Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Лизинг уходит в ниши

, 2013

Завершение строительства объектов Олимпиады в Сочи обвалило южный рынок лизинга — в 1 полугодии он показал отрицательную динамику. Убедительного роста не ожидается и в следующем году, однако и в лизинге Юг по традиции будет выручать самая устойчивая отрасль региональной экономики — сельское хозяйство. Новыми точками роста также должны стать ЖКХ, нефтегазовая сфера и работа в рискованных кавказских республиках

По итогам прошлого года объём рынка лизинга на Юге, по нашим расчётам, составил 55 млрд рублей. С начала года нынешнего обозначилось падение, и за 1 полугодие объём рынка равнялся примерно 24 млрд рублей (см. график 1). В этой оценке мы опирались на данные компаний-участников рэнкинга, а также оценивали деятельность тех, кто в нём не представлен. По сравнению с 1 полугодием 2012 года темпы прироста ощутимо снизились — минус 18% против 45% прироста годом ранее, когда резкий скачок был продолжением тенденции посткризисного восстановления рынка. Шагающая по стране экономическая рецессия снижает инвестиционную активность, сокращая спрос на приобретение новой техники и оборудования, что мгновенно отражается и на рынке лизинга.

Конец олимпийской стройки, помноженный на рецессию

Падение показателей, по нашим оценкам, демонстрировали в 1 полугодии более половины лизинговых компаний, работающих на юге России. В частности, уже с начала года лизингодатели отмечают снижение объёмов продаж строительной и дорожно-строительной техники. «Наблюдалась стагнация в основных отраслях экономики региона, и многие торговые организации отказывались от планов по приобретению техники в лизинг по причине отсутствия роста объёмов продаж, строительные — по причине снижения объёмов финансирования проектов, а транспортные — в связи с сокращением грузоперевозок и низкими тарифами на их услуги, — характеризует текущие тенденции в сфере лизинга в СКФО директор Северо-Кавказского регионального филиала ЗАО “Сбербанк Лизинг” Николай Кубликов. — Сейчас в регионе прослеживается умеренный рост продаж лизинга легковых, коммерческих и грузовых автомобилей. Увеличение же сделок филиала обосновывается в значительной степени ростом нашей доли на рынке Северного Кавказа».

Снижение объёмов южного рынка лизинга в первую очередь связано с окончанием активной фазы подготовки к Олимпиаде в Сочи, которая существенно поддерживала лизингодателей не один год. «Огромные масштабы и фронт работ свидетельствуют об использовании значительного парка грузовой и специальной техники, которая, ввиду отсутствия новых сопоставимых по объёмам инвестиционных проектов, может изменить рыночный расклад, — говорит о возможных последствиях завершения олимпийских строек Николай Кубликов— На данный момент рынок достиг своего насыщения, предполагается реализация излишнего транспорта на вторичном рынке по демпинговым ценам. При этом часть своих продаж могут потерять не только дилеры техники, но и лизинговые компании. В связи с тем, что большую часть в структуре совокупного лизингового портфеля занимает грузовая и специальная техника, стоит ожидать снижения удельного веса данного сектора, в том числе рост абсолютного значения сегмента будет сильно затруднён».

Безусловно, потенциал рынка финансовой аренды на Юге далёк от исчерпания, но его дальнейшее развитие будет зависеть от стоимости привлечённых ресурсов, и чем выше она окажется, тем больше станут различаться сценарии развития у государственных и частных лизингодателей. И если к завершению олимпийского строительства добавить рецессию в экономике, то перспективы реализации потенциала рынка имеют все шансы отодвинуться в сторону светлого будущего. «Экономика региона однозначно замедляется, — уверен генеральный директор ООО “МСБ-Лизинг” Роман Трубачёв.  Спрос на инвестиции резко сократился, а новых качественных заёмщиков на рынке найти достаточно трудно. Большинство предприятий берут инвестиционную паузу либо удлиняют сроки кредитования с целью минимизации ежемесячной кредитной нагрузки из-за нестабильной ситуации в экономике. В основном все процессы связаны с внутренними структурными проблемами экономики, с отсутствием растущего спроса и высокими процентными ставками».

Тем ценнее достижения тех компаний, которые продолжили наращивать объёмы нового бизнеса — таковых, по нашей оценке, было около трети. На место лидера рэнкинга, которое традиционно занимал «Росагролизинг» (в нынешнем проекте не представлен), переместилась компания «Европлан», нарастившая объёмы бизнеса на Юге на 44%. На несколько позиций вверх поднялась компания CARCADE Лизинг (прирост — 53,8%). «Услуги автолизинга становятся всё более доступными для бизнеса по всей России, что обусловлено снижением ставок на лизинговое финансирование в результате ценового давления со стороны государственных компаний, фондирующихся за счёт дешёвых и долгосрочных денежных ресурсов, — объясняет причину роста генеральный директор CARCADE Лизинг Алексей Смирнов. — С учётом того, что половина общего легкового автопарка в России состоит из машин возрастом более 10 лет и остро нуждается в обновлении, условия финансирования, предлагаемые нашей компанией, продолжают привлекать внимание всё большего числа клиентов».

Захромавшая дисциплина

Как известно, с ухудшением экономической конъюнктуры сразу падает и финансовая дисциплина ряда экономических агентов, которые вдруг начинают забывать вовремя платить партнёрам, а то и платить в принципе. И это уже признают некоторые игроки рынка. «Замедление развития экономики в регионе налицо, — говорит директор краснодарского филиала компании “Балтийский лизинг” Александр Демидов.  Это связано как с ситуацией в мировой экономике в целом, которая переживает непростые времена, так и с тем, что подходит к концу подготовка к Олимпиаде. Мы это чувствуем как по снижению спроса на услуги лизинга, так и по ухудшению платёжной дисциплины клиентов, выручка которых напрямую зависит от бюджетного финансирования».

Эта же проблема наблюдается в СКФО, где риски традиционно оцениваются не только лизингодателями, но и другими компаниями выше, а дисциплина контрагентов ниже, чем в ЮФО. «Клиенты нарушают свои договорные обязательства, не выплачивая в срок и в полном объёме лизинговые платежи по заключённым договорам, тем самым подвергая компанию дополнительным рискам, — характеризует положение дел в СКФО генеральный директор ОАО “МСП Лизинг” Алексей Акиндинов. — Ситуация усугубляется тем, что отдельные клиенты осознанно не платят по своим обязательствам и предпочитают действовать вне правового поля. Подобное поведение дискредитирует саму идею государственной поддержки российского бизнеса, лишая других, честных и добросовестных, субъектов малого и среднего предпринимательства Кавказа возможности получить государственную поддержку на развитие и модернизацию производства».

В то же время в поисках новых рынков всё больше игроков выходят в кавказские республики. По наблюдениям Николая Кубликова, 1 полугодие было отмечено значительным обострением конкурентной борьбы, связанным с тем, что в СКФО приходит много новых лизинговых компаний, а региональный рынок лизинга становится более насыщенным. Привлекать новых клиентов всё сложнее, поэтому требуется разрабатывать новые методы работы. Например, многие компании продолжают активно развивать сервисную составляющую бизнеса в целях повышения конкурентоспособности и постоянно разрабатывают особые предложения с ведущими поставщиками. Однако снижение требований к заёмщику может стать дополнительным фактором ухудшения финансового положения лизингодателя, как это случилось в ходе последнего кризиса.

Рэнкинг лизинговых компаний, работающих на юге России, по итогам 1 полугодия 2013 года

Все в ЖКХ, АПК и ТЭК!

Эксперты рынка отмечают, что в нынешнем году уже произошла переориентация спроса на лизинговые услуги, что выразилось в изменении веса разных отраслей в общем портфеле. Например, если в предыдущие несколько лет значительным спросом пользовались дорожно-строительная и строительная техника, то в этом году увеличился объём сделок по приобретению и передаче в лизинг производственного оборудования (см. график 2).

В связи с не внушающим оптимизма общеэкономическим фоном многие лизингодатели действительно ищут новые сегменты рынка и группы клиентов, пробуют новые направления деятельности, чтобы создать «подушку безопасности» на случай резкого падения сделок в ранее освоенных сферах. Так, некоторые компании стали большое внимание уделять развитию сегмента ЖКХ и развивают взаимодействие в этом направлении с муниципалитетами, без чего успешно расти в этой нише крайне проблематично. Например, у «Интерлизинга» самая крупная в 1 полугодии сделка была проведена именно в этом сегменте — в апреле по итогам тендера был подписан муниципальный контракт с департаментом городского хозяйства администрации Волгограда на поставку 50 троллейбусов на общую сумму в 438 млн рублей. Во многом благодаря этому контракту прирост нового бизнеса компании на Юге составил за полугодие 124%, обеспечив укрепление её позиций в рэнкинге.

Развивает поддержку региональных программ жилищно-коммунального сектора и ЗАО «Сбербанк Лизинг». В конце ноября был заключён один из его крупнейших в этом году госконтрактов по передаче в лизинг коммунальной техники на Северном Кавказе, в рамках которого владикавказскому муниципальному предприятию «Специализированный экологический сервис» будет поставлено 59 машин для уборки дорог и благоустройства города.

Ещё одна перспективная ниша, специфическая именно для Юга — обновление парка сельхозтехники. Особенно актуально это для Северного Кавказа. Например, по оценкам «Росагролизинга», парк сельхозтехники Дагестана изношен на 70%, а недостаток современных тракторов, зерно‑ и кормоуборочных комбайнов приводит к повышенным потерям урожая, поэтому для эффективного ведения сельхозпроизводства в республике необходимо обновить имеющийся резерв техники как минимум на 1067 тракторов и 95 комбайнов. В СКФО «Росагролизинг» традиционно активен, и нынешняя уборочная кампания убедительно продемонстрировала результаты работы компании в регионе. В ряде республик были собраны рекордные урожаи зерновых — руководство субъектов связывает это в первую очередь с масштабным техническим перевооружением села.

По мнению Алексея Смирнова, даже в условиях стагнации экономики аграрный профиль Юга выступит залогом развития финансовой аренды автотранспорта и спецтехники, а, кроме того, юг России — важнейший транспортный коридор с развитой сетью дорог. Поэтому в ЮФО и СКФО будет расти спрос на лизинг грузовых автомобилей. «Если рассматривать общероссийский тренд, то именно в этом сегменте лизинг становится всё более популярным, — говорит г-н Смирнов. — На фоне 17-процентного падения рынка грузовиков доля приобретённых в лизинг “большегрузов” выросла за год с 35 до 40 процентов. В сегменте лизинга легкового автотранспорта в южных регионах мы прогнозируем умеренный рост».

Наконец, ещё один перспективный сегмент для расширения лизинговых услуг — это нефтегазовая отрасль. Уже два года подряд наши исследования крупнейших компаний ЮФО показывают, что на Юге бурными темпами растут добыча, переработка и продажа углеводородов, в связи с чем работа с предприятиями этой сферы способна принести неплохие объёмы нового бизнеса и лизингодателям. Первые подтверждения этой гипотезы уже есть. Не так давно была заключена одна из крупнейших лизинговых сделок в сегменте грузового транспорта  ЮФО: ЗАО «Сбербанк Лизинг» передало ОАО «Новошахтинский завод  нефтепродуктов» свыше 120  грузовых седельных тягачей, а также более 30 полуприцепов-цистерн на общую стоимость контракта свыше 500 млн рублей.

Подрастут немногие

Никто из опрошенных нами экспертов в будущем году не ожидает динамичного роста по рынку в целом, в лучшем случае прогнозируя, что объёмы останутся на уровне этого года. Пессимисты предрекают рост неплатежей со стороны лизингополучателей, особенно в республиках Северного Кавказа. По мнению Алексея Анкидинова, доля просроченной задолженности в портфелях лизинговых компаний продолжит расти, а в целях минимизации рисков по сделкам компании будут ужесточать требования по дополнительному обеспечению, включая личные поручительства собственников бизнеса, залог движимого и недвижимого имущества, в дополнение к предмету лизинга, а также  обеспечение, не связанное с реализацией проектов. Диверсифицировать риски по сделкам позволит обращение к региональным структурам поддержки (гарантии и поручительства региональных фондов и корпораций развития).

Впрочем, ряд участников рынка в следующем году ставят перед собой на Юге цель динамично расти. Так, ООО «МСБ-Лизинг» планирует обеспечить прирост объёмов бизнеса на уровне не менее 25% при сохранении минимального уровня просрочки и более жёстком контроле за рисками. В ставропольском филиале ООО «РЕСО-Лизинг» планируют рост на уровне 20–25%. Территориальные подразделения CARCADE в ЮФО и СКФО, как и в других федеральных округах, в 2014 году тоже намерены показать рост основных показателей. «Компания рассчитывает на рост собственного бизнеса, несмотря на прогнозируемое снижение объёмов продаж автотранспорта и общее снижение динамики роста рынка автолизинга, — говорит Алексей Смирнов. — Мы разработали пул мероприятий, реализация которых позволит нам достигнуть поставленных на следующий год целей, в том числе по предложению новых продуктов». ЗАО «Сбербанк Лизинг» также ставит перед собой амбициозные цели, главной из которых является достижение консолидированного объёма лизинговых сделок на 20% выше планового показателя этого года. По словам Николая Кубликова, региональный филиал планирует активнее работать с предприятиями и организациями Ингушетии, Чечни и Дагестана. 

Методология

Рэнкинг лизинговых компаний составлен аналитическим центром «Эксперт ЮГ» с использованием методики рейтингового агентства «Эксперт РА».

В рэнкинге принимают участие лизинговые компании, зарегистрированные на территории ЮФО и СКФО, а также компании, зарегистрированные за пределами этих федеральных округов, но ведущие здесь деятельность. Отсутствие компании в таблицах может быть обусловлено тем, что она не раскрыла данные о себе.

Лизингодатели предоставляют данные по сделкам, заключённым компанией на территории ЮФО и СКФО в 1 полугодии. К ним относятся сделки, по которым предмет лизинга реально будет функционировать в регионе.

Основным критерием ранжирования участников в списке является объём нового бизнеса. Объём нового бизнеса (реальные новые сделки) — объём сделок, по которым более раннее из двух событий (первое — закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга, второе — получение аванса лизингополучателя, если аванс ненулевой) наступило не ранее первого дня исследуемого периода и не позднее его последнего дня.

Текущий портфель оценивается по объёму лизинговых платежей к получению или по остаточной стоимости текущих сделок. Под объёмом лизинговых платежей к получению мы понимаем объём задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца.

Объём полученных лизинговых платежей — общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчётный счёт организации в течение периода, включая доходы от ремаркетинга (доходы от продажи оборудования, изъятого у лизингополучателя).

Все показатели по компаниям указываются с учётом НДС.                           

«Эксперт Юг» №47-50 (289)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама