитическим центром «Эксперт ЮГ», «Невинномысский Азот» занимает третью строчку по объёмам выручки с продаж с показателем в 26,253 млрд рублей, а прирост выручки по сравнению с 2010 годом составил 24,2%.

В 2012 году компания закончила реализацию инвестиционного проекта по созданию первой в России установки по производству меламина мощностью 50 тысяч тонн в год и стоимостью более 10 млрд рублей. Меламин сегодня активно используется в химической промышленности: на его основе изготавливаются материалы для мебельной, текстильной и бумажной промышленности. До сих пор это вещество ввозилось в Россию из-за рубежа, однако теперь «Невинномысский Азот» планирует полностью заместить импорт на отечественном рынке. Более того, по словам исполнительного директора ОАО «Невинномысский Азот» Виктора Кайля, на предприятии надеются на рост этого рынка и увеличение объёмов потребления меламина.

На финишной прямой

— Почему предприятие решило заняться производством меламина?

— Дело в том, что в мире существует не так много держателей патентов на технологические схемы производства меламина. И эти лицензиары и производители объединены в так называемый «меламиновый клуб», который крайне неохотно открывает свои двери для новых членов: ведь тем самым усиливается конкуренция. Первыми в России получить доступ к технологии удалось компании «ЕвроХим».

Если абстрагироваться от частностей, то существующие в мире технологии производства меламина можно разделить на два вида: каталитический способ под низким давлением и некаталитический способ под высоким давлением. Каждая технология имеет свои достоинства и недостатки. Оба способа конкурируют между собой, так как близки по технико-экономическим показателям. Качество получаемого меламина в обоих случаях примерно одинаково. В отличие от технологии производства под давлением, в каталитической технологии практически отсутствуют жидкие стоки. Кроме того, каталитическая технология шире распространена в мире по причине более простого аппаратурного оформления, относительно низких энергетических затрат и меньшей капиталоёмкости.

Специалисты МХК «ЕвроХим» побывали в разных регионах мира на нескольких предприятиях, выпускающих меламин по разным технологиям, и остановились на технологии немецкой фирмы «Лурги», каталитической технологии производства меламина под низким давлением — это так называемая «сухая», или безводная, технология.

— В какие сроки осуществлён инвест­проект?

— Начало проекту по строительству меламиновой установки на базе «Невинномысского Азота» было положено в 2007 году, когда компания «ЕвроХим» представила на рассмотрение в администрацию Невинномысска декларацию о намерениях по созданию этого производства. Проект прошёл все стадии согласования, и в июне 2009 года Главгосэкспертиза России дала положительное заключение по проекту, после чего было получено разрешение на строительство. Реализация проекта позволила создать на этапе строительства две тысячи дополнительных рабочих мест.

В 2012 году реализация проекта вышла на финишную прямую: была получена пробная партия первого отечественного меламина. Сейчас проходит достаточно длительный этап освоения мощностей, в ходе которого устраняются недоработки, допущенные на стадиях проектирования и монтажа. Мы надеемся, что уже скоро установка выйдет на свою проектную мощность — 50 тысяч тонн в год.

— Не возникнет ли сложностей со сбытом такого большого объёма новой для завода продукции?

— Мы уверены, что со сбытом меламина трудностей не возникнет. У российского производителя есть потребность в данном продукте, есть потенциал роста у отечественной экономики в целом. Так что объёмы потребления будут только расти.

К тому же компания «ЕвроХим» придаёт большое значение развитию собственной дистрибуционной сети и уже сейчас владеет эффективной сетью дочерних структур, ориентированных на сбыт продукции. И это дополнительно снижает издержки при доставке продукции от производителя к потребителю.

С надеждой на рост

— Одной из наиболее обсуждаемых тем, связанных с «Невинномысским Азотом», является экология. Каков текущий объём инвестиций предприятия в экологические программы?

— Деятельность по охране окружающей среды является одним из ключевых направлений как для «Невинномысского Азота», так и для компании «ЕвроХим» в целом. Только за последние пять лет мы направили на реализацию природоохранных мероприятий более 500 миллионов рублей.

— Как оценить эффективность этих вложений?

— Всё это позволило нам значительно снизить нагрузку на окружающую среду. Тот комплекс мероприятий, который был реализован на «Невинномысском Азоте» с момента его вхождения в МХК «ЕвроХим», позволил на треть уменьшить объёмы выбросов загрязняющих веществ.

— Вы каким-то образом отслеживаете уровень загрязнения окружающей среды?

— Политика информационной открытости, которой придерживается в своей работе холдинг «ЕвроХим», распространяется и на сферу экологии. В ноябре 2011 года в Невинномысске начали работать стационарные экологические посты. Они были закуплены и установлены на средства «Невинномысского Азота» по соглашению между краевым министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, администрацией Невинномысска и предприятием. Отбор и анализ проб осуществляет Ставропольский краевой центр гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, а размещается полученная информация на сайте администрации города.

— После запуска установки по производству меламина вы заявили, что предприятие сможет практически полностью покрыть потребности российского рынка. Каковы конкурентные преимущества вашего меламина по сравнению с импортным?

— Основным преимуществом является как раз то, что это продукт отечественный. Качеством он не уступает лучшим зарубежным аналогам, но его стоимость, за счёт меньших затрат на транспортировку и отсутствия таможенных сборов, будет ниже, чем у иностранных конкурентов.

К тому же мы надеемся, что отечественный рынок меламина, как и мировой, станет расти. Ведь это будет означать, что растёт перерабатывающий сектор отечественной промышленности, в котором меламин находит своё применение. Благодаря своим уникальным свойствам меламин является ценным сырьём для получения многих экологически безопасных полимерных соединений, обладающих высокой механической прочностью, термостойких, стойких к химическому воздействию. Основное направление переработки меламина — производство товаров народного потребления. Это мебель, стеновые и напольные покрытия (ламинат), пресс-композиции, например, пуговицы, подоконники, текстиль, бумага: скажем, банкноты евро покрыты защитным слоем на основе меламина. В промышленности он используется при изготовлении лакокрасочных материалов, клеев, огнеупорных композиций, производстве бетона.

— У компании есть ещё какие-то инвестиционные планы?

— Безусловно, модернизация предприятия с запуском производства меламина не закончится, и у компании «ЕвроХим» существуют планы по дальнейшему развитию своего невинномысского предприятия. Часть из них, как, например, модернизация аммиачного производства, находится на этапе рассмотрения и анализа имеющихся вариантов с точки зрения их экологической, экономической и технической целесообразности. Другая часть находится в стадии реализации. К числу последних можно отнести проект технического перевооружения агрегата по производству слабой азотной кислоты (УКЛ-7) стоимостью более 1,3 миллиарда рублей. Его целью является сохранение обеспеченности отечественного аграрного сектора удобрениями, предотвращение снижения выпуска аммиачной селитры, а также получение дополнительной прибыли за счёт снижения энергопотребления, повышения производительности, уменьшения расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.

— Ассортиментная линейка «Невинномысского Азота» довольно широка: аммиак, аммиачная селитра, карбамидо-аммиачная смесь, уксусная кислота, метанол, теперь добавился меламин. Что даёт компании такой широкий производственный ряд?

— Дело в том, что структура производства нашего предприятия построена таким образом, что все цеха связаны друг с другом. Это единая, отлаженная и ориентированная на достижение максимальной эффективности система, в которой нет второстепенных элементов. Благодаря этому мы можем предложить нашим потребителям высококачественную продукцию по конкурентоспособной цене. По этой же причине будет некорректным, например, проводить ранжирование выпускаемых продуктов по степени выгодности для предприятия: они все являются одинаково важными слагаемыми нашего успеха.        

«Эксперт Юг» №28-29 (268)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама