Приобрести месячную подписку всего за 240 рублей

Последовательности не хватает

2014

Редакционная статья

Когда сегодня начинаются разговоры о том, как победить кризис, возникает неловкое ощущение дежавю: в 2009 году все рецепты были уже подробно обсуждены и, казалось, хорошо поняты. Модернизация, эффективность, инвестиции, инновации — у всех, кто превратил эти набившие идеологическую оскомину и давно положенные под сукно слова в дело, бизнес сегодня растёт заметно быстрее рынка. Да, процесс освоения компаниями современных технологий производства и управления идёт гораздо медленнее, чем хотелось бы, но — он всё-таки идёт. Косвенно об этом свидетельствует, например, увеличение количества компаний-«газелей» с момента начала кризиса.

Так, по результатам 2008 года мы имели на Юге 55 компаний-«газелей», в последующие годы их количество, несмотря на кризис, только росло — и сегодня их 77. Каждый год при этом на традиционном конгрессе южных «газелей» (см. о нём материал на стр. 20) мы впервые знакомимся с компаниями, о существовании которых не подозревали ни журналисты, ни иная общественность. Поэтому для нас эти конгрессы — дозы оптимизма, позволяющие на время забыть о внешней конъюнктуре и убедиться на примерах, насколько рукотворен и технологичен успех. Вот ростовская группа компаний «Белый Медведь», которая начинала с перепродажи белорусских творожных сырков, а сегодня является производителем всей линейки молочной продукции и растёт вопреки состоянию дел в отрасли. Это потому, что они практически всё, что зарабатывали, инвестировали в новое оборудование. Вот волгоградский дистрибьютор ООО «Радость»: предприятие постоянно инвестирует — в склады, обучение, маркетинг, и благодаря быстрому росту теперь планирует строительство своего производства. Вот краснодарская Южная рисовая компания, которая последние 5 лет растёт средними темпами в 4,6 раза в год. Вот донская издательская группа «Проф-пресс», которая вошла в категорию крупного бизнеса с широкой линейкой детской литературы. Кто бы мог подумать, что это можно сделать, находясь в Ростове. Но в группе говорят, что всё определила готовность не только заниматься издательским бизнесом, но и вкладываться в  собственную современную типографию. Вот такие сводки кризисных времен.

Но это уровень единичных компаний. Здесь многое в руках грамотных управленцев. Если ситуацию в экономике воспринимать с точки зрения отношений бизнеса и власти, то она выглядит несколько иначе. Особенно если вспоминать идеи пятилетней давности. Тогда говорилось о том, что государство и бизнес должны совместно расшивать «узкие места», писать стратегии и законы, внедрять инновации, готовить кадры, создавать преференции. Без этой совместной работы, говорили тогда, модернизации не будет. Значимым прорывом на этом фронте с тех пор была только работа Агентства стратегических инициатив по внедрению «дорожных карт» по повышению инвестиционной привлекательности. В рамках этой работы в регионах были созданы состоящие из предпринимателей советы, которые стали проводить экспертизу по каждому пункту: инвестиционная стратегия, инвестиционное законодательство и т. д. Регионы юга России сейчас находятся где-то в первой трети принятого в АСИ списка из 15 обязательных к внедрению пунктов. Но потребительский спад происходит прямо сейчас. Очевидно, что власти сегодня либо сильно опаздывают с пониманием происходящего, либо устранились от диалога с бизнесом. А повестка для обсуждения широка. Мы постоянно убеждаемся в том, что обо всех возможностях господдержки малый и средний бизнес знает очень мало — значит, нужна активная информационная политика. Вопросы конкурентоспособности региональных экономик требуют реализации идей отраслевой кооперации — эта работа ещё не начиналась. В программах гос­поддержки по-прежнему отсутствуют приоритеты. Все знают, что надо особо поддерживать производителя, выпускающего импортозамещающую продукцию, но никаких преференций такие предприятия сегодня не получают. Экспортёров у нас сегодня часто даже не ценят, не говоря уж о поддержке. Так что как бороться с кризисами, мы давно знаем, у нас только последовательности не хватает.

«Эксперт Юг» №13-14 (303)



    Реклама

    Системный подход к инжинирингу и подготовке кадров

    Об опыте и о новых идеях рассказывает генеральный директор МВШИ Вальтер Рац


    Реклама