«Газелям» кризис по плечу

2014
Фото Андрея Бойко

Наиболее динамичные компании Юга пока не видят ухудшения экономической конъюнктуры и реализуют амбициозные проекты, которые позволят им и в дальнейшем развиваться быстрыми темпами. Внутренний климат в компаниях-«газелях» таков, что влияние внешних факторов, даже таких сильных, как обесценивание национальной валюты на 20%, не оказывает драматического влияния на курс их развития

Ни один из представителей компаний-«газелей», собравшихся на очередной ежегодный конгресс, который «Эксперт ЮГ» провёл в Ростове-на-Дону 21 марта, ни слова не сказал о том, что делать в период стагнации или даже рецессии. Пару лет назад в интервью нашему журналу Владимир Мельников, президент корпорации «Глория Джинс» (регулярно входящей в список самых динамичных компаний юга России), заметил, что быстрорастущая компания всегда находится в кризисе. Тогда это прозвучало, пожалуй, эффектным афоризмом. Но теперь стало ясно: это реальность любой динамично развивающейся компании, которая позволяет даже сегодня, когда факт системных проблем в экономике признан и руководителями страны, спокойно планировать рост в 300% (это не гипербола, а высказывание руководителя новороссийской компании «Стройкомплект»), вкладываться в строительство собственных помещений, выходить на рынок Москвы… И это только небольшой список планов южных «газелей» — такие компании строятся, выходят в новые регионы, занимают новые ниши при любой погоде.

В ходе конгресса мы в очередной раз задали «газелям» вопрос о технологиях быстрого роста. С одной стороны, это всегда очень простые рецепты. С другой — пользоваться ими с такой эффективностью, как это делают «газели», мало кому удаётся. Суть, как известно, в деталях, и в этом году дискуссия позволила выявить три фактора, которые объединяют, к примеру, производителя риса, оптового дистрибьютора, поставщика молочной продукции, стивидора и издательский дом: инвестиции в капитализацию, качество продукции и амбиции, превосходящие видимые границы бизнеса. Консультантом проекта выступила компания BDO, партнёром мепроприятия — банк «Центр-инвест»

Капитализация против издержек

Работа с доходностью компании и себестоимостью продукции — это необходимая составляющая ведения бизнеса, с которой компании-«газели» виртуозно справляются, используя прежде всего такой инструмент, как инвестиции в капитализацию: строительство собственных производственных, складских площадей и т. д. Это позволяет не только снизить риски работы с подрядчиками, но и повысить свою кредитоспособность, а значит, получить новые инструменты для развития, совершенно иного порядка, чем собственная прибыль. Заместитель директора ростовского издательского дома «Проф-пресс» Евгений Боговик в своём выступлении показательно отметил, что, «к сожалению», у компании ещё есть арендуемые площади: «Сегодня у нас около 10 тысяч квадратных метров собственных площадей, остальные мы арендуем. Но мы решаем этот вопрос: в процессе реализации находится проект строительства новых производственно-складских площадей на территории порядка 15 тысяч квадратных метров».

В этом и состоит отличие компаний обычных от динамичных: что для первых — риск, для вторых — возможность. И если несмелые компании довольствуются имеющимся и поэтому всегда будут подвержены влиянию изменчивого мира, то «газели», вложившись в собственность, приобретают гарантию от стагнации. Денис Афанасьев, директор по маркетингу и связям с общественностью ростовского производителя молочной продукции «Белый Медведь», рассказал, что компания, как и многие другие, в 90-е годы начинала с оптовой торговли. Но уже тогда собственники понимали, что закупка белорусских творожных сырков — это не тот бизнес, на котором можно зарабатывать в течение пяти или десяти лет, и всю прибыль вкладывали в развитие собственного производства. Вплоть до начала прошлого десятилетия «Белый Медведь» развивал производственную базу без кредитных средств, что позволило пережить дефолт 1998 года и к середине 2000-х стать уверенным в себе заёмщиком. Сейчас у компании три производственные базы — и планы по строительству новой. «Некоторые ситуации, с которыми мы сталкиваемся, мы не считаем проблемой, — сказал в своём убедительном выступлении г-н Афанасьев. — Когда компания столкнулась со сложностью работы с сетями, мы просто начали развивать собственную розницу. Оказалось, это действительно перспективное и интересное направление. Ты получаешь возможность напрямую работать со своим покупателем, решать многие вопросы маркетинга».

Алексей Амаев («Стройкомплект») привёл пример гибкости решения: когда было объявлено эмбарго на экспорт зерна, терминал заключил эксклюзивный контракт с Toyota 020_expertjug14_2.jpg Фото Андрея Бойко
Алексей Амаев («Стройкомплект») привёл пример гибкости решения: когда было объявлено эмбарго на экспорт зерна, терминал заключил эксклюзивный контракт с Toyota
Фото Андрея Бойко

Показательно, что по тому же пути пошли ещё одна «газель» со стажем, волгоградская компания «Царь-продукт», и такой лидер южной отрасли мясопереработки, как ростовский комбинат «Тавр». Похожий пример привела генеральный директор волгоградского оптовика бакалеи, компании «Радость», Юлия Орлова: «Без инвестиций, введения новых технологий, развития новых направлений и расширения рынков сбыта серьёзного роста добиться очень сложно. Мы достаточно много вложили в расширение материально-технической базы, обучение персонала, оптимизацию рабочих процессов». В конце 2012 года компания приобрела в собственность складскую базу общей площадью 6 тысяч кв. м, наполнила её современным оборудованием, стала развивать собственный автопарк, а в 2015–2016 годах планируется запуск и собственного производства. И это — на фоне без преувеличения катастрофического положения в отрасли в целом: за прошлый год в Волгоградской области с рынка ушло больше половины крупных оптовиков.

Работайте над качеством всего

Удивительно, что на нынешнем конгрессе «газелей» на первый план в обсуждении сценариев быстрого роста практически впервые вышел такой важный параметр, как качество продукции. Впрочем, когда на рынке есть много ниш и океан, используя известную метафору о неосвоенных рынках, голубой, потребителей нетрудно убедить покупать продукцию компромиссного, скажем так, качества.

Наталья Васильева, специалист по качеству Южной рисовой компании из Краснодарского края (растущей темпом, кстати, в среднем в 4,6 раза в год), сообщила, что для её предприятия серьёзным шагом развития стало получение международного сертификата ISO 22000. «Это было самым большим достижением в 2013 году и потребовало полностью перестроить систему работы предприятия, — говорит г-жа Васильева. — Ведь все сети очень трепетно относятся к качеству своей продукции и не будут работать с вами, если вы не сможете подтверждать это качество. При заключении договора представители сети приезжают к поставщику с аудитом и в дальнейшем отслеживают качество продукции в течение года».

Для аптечной сети «Фармация» из Северной Осетии качественное производство стало возможностью занять уникальную нишу поставщика медицинских препаратов по индивидуальным заказам больниц республики. «Мы изготавливаем такие растворы, мази и порошки, которые больше нигде не купишь, — рассказал заведующий ЦМА ОАО “Фармация” Аслан Оказов— Собственно, закон запрещает нам поставлять препараты, которые уже производятся промышленным способом. Но мы можем делать такие медикаменты, которые крупным предприятиям производить невыгодно. А мы зарабатываем на них».

Аслан Оказов («Фармация») убеждён, что конкурентным преимуществом североосетинской «газели» являются собственное производство медицинских препаратов 020_expertjug14_3.jpg Фото Андрея Бойко
Аслан Оказов («Фармация») убеждён, что конкурентным преимуществом североосетинской «газели» являются собственное производство медицинских препаратов
Фото Андрея Бойко

Елена Хромова, старший партнёр группы BDO в России, выступившей консультантом проекта «Эксперта ЮГ» по исследованию «газелей», отметила, что мировая практика показывает: важным драйвером экономического успеха является не только качество самого продукта, но и качество обслуживания. Однако, полагает г-жа Хромова, в тяжёлой конкурентной среде, когда потребители имеют доступ к большому количеству аналогичных товаров, именно сервис может стать основным инструментом дифференциации (так сегодня принято называть конкурентные преимущества) на рынке.

Генеральный директор ОАО «Комбинат “Стройкомплект”» Алексей Амаев в рассказе о своём предприятии, показывающем беспрецедентные цифры роста, подчеркнул, что ещё при строительстве терминала для перевалки зерновых владельцы (группа компаний «Дело») закладывали такие принципы управления, которые до сих пор позволяют компании называться самым современным терминалом в Новороссийске, а быть может, и во всей стране. «Огромная машина полностью управляется одним человеком с одного компьютера. В неё были вложены астрономические деньги, но сейчас мы понимаем, что эти инвестиции в автоматику и автоматизированные системы управления, контроля и учёта на нашем предприятии дают нам возможность быть самым современным терминалом и предоставлять услуги на наивысшем уровне», — подвёл г-н Амаев итог дискуссии о важности качества для быстрого роста.

«Москва никому не принадлежит»

Об амбициях «газелей» мы писали немало: в основном суть этого рецепта состояла в том, что надо не бояться быстро расти. В нынешнем году этот параметр стал приобретать более конкретные очертания. Для начала можно привести афоризм из привычно эмоциональной и оптимистичной речи председателя совета директоров банка «Центр-инвест» Василия Высокова. «Чтобы бизнес был успешным, ревновать надо не к соседу, а к Копернику», — заявил банкир, имея в виду как раз большие амбиции «газелей». «Да, бизнес сейчас в ожидании, но для “газелей” это очень активное ожидание, — продолжил г-н Высоков. — Стагнация — это всегда время для творчества, и если ваш бизнес соответствует международным стандартам, то надо не бояться развивать его на рынках соответствующего уровня».

Показательной историей неуёмных, но оправданных амбиций стало и выступление Евгения Боговика. В 2002 году в его издательстве работало 9 человек, компания занималась перепродажей детской литературы в ЮФО. Вкладываясь в организацию отделов дизайна, вёрстки и собственного полиграфического комплекса, «Проф-пресс» на сегодняшний день добился стопроцентного покрытия территории России своими поставками. Издательский дом производит продукцию для стран СНГ и Балтии, выполняет заказы из Болгарии, Греции, Германии. На сегодняшнем этапе компания продолжает диверсифицировать свой бизнес, добавляя к сегменту полиграфической продукции канцелярские изделия, игры и игрушки.

Но, пожалуй, главным тезисом нынешнего конгресса стали слова Дениса Афанасьева в его рассказе о том, как «Белый Медведь» уверенно чувствует себя на многих рынках России, а по отдельным позициям и в некоторых регионах, подпирая транснациональные и федеральные компании: «А недавно мы вышли в Москву и выяснили, что Москва никому не принадлежит. Если ты умный, немного наглый и имеешь определённые ресурсы, там несложно заработать. Кроме того, ты получаешь возможность совершенно иначе вести переговоры с другими регионами: если ты из Ростова, они тебя не слышат, а если из Москвы — вступают в переговоры». На вопрос о том, где же компания берёт столько сырья для такой широкой географии поставок, г-н Афанасьев уверенно ответил: «Есть ещё коровы в России».

«Эксперт Юг» №13-14 (303)



    Реклама



    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика