Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

Утроение во время кризиса

, 2014

За последние пять лет «поголовье» южных «газелей» — компаний, показывающих сверхдинамичный рост, — выросло почти на треть, их список значительно обновился, а совокупная выручка участников рейтинга в 2008–2012 годах увеличилась втрое. Основные регионы прироста — Ростовская область и Ставропольский край, а в отраслевом разрезе лидируют торговля, строительство и АПК

В нынешнем исследовании динамично развивающихся компаний ЮФО и СКФО, проводимом нами в пятый раз, мы насчитали, как и в прошлом году, 77 предприятий. Два года назад таких компаний было 65, а в первом исследовании по итогам 2008 года — 59 (см. таблицу 1). Если численность южных «газелей» за пять лет выросла почти на 30%, то их совокупная выручка увеличилась в три раза и составила 620 млрд рублей — это значит, что в экономике Юга сформировалась довольно узкая группа лидеров по показателям роста, увеличивающая доходы заметно быстрее остальных. При этом количество убыточных компаний в рейтинге сократилось за год в два раза, а тренд снижения рентабельности предприятий, наблюдавшийся в прошлых исследованиях и традиционно сопутствующий инвестиционной активности бизнеса, сменился на рост показателя. Одновременно среди высокодинамичных компаний юга России стало меньше промышленных предприятий, а доля торгового бизнеса выросла вдвое. Высокие темпы развития «газелей» особо значимы для южной экономики в период, когда не только доходы, но и количество предприятий крупного бизнеса в регионе растёт медленнее.

Основные показатели быстрорастущего бизнеса юга России

Контрнаступление торговли и строительства

Традиционно по «газелям» можно определять секторы опережающего роста региональной экономики. За прошедший год в отраслевой структуре рейтинга произошло немало изменений, и некоторые из них весьма значительны (см. график). Как обычно, в целях объективности сравнения мы исключили из представленных диаграмм и анализа показатели ЗАО «Тандер» (торговая сеть «Магнит», крупнейшая компания юга России) — они настолько велики по абсолютным параметрам (свыше 477,5 млрд рублей выручки по итогам 2012 года) и вкладу в общий итог, что на их фоне остальные участники рейтинга могут просто потеряться. Тем не менее, для справки, с учётом «Тандера» на долю оптовой и розничной торговли приходится 83% совокупной выручки южных «газелей».

Главный фоновый тренд рейтинга, наметившийся в предыдущие годы, а именно укрепление промышленности и снижение доли торгового бизнеса, на этот раз изменился. Совместно оптовая и розничная торговля (без учёта «Тандера») создали по итогам 2012 года 26% общих доходов южных «газелей», что почти в два раза больше, чем в предыдущем исследовании (13,8%). Напомним, что пять лет назад доля торговых компаний вообще составляла больше половины доходов регионального быстрорастущего бизнеса — 54,6%, затем она стала снижаться (по итогам 2010 года было 30%) и теперь снова отыгрывает позиции. Аналогичная ситуация наблюдается в рейтинге крупного бизнеса Юга, где по итогам того же периода обороты торговли вновь превысили выручку промышленности — на опт и розницу пришлось 42% совокупного объёма выручки крупнейших компаний ЮФО против 39,4%, генерируемых промышленностью.

Год назад мы констатировали, что и в рейтинге крупнейших компаний ЮФО, и в рейтинге динамичного бизнеса на этапе посткризисного развития региона проявляется укрепление промышленного производства. На его долю по итогам 2011 года пришлось больше половины (53,6%) выручки всех «газелей». В частности, существенную поддержку промышленности оказал введённый в эксплуатацию Новошахтинский завод нефтепродуктов (НЗНП), но теперь, выйдя на проектную мощность, он перестал расти быстрыми темпами и выбыл из рейтинга. В результате в нынешнем исследовании на долю промпредприятий пришлось ощутимо меньше — 40,4% выручки «газелей», но это всё равно больше, чем генерирует торговля (без «Тандера»).

Региональная структура рейтинга (данные без учёта показателей ЗАО «Тандер»)

Наряду с торговлей резкий рост продемонстрировало строительство — вклад этой отрасли в нынешний рейтинг «газелей» вырос почти в три раза и составил 12,7%. Список быстрорастущих строителей Юга пополнился узкоспециализированным игроком — ООО «Стройтехнология», работающим на объектах таких заказчиков, как «Роснефть», «Черномортранснефть», KNAUF, «Росавтодор», МВД РФ, «Спецстрой России», «ОГК-6» и других. Компания выполняет полный комплекс работ по возведению фундаментов и оснований с применением широкого спектра технологий. Отметим, что рост доли строительного бизнеса и промышленности стройматериалов идёт вразрез с тенденцией, отмеченной в рейтинге крупного бизнеса региона, где за год снизилась доля этих сегментов — можно предположить, что именно в этих отраслях сейчас появляются компании, которые мы вскоре увидим в рейтинге крупнейших ЮФО.

При серьёзном перераспределении долей между отраслями неминуемо появление отраслей-аутсайдеров, и в текущем исследовании к таковым относится транспорт, доля которого снизилась почти втрое (до 5,6% с выручкой 8 млрд рублей). В то же время именно здесь «проживает» самая динамичная компания нынешнего рейтинга «газелей» — ООО «Туапсинский балкерный терминал», нарастившее за год доходы до 655,5 млн рублей. Компания специализируется на перевалке минеральных удобрений «навалом» на экспорт, годовой грузооборот составляет 2,3 млн тонн.

Промышленные драйверы

Несмотря на то, что крупный нефтегазовый игрок (НЗНП) покинул список «газелей», промышленность смогла поддержать себя в рейтинге за счёт новых предприятий. В первую очередь, существенно увеличился вес легпрома, представленного, правда, единственным игроком — ЗАО «Корпорация “Глория Джинс”», доходы которого за год увеличились с 15 до 22 млрд рублей.

В два раза вырос вклад в копилку «газелей» химической промышленности. Теперь отрасль представлена пятью компаниями: к трём сохранившим позиции с прошлого года (ООО «Европолимер», ООО «Волгопромтранс», ОАО «Фармация») добавилась пара новичков. Кубань делегировала в рейтинг ООО «АнВ-пласт» с выручкой 448 млн рублей: компания занимается изготовлением и поставкой широкого ассортимента продукции из поливинилхлорида (ПВХ), а также продажей комплектующих. На Ставрополье новая химическая «газель» — ОАО «Ставропласт», специализированное предприятие по производству продукции из полимерных материалов с выручкой 665 млн рублей.

Лидеры южных «газелей« по чистой прибыли

Значительно прибавила в весе и промышленность строительных материалов, её доля составила 5%. Теперь эту отрасль представляют пять предприятий (два из Ростовской области и три из Краснодарского края), хотя год назад в рейтинге присутствовало в два раза меньше компаний. В Ростовской области выделим ЗАО «Комбинат крупнопанельного домостроения», которое в 2006 году было выкуплено концерном «Интеко» для реализации крупного проекта в сфере жилищного строительства в Ростове-на-Дону — района «Западные ворота». На момент сделки комбинат представлял собой физически и морально устаревшее производство, выпускавшее 96 тысяч кв. м продукции в год, в связи с чем было принято решение о кардинальном техническом перевооружении предприятия. В августе 2008 года на комбинате успешно завершился основной этап модернизации, в ходе которого были внедрены современные технологии изготовления железобетонных изделий для строительства полносборных жилых домов новой серии «Р-н-Д». По итогам 2012 года выручка компании превысила 1,6 млрд рублей.

Аграрии остаются в тренде

Высокую динамику показал также АПК, вес которого возрос с 9,2 до 13,7% совокупных доходов. Эта отрасль представлена девятью компаниями вместо восьми в предшествующем исследовании. Здесь также появилось несколько компаний-новичков, например, ООО «Мясокомбинат “Донские Традиции”» из Ростовской области, а от Волгоградской области в рейтинг вошли два новых предприятия. Первое из них, ООО «Волгоградская агропромышленная компания», является одним из лидеров отрасли в своём регионе, более 10 лет работает на аграрном рынке и специализируется в сфере производства, хранения и реализации продукции растениеводства. Второй новичок из Поволжья — Казачья холдинговая компания ОАО «Краснодонское», значимый поставщик свинины и мяса птицы на юге России, доходы которого превысили 2,8 млрд рублей.

Стабильно высокой остаётся доля пищепрома, хотя количество быстрорастущих предприятий в этой отрасли снизилось (13 компаний против 18 в прошлом году), а их выручка возросла. Самым динамичным предприятием пищепрома, как и год назад, стал производитель патоки и крахмалопродуктов ООО «Амилко», чьи доходы за 2011–2012 годы выросли с 1,4 до 1,9 млрд рублей. Ещё несколько компаний из рейтинга за последний год сделали впечатляющие рывки. Так, ООО «Любимый город», входящее в тройку крупных производителей молочной продукции Волгоградской области и имеющее большой объём госконтрактов на её поставки в школы и больницы, выросло в 2,5 раза. Новичок рейтинга в пищепроме, ООО «Винзавод “Надежда”», растёт за счёт наиболее массового сегмента рынка винной продукции — напитков в упаковке bag-in-box; в ближайшие планы предприятия входит розлив вин в упаковку «тетра-пак».

Рывок Ставрополья

Количество компаний-«газелей» на той или иной территории обычно рассматривается как индекс, отражающий потенциал её развития и показывающий, насколько деловая среда и инвестиционный климат региона благоприятны для быстрого роста бизнеса. Судя по рейтингу южных «газелей» за последние два года, таким регионом на Юге является Ростовская область, хотя ещё в исследовании 2011 года она была представлена лишь одной компанией. Однако затем донской бизнес резко нарастил своё присутствие в рейтинге (в прошлом году до 22 компаний, а по итогам 2012 года — до 25 фирм). И хотя при этом доля Ростовской области в общих доходах «газелей» за год несколько снизилась по сравнению с прошлогодним показателем (с 46 до 42%), Дон остаётся лидером (см. таблицу 2). Более того, если учесть, что год назад на долю покинувшего рейтинг НЗНП приходилась почти четверть доходов быстрорастущего бизнеса, можно смело констатировать, что остальные «газели» Ростовской области смогли за год продемонстрировать высочайшие показатели развития.

Уже вполне очевидной становится тенденция к ослаблению позиций Кубани, до 2011 года являвшейся абсолютным лидером по количеству динамичных компаний на Юге. Сейчас на долю Краснодарского края без учёта достижений «Тандера» приходится 28,1% совокупной выручки южных «газелей», тогда как по итогам 2011 года этот показатель был заметно выше (34,2%).

Но главной новостью нынешнего рейтинга следует назвать восстановление доли Ставрополья, существенно снизившейся по итогам 2010 года в связи с уходом из рейтинга нескольких крупных представителей химпрома и появлением на их месте компаний АПК и пищевой промышленности. Тогда доля Ставропольского края в совокупной выручке южных «газелей» упала с 33,7 до 7%, хотя численность ставропольских компаний возросла. Но уже по итогам 2012 года доля Ставрополья выросла в 2,5 раза и составила 18,2%.

Главный вклад в восстановление позиций Ставропольского края внесли АПК и пищевая промышленность. Ранее присутствовавшее в рейтинге ООО «Птицекомбинат» из Невинномысска (входит в группу агропредприятий «Ресурс») за год увеличило оборот на 3,9 млрд рублей, у ЗАО «Ставропольский винно-коньячный завод», находящегося в управлении группы с испанским капиталом «Алвиса Менеджмент», выручка выросла на 1,1 млрд рублей. Из новых ставропольских «газелей» отметим ЗАО «Невинномысский маслоэкстракционный завод» (входит в украинскую группу Kernel), чьи доходы выросли за год почти на 800 млн рублей и составили 2,6 млрд рублей. Ещё одна крупная «газель», появившаяся в рейтинге, — ЗАО «Минераловодское ПОТ КПК “Ставропольснаб”» с доходами по итогам 2012 года на уровне 1,2 млрд рублей.

Остальные регионы ЮФО и СКФО выступают в рейтинге южных «газелей» в роли статистов. Вес Волгоградской области и количество представляющих её компаний за год практически не изменились. Снизилась представленность Карачаево-Черкесии, исчезли из текущего рейтинга представители Кабардино-Балкарии. Но вес представителей СКФО в целом продолжает расти — за счёт Ставрополья за последний год он увеличился вдвое (20,4 против 10,1% совокупных доходов «газелей»). При этом количество компаний несколько снизилось — с 22 до 18, однако напомним, что пять лет назад «газелей» на Северном Кавказе вообще не наблюдалось. Здесь явно сыграла ставка на ускоренное экономическое развитие этого региона, хотя и не так, как планировалось — анонсированные в СКФО крупные инвестпроекты пока находятся в зачаточном состоянии, зато в регионе появился быстрорастущий бизнес.

Лидеры южных «газелей» по рентабельности
 

Поработали над эффективностью

В нынешнем исследовании самые прибыльные компании представляют пять отраслей: розничную торговлю, лёгкую и пищевую промышленность, строительство и транспорт. Лидером по чистой прибыли среди динамично растущего бизнеса Юга предсказуемо стало ЗАО «Тандер», на втором месте — «Глория Джинс», на третьем — Ставропольский винно-коньячный завод. Несмотря на то, что высоким уровнем рентабельности по-прежнему могут похвастать далеко не все «газели», количество таковых за год возросло (см. таблицу 4). Компаний, показавших рентабельность (как отношение чистой прибыли к выручке) свыше 10%, в нынешнем рейтинге гораздо больше — 11 против 6 в прошлом году. Рентабельность в диапазоне 1–10% показали 36 компаний. Возглавляет список наиболее успешных по уровню рентабельности ОАО «Комбинат “Стройкомплект”» с головокружительным показателем 45%, за ним следуют ЗАО «Таманьнефтегаз» и ОАО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем».     

Рейтинг самых динамично растущих компаний юга России

Методология

На первом этапе отбора с помощью системы «СПАРК-Интерфакс» была сформирована многотысячная база компаний, зарегистрированных в ЮФО и СКФО. Затем мы отобрали тех, чья выручка по итогам 2012 года была не ниже 400 млн рублей, условно разграничивающих малый и средний бизнес. Удаление компаний малого бизнеса — это традиционный шаг, отделяющий его достижения от успехов средних и крупных компаний, и мы делаем этот шаг в целях различения разной природы роста. Дело в том, что можно найти массу примеров динамичного роста компаний из сегмента малого бизнеса, но это явление иного, более массового порядка. Мы же ищем компании, способные ежегодно в среднем на треть наращивать обороты, измеряемые сотнями миллионов рублей. На этом этапе осталось около двух с половиной тысяч компаний.

Далее были отобраны компании, фактически начавшие свою деятельность позже 2008 года, после чего осталось чуть более двух тысяч юридических лиц. Их совокупная выручка, официально раскрытая статорганам, по итогам 2012 года составила 4,3 трлн рублей. Затем исключили предприятия, показавшие нулевые доходы хотя бы раз за пятилетку (таких было более трёхсот).

Следующим шагом исследования стали расчёты по вычислению средних темпов прироста выручки за последние пять лет. В число претендентов не попали компании, у которых этот показатель оказался ниже 30%. Этот жёсткий этап отбора прошло только 467 предприятий. Затем, следуя уже не раз апробированной методологии, список был очищен от некоммерческих партнёрств, фондов, ГУПов и МУПов, после чего осталось 445 компаний.

Далее последовало несколько этапов «ручной» работы, которая позволила удалить фирмы, находящиеся в стадии реорганизации и банкротства, компании, выросшие исключительно за счёт присоединения или объединения с иными юридическими лицами. Кроме того, были исключены дочерние структуры холдингов, уже присутствовавших в списке в виде головной структуры (чтобы избежать двойного учёта). Как традиционно показывает данный этап исследования, ряд дочерних структур особо крупных «газелей» зачастую сами являются представителями динамичного бизнеса. Это может быть объяснено синхронностью роста, когда растущие потребности основного предприятия тянут за собой рост оборотов у вспомогательных и обслуживающих структур.

В результате осталось 77 предприятий, которые и являются южными «газелями», — это столько же, сколько было по итогам предыдущего исследования (таблица 1). Из отобранного списка компаний по итогам 2012 года только две показали убытки, а по итогам 2011 года таковых было пять.

Четвёртый год подряд в списке динамичного бизнеса Юга наблюдается примерно одинаковое соотношение представителей крупного и среднего бизнеса. По итогам 2012 года мы выявили 40 компаний, выручка которых превышает 1 млрд рублей, и 37 компаний, чьи доходы находятся в диапазоне от 400 млн до 1 млрд рублей.

Список «газелей» за год, как обычно, значительно обновился. Среди 77 компаний, прошедших отбор по итогам 2012 года, 22 были представлены и в прошлогоднем рейтинге «газелей». Ещё несколько компаний входили в рейтинги по итогам предыдущих лет.

Заключение консультанта проекта

Елена Хромова, партнёр BDO в России 027_expertjug12.jpg
Елена Хромова, партнёр BDO в России

Термин «газели» широко известен в сфере экономики и подразумевает динамично развивающиеся компании среднего бизнеса. Предприятия, входящие в число таковых, увеличили темпы роста более чем на 30% за последние 5 лет. Аналитический центр «Эксперт ЮГ» проводит ежегодное исследование, которое направлено на определение статистической закономерности и выявления динамики развития «южных газелей». По итогам исследования определяется рейтинг быстро и непрерывно развивающихся компаний среднего и крупного бизнеса, занимающих лидирующие позиции в различных областях экономики.

BDO в России детально протестировала полученные результаты на соответствие применения разработанной методики отнесения компаний ЮФО и СКФО к «газелям». Нами выполнены необходимые процедуры, подтверждающие совпадение между теоретически заявленными основами и практически применёнными инструментами проведённого анализа:

1) Нами изучена и проанализирована методика исследования, использованная в рамках проекта «Южные “газели”», на предмет соответствия заявленным критериям.

2) Мы получили надлежащие доказательства относительно надёжности источников использованной информации.

3) Изучение базы данных компаний, принимавших участие в рейтинге, позволило нам убедиться в выполнении определённых критериев согласно заявленной методике.

4) Из беседы с руководителем проекта «Южные “газели”» мы получили понимание поставленных перед журналом «Эксперт ЮГ» целей, детальное представление о проведении основных этапов исследования, оценили приемлемость выполненных мер и сопоставили полученные выводы с нашим профессиональным мнением.

Резюмируя результаты исследования, стоит отметить основные параметры отбора.

Первоначальная база данных компаний, принявших участие в проведённом исследовании, составляла 2495 компаний, при этом в число «газелей» попали лишь 77 из них.

Выручка каждой из «газелей» в 2012 году превышает 400 млн рублей, при этом максимальное значение выручки среди отобранных компаний составляет 477,5 млрд рублей.

Средний ежегодный темп прироста выручки южных «газелей» в период с 2008 по 2012 год превышает 30%.

В конечный рейтинг вошли компании, имевшие хотя бы в одном из периодов за последние 5 лет положительную чистую прибыль.

Подводя итоги, мы пришли к заключению, что выполненное исследование соответствует заявленной методике.

Указанные выше процедуры были проведены BDO в России в целях подтверждения опубликованного журналом «Эксперт ЮГ» рейтинга в рамках проекта «Южные “газели”» и  не являются аудитом или обзорной проверкой.

Отраслевая структура динамично растущего бизнеса на Юге изменилась
«Эксперт Юг» №10-12 (301)



    Реклама

    Секрет успеха производственной системы технониколь: вебинар с Сергеем Колесниковым

    Вебинар-интервью от журнала «Эксперт» с Сергеем Колесниковым, президентом корпорации ТехноНИКОЛЬ, где производительность труда в 8 РАЗ ВЫШЕ, чем средняя по стране


    Реклама