Любите нас, пока не поздно

P.S.
Москва, 12.08.2013
«Эксперт Юг» №30-32 (271)

Снова пришло лето, и на Черноморское побережье Краснодарского края хлынула волна отдыхающих со всей страны. Мне кажется, с каждым годом это происходит всё в большей степени не благодаря, а вопреки тому, что делается на самом побережье. А точнее — не делается.

Этой весной я наблюдала живописнейшую сценку в одном из пятизвёздных пансионатов на Черноморском побережье, когда сотрудники ресепшена оказались не в состоянии ответить на элементарный вопрос англоязычного гостя, видимо, из-за языкового барьера, а в течение 20 минут, пока предпринимались попытки найти забронированный на моё имя номер, две постоялицы пансионата спустились с жалобами на технические неполадки в номерах: крайне удивительная ситуация для отеля класса «пять звёзд». Дальше — больше: в моем номере не работал диспенсер для салфеток, а магнитный ключ за двое суток дважды размагничивался. А это, на минуточку, один из самых дорогих пансионатов в этой части побережья. Коттедж на шесть человек на его территории обойдётся в 22 400 рублей в сутки. Для сравнения, за 26 500 рублей в сутки на всё те же шесть человек можно снять наироскошнейшую виллу в самом дорогом курортном местечке Кипра — городе Пафосе. При этом размер сопутствующих расходов также вполне сопоставим. Например, в этом году на побережье Коста-Брава в Испании аренда лежака в день стоит 1 евро, а в той же Кабардинке — более чем втрое дороже, 150 рублей.

Высокие цены на проживание на Черноморском побережье — это только половина беды. Вторая половина — происходящее на наших курортах за пределами отеля. Какого бы высокого уровня ни был бы отель, спрятать окружающую его реальность от гостей курортов никак нельзя. А она — удручает. Загорая солнечным днём на пляже недалеко от Анапы, сквозь шум волн я вдруг услышала тираду, состоящую из отборного мата. Как оказалось, это была речь спасателя, содержащая его мнение о туристах, купающихся в шторм (о шторме свидетельствовал только маленький чёрный мячик, висевший над спасательной станцией). О, как сильно это отличается от восторженных рассказов подруги об испанских спасателях, гордящихся своей работой и готовых по первому зову прибежать к тебе на помощь с милой улыбкой! Но и это ещё не всё. Большинство кафе на побережье не вызывают никакого доверия: ладно уж, что не всё там вкусно, — порой не всегда решишься эту еду попробовать из гигиенических соображений. Список примеров можно продолжать. Всё это свидетельствует о том, что сфера сервиса и курортных услуг развивается недостаточно высокими темпами для того, чтобы соответствовать растущим запросам российских туристов.

Удивительно, но в качестве положительного примера можно упомянуть Сочи. Из-за масштабной олимпийской стройки и масштабных же транспортных проблем назвать этот город приятным морским курортом язык не поворачивается. Но вот сопутствующая морскому отдыху инфраструктура — кафе и рестораны на любой вкус и кошелёк, большое количество гастрольных выступлений и других развлечений — развита тут существенно лучше. Недавно я общалась с перебравшейся жить в Италию знакомой, которая прилетела на несколько дней в Сочи. На мой вопрос, как ей море, она удивлённо меня спросила: «Какое море? Если мне захочется покупаться, я поеду на Сицилию. В Сочи я прилетела потусоваться». Этот пример показателен — ведь наивно думать, что на море «всё равно приедут»: во-первых, развитие всей сопутствующей инфраструктуры развлечений — это мощный дополнительный финансовый поток, который не иссякнет с окончанием высокого туристического сезона, а во-вторых, рано или поздно отдыхающие могут и не приехать. С каждым годом объём выездного туризма растёт. Согласно исследованию, проведённому Ассоциацией туроператоров России, в 2012 году объём организованного выездного туризма составил не менее 11 млн человек, что как минимум на 20% превышает показатели 2011 года. При этом никак не учитывается число туристов, отдыхающих самостоятельно, а это направление развивается в последние годы очень активно. Косвенным подтверждением этого может служить значительное увеличение числа сайтов, через которые можно забронировать домик или квартиру для самостоятельного отдыха за рубежом. Конечно, всегда останется процент «невыездных» туристов, а также «консерваторов», которые предпочитают отдыхать в России, но надо понимать, что при данных условиях их число расти не будет: заграничный отдых становится всё доступнее, и у населения всё сильнее формируется привычка отдыхать за пределами России. Работает на это и европейский кризис — любовь к туристам в Испании, Греции или Италии крепнет день ото дня.

Есть, правда, и другая статистика: по данным министерства курортов и туризма Краснодарского края, в 2012 году количество жителей Кубани, отдыхавших за границей, снизилось на 10%. На фоне общероссийских цифр едва ли этот показатель может успокоить. В необъяснимой уверенности в том, что российским туристам некуда деваться, кроется ещё одна неприятная черта отечественных черноморских курортов — отношение к отдыхающим как к лишним людям. Становится очень грустно, когда, покупая шашлык по заоблачным ценам, я чувствую себя так, словно мне тем самым делают огромное одолжение. Так, благодаря проведению музыкального фестиваля Kubana, в станицу Благовещенскую под Анапой приехало несколько десятков тысяч человек. Цены на проживание на всех турбазах в радиусе 10 километров подскочили очень прилично. С каждым днём фестиваля переписываются и ценники во всех близлежащих кафе. И при этом продавцы в магазинах умудряются возмущаться: «У меня из-за вашей “Кубаны” электричество отключают! Ещё и ходите тут днём и ночью!» Какой логикой это можно объяснить? А в результате — отпадает желание возвращаться в это место. По большому счёту, именно отношение к гостям курорта может быть решающим фактором при принятии решения — возвращаться или нет. Поймите же вы, наконец, — удержать туриста значительно легче, чем вернуть его с пляжей Бали в Архипо-Осиповку.                             

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №30-32 (271) 12 августа 2013
    Туризм
    Содержание:
    Курортам Кавказа прописана ревизия

    В тактику развития туризма на Северном Кавказе нужно внести существенные коррективы. Ставка должна делаться на межрегиональное сотрудничество в сфере создания регионального турпродукта и вовлечение в развитие этой сферы малого и среднего бизнеса. На первом этапе создания новых горнолыжных курортов госкомпания «Курорты Северного Кавказа» (КСК) этим вовсе не занималась — и столкнулась со множеством проблем

    Реклама