ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

«Филип Моррис Кубань»: учебник для бизнеса

2014

Прописать на своей территории такое предприятие, как «Филип Моррис Кубань», — это удача сама по себе, даже если бы компания никак не ретранслировала во внешнюю среду информацию о том, чем и как она занимается. Это один из первых иностранных инвесторов, пришедших на юг России. Тогда, в середине девяностых, для руководства «Филип Моррис» инвестировать в Краснодарскую табачную фабрику было если не авантюрой, то уж рискованным начинанием точно: страна с невнятной политической средой и отсутствующей экономической политикой, регион с репутацией «красного». Сегодня же это фабрика с более чем двадцатилетним стажем, включающим прохождение кризисов, смену властей и бесконечное закручивание гаек в области табачного законодательства.

Но повезло не только Краснодарскому краю: с «Филип Моррис» на Юг впервые пришли многие понятия и практики, которые лишь совсем недавно начали восприниматься как прописные истины. Мы как организаторы большого числа мероприятий на самые разные, порой очень сложные и узкие темы заметили: нет почти ни одного случая, по поводу которого представитель этой компании не мог бы высказаться. И это не будет высказывание человека, любящего поговорить: это будет описание некоей существующей, внедрённой или как минимум апробированной практики. Которой, что важно, можно много кому поучиться — и люди учатся.

Взять, например, один из самых больных вопросов абсолютно любой отрасли промышленности: кадры. Доходит до того, что некоторые собеседники признают, что сегодня им проще выйти на улицу, набрать там кого угодно — и обучить всему с нуля. «Филип Моррис» уже давно и успешно сотрудничает с тремя вузами, вкладывая не в поиск и отсев, а в методику и мотивацию. Студенты сами вольны выбирать себе направления обучения и хорошо стимулируются оплачиваемой работой во время практики.

Ещё один вопрос, остро стоящий в период инфляции и падения потребительской активности: производительность труда. Проведя круглый стол на эту тему, мы поняли, что для очень многих предприятий это пока ещё абстракция, которую необходимо освоить, на фабрике же «Филип Моррис Кубань» — это реальный инструмент повышения эффективности, исчисляемый не общим повышением благополучия, а в осязаемых рублях. Можно по-разному подходить к оценке конкретно этой отрасли и конкретно такого типа предприятия, но не учиться у него никак не получится.

Справка о компании 

ОАО «Филип Моррис Кубань» — современное автоматизированное промышленное предприятие полного производственного цикла (от первичной обработки табачного сырья до производства и упаковки сигарет) и один из крупнейших производственных центров «Филип Моррис Интернэшнл» в мире.

Все марки сигарет «Филип Моррис Интернэшнл», продаваемые в России, производятся на фабриках «Филип Моррис Ижора» и «Филип Моррис Кубань». Компания «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» осуществляет деятельность в сфере маркетинга и сбыта в России 10 семейств марок сигарет (Bond Street, Chesterfield, L&M, Marlboro, Muratti, Next, «Оптима», Parliament, «Союз – Аполлон» и Virginia Slims).В условиях нарастающей конкуренции аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» продолжают удерживать позиции одного из лидеров сигаретного рынка России. В 2013 году их доля рынка, по оценкам независимого агентства AC Nielsen, достигла 26,1%.

Двадцатилетняя история развития компании в Крас­нодарском крае — один из самых успешных примеров практики прямых инвестиций в региональную экономику. В настоящее время объём инвестиций на реконструкцию и капитальную модернизацию Краснодарской табачной фабрики превысил 200 млн долларов. Производственная мощность предприятия составляет порядка 30 млрд сигарет в год.

ОАО «Филип Моррис Кубань» является одним из крупнейших налогоплательщиков Краснодарского края. За последние три года объём налогов и таможенных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды Российской Федерации увеличился почти в два раза: с 8,95 млрд рублей в 2010 году до 16,46 млрд рублей в 2012 году.

На сегодняшний день на фабрике работает около 700 человек. Одним из основных корпоративных приоритетов «Филип Моррис Кубань» является охрана окружающей среды и экологическая безопасность производства. На протяжении многих лет фабрика активно участвует в общественной жизни Краснодарского края, выделяя существенные средства на благотворительные программы.

 

«При разработке законодательных инициатив главное — не перегнуть палку»

 061_expertjug30.jpg

— Вы не боитесь законодательных изменений, которые ужесточат ситуацию в российской табачной отрасли? Акцизы взлетят, запретов станет на порядок больше — картина малоприятная.

— Наша компания привыкла работать в условиях жёсткого регулирования, и российский рынок — не исключение. Вы думаете, в Европе или в США условия мягче? Ужесточение регулирования или иные антитабачные меры — та среда, в которой «Филип Моррис» существует десятилетиями. Я могу сравнить это со стихийным явлением: проснулся утром — идёт дождь. Ну что делать? Брать с собой зонт. Так что наша компания поддерживает усилия правительства РФ по созданию прозрачного всестороннего регулирования, основанного на принципе снижения вреда от курения. Сейчас позиция государства в отношении акцизных ставок остаётся весьма жёсткой, но сбалансированной. Принятый проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривает дальнейшую  индексацию акцизов на табачную продукцию темпами, опережающими инфляцию.

Закреплённый в законопроекте график повышения ставок, безусловно, приведёт к тому, что ценовая доступность табачной продукции снизится. При этом для нас крайне важно то, что правительство в полной мере осознаёт негативные последствия резкого роста розничных цен на табачные изделия. В результате чрезмерной индексации акциза потребитель будет вынужден переключаться на более дешёвые сигареты или, как показывает опыт стран-членов ЕС,  на нелегальный продукт. При разработке законодательных инициатив главное — не перегнуть палку!

— Это сейчас Кубань — самый привлекательный для инвесторов российский регион. А почему в начале девяностых компания решила прийти именно сюда?

— Фабрика ОАО «Краснодартабакпром» была одним из нескольких объектов для инвестирования, которые рассматривались компанией на тот момент. Краснодарский край выбрали благодаря нескольким факторам. В первую очередь на решение повлияла готовность местной власти оказывать бизнесу необходимую поддержку. Географическое расположение, в свою очередь, обеспечивало отличные логистические возможности. Нельзя забывать и об имевшихся у предприятия мощностях: раньше это был комбинат, в состав которого входили табачная фабрика, ферментационный завод и табачные терминалы по всему краю. И, конечно же, одним из важнейших и решающих факторов оказалось наличие в крае высококвалифицированных кадров.

— А что особенного было именно в кубанских кадрах?

— На тот момент Краснодарский политехнический институт (ныне КубГТУ) был, как, впрочем, и сегодня, единственным вузом в стране, где велась подготовка специалистов табачной отрасли. Для выбора фабрики это стало очень весомым аргументом. Кроме того, в Краснодаре вообще было много высококвалифицированного технического персонала.

— Разве этот персонал был готов работать по новым стандартам? Вы хорошо знаете состояние производства до прихода компании «Филип Моррис Интернэшнл»: как менялась культура труда на предприятии?

— С одной стороны, мы тогда были потрясены переменами. Фабрика много лет выпускала наряду с сигаретами и папиросы, но пять миллиардов штук — это ведь немного, оборудование для изготовления папирос вообще малопроизводительное. Так, не спеша, и работали — постепенно внедряли какие-то технологии, выпускали продукцию, всё шло тихими темпами. Люди привыкли работать в аскетических условиях — например, в туалет табачного цеха можно было пройти только по кирпичам.

А теперь трудно даже представить, как можно было работать в таких условиях — сейчас на территории фабрики парк, зоны отдыха, есть свой образовательный центр, медицинский центр — как в маленьком городе. Сотрудники видели, что усилия инвестора направлены на улучшение условий труда и социальной составляющей. В такой ситуации коллектив поддерживал изменения и был готов развивать свои профессиональные навыки.

— Насколько органично компания вписалась в постсоветский табачный рынок?

— Я считаю, что решение компании прийти в Россию было естественным: это огромный рынок, руководство страны и края, будучи крайне заинтересованными в инвестициях, предоставляли выгодные условия для развития бизнеса, в том числе налоговые льготы. Хотя, конечно, время было очень непростое — большинство международных инвесторов  не были готовы рисковать. А «Филип Моррис Интернэшнл» первым пришёл в Краснодарский край. И когда другие иностранные инвесторы увидели, что компания эффективно работает, что фабрика активно развивается, инвестор ведёт конструктивный диалог с местными властями и находит понимание и поддержку — они тоже потянулись на Кубань.

— А какова была конкурентная ситуация на тот момент?

— Мы, конечно, не были единственной табачной компанией. Хотя на первых порах рынок действительно оставался ненасыщенным, конкуренция была слабой. Начиная с 2000 года ситуация начала меняться, появилась необходимость бороться за потребителя. До 2002 года мы стремительно увеличивали производственные мощности, а затем стали направлять усилия на поддержание достигнутого уровня и дальнейшее совершенствование производственных процессов. Сегодня рынок остаётся очень конкурентным во всех ценовых сегментах, потому важно удержать своих потребителей.

(Из интервью Он был первым транснационалом, «Эксперт ЮГ» №5–6, 2012 г. Анна Филатова)

«Эксперт Юг» №29-30 (319)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама