Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Первый гид по южному бизнесу

2014

Путеводитель по крупному бизнесу ЮФО — новый формат, обобщающий нашу работу по освещению деятельности южнороссийского бизнеса за последние семь лет.

В своё время мы были первыми, кто выпустил рейтинг «250 крупнейших компаний юга России». Каждый год этот рейтинг обновлялся, в течение года обязательно появлялись интервью с героями топ-листа. Теперь же мы вправе говорить, что общий объём данных, собранных о крупных компаниях округа, таков, что можно давать не просто общую статистическую картину — пора попытаться предложить обобщающий взгляд, совмещённый с пониманием истории, успехов и приоритетов каждой конкретной компании, попавшей в наши списки. На деле, конечно, ещё есть «белые пятна» — но компании, о которых нам нечего сказать, мы и не включили в этот путеводитель.

Вообще-то, разного рода гиды — популярный нынче формат. Путеводитель — чуть ли не первое, что покупает человек, собравшийся в незнакомую страну или регион. Нам хорошо запомнились отклики на первый рейтинг крупнейших компаний Юга: бизнесмены признавались, что впервые на месте тёмного — или, во всяком случае, весьма смутного — пятна под названием «экономика юга России» вдруг возник перечень компаний с конкретными показателями экономического развития. Одни его воспринимали как список потенциальных партнёров, другие — как фронт работ, третьи — как выставку деловых достижений региона.

Конечно, центр, олицетворённый Москвой, был и остаётся серьёзным средоточием ресурсов. Именно региональные компании, выходящие на федеральный уровень, обеспечивают переток капитала в регионы. На их плечах Юг въезжает в сознание тех, кто обладает необходимыми финансовыми, интеллектуальными, кадровыми, технологическими ресурсами, которых на местах не хватает. Позиции Кубани в рейтинге крупнейших смотрелись бы заметно скромнее, если бы не гигантский «Магнит», глава которого Сергей Галицкий в каждом втором интервью открывает московским журналистам всю убогость их убеждённости в том, что жизни за МКАДом нет. Именно это — миссия выращенного в регионе федерала. Даже глава региона — это ещё не фигура федерального значения. Скажем, донскому губернатору Василию Голубеву выгодно помочь свежеиспечённому федералу Вадиму Ванееву, запустившему крупнейшее в Европе производство индюшатины, — потому, что через пять лет Дон будет в восприятии россиян «родиной российской индюшатины», и это звание поможет открывать многие двери в борьбе за новые ресурсы.

Рейтинг крупнейших компаний ЮФО по объёму реализации продукции в 2012 году

Бóльшая часть компаний, очерки о которых включены в этот путеводитель, уже вышли на федеральный уровень. Более того, по нашим наблюдениям, они растут самыми быстрыми темпами. Это как минимум повод относиться к ним с особым вниманием. Ещё одна особенность: две трети нынешних «региональных федералов» — промышленные предприятия. Для региона, в котором на торговлю традиционно приходилась наибольшая доля в выручке крупного бизнеса, это весьма важно. Только в кризисные годы промышленность несколько раз выигрывала на Юге единоборство с торговлей. Индустриализация — ключевая тема для развития региона сейчас, хотя долгое время промышленное развитие приоритетной темой для Юга не было.

Следующий важный момент: среди компаний, о которых мы пишем, достаточно претендентов на звание федеральных игроков. У этих компаний есть региональные сети, наработаны ресурсы, имеются амбициозные планы, на выполнение которых их бизнес и заточен. Понятно, что таким надо помогать. Приоритетными для экономики этого десятилетия являются не столько технологии приглашения «варягов», чьи главные офисы навсегда останутся в центре, сколько технологии пробуждения инициативы и выращивания лидеров внутри региона.

Правда, если судить по крупному бизнесу, к 2013 году юг России получил немного не ту экономику, о которой мечтал, оправляясь от кризисного шока. Создать условия для обновления и роста «снизу» не получилось. Притормозили даже те, кто активизировался сразу после кризиса. Если судить по темпам роста крупнейших, то чем меньше компания, тем медленнее она растёт. При этой логике мы получаем два почти автономных друг от друга мира: один населён богатыми и здоровыми, другой — бедными и больными. Растут те, кому никто больше не нужен для развития, — нефтянка и связанные с нею продажи и транспорт углеводородов; предприятия, обеспеченные государственным заказом или контрактами с госмонополиями. Растёт самодостаточный «Магнит» и ещё несколько считанных одиночек. Мы даже видим, что все эти предприятия в сумме способны формировать динамику роста крупнейших. Даже есть чем отчитаться — в 2012 году рост оставался выше федерального. Но если проанализировать его природу, становится ясно, что главных проблем экономики, которые в целом были ясны уже на третий день кризиса, начавшегося в 2008 году, решить до сих пор не удалось. Более того, нынешняя — так сказать, временная — модель роста никак не содействует решению этих проблем. Она просто не сулит экономике качественного обновления, — в частности, модернизации, о которой под грустную мелодию кризиса говорил тогдашний президент Медведев.

Не обещает эта модель и диверсификации, которой, сравнивая себя с другими регионами, привык гордиться Юг. Не намерена эта модель использовать и конкурентные преимущества территорий, о которых власти вспомнили во время кризиса, а, вспомнив, принялись вписывать их в новые стратегии развития регионов. Сегодняшний сценарий развития предполагает невнимание к региональному бизнесу, хотя в кризисную пору его роль значительно выросла. Если утрировать, то на данном этапе эти ценные документы стратегического планирования представляют собой пустой звук — они так и не превратились в инструмент управления. Скорее, нынешняя модель роста — свидетельство того, что экономика неуправляема. Она отдана на откуп госкомпаниям и тем достаточно сильным одиночкам, которые успели создать собственные автономные империи типа «Магнита».

Но мы считаем, что региональный бизнес — главный резерв южнороссийской экономики. Он интересен, разнообразен и креативен. Он знает, как работать с такими словами, как «инвестиции», «инфраструктура», «инновации». Он знает, как использовать конкурентные преимущества территории — потому что хорошо видит их. Действующие и добивающиеся успеха люди — это всегда главная надежда на структурные перемены, которые экономике юга России, конечно, нужны. 

«Эксперт Юг» №29-30 (319)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама