Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

«Сады Придонья»: фруктовый плацдарм для соков

2014

Общий объём отечественного рынка фруктовых соков и нектаров в 2013 году оценивается на уровне 3,4 млрд литров. В настоящее время потребители заменяют этот сегмент напитков на морсы, овощные миксты, энергетики и пр. Один из лидеров отечественного рынка производства натуральных соков, нектаров и детского питания, национальная продовольственная группа ОАО «Сады Придонья» (выпускает продукцию под торговыми марками «Сады Придонья», «Золотая Русь», «Мой» и «Спелёнок»), в разгар экономического кризиса пошёл на необычный шаг — расширение площадей под яблоневые сады в Волгоградской, Саратовской и Пензенской областях с 4,9 до 7 тысяч га (первоначально планировалось довести площади до 10 тысяч га).

В модернизацию производства было вложено свыше 1 млрд рублей. Масштабные инвестиции компании позволили нарастить рыночную долю с 5,3 до 11%, выйдя на четвёртое место в стране среди производителей — после «Мултон», ЭКЗ «Лебедянский» и «Вимм-Билль-Данн». Поэтому в настоящее время на фоне замедления темпов роста основные рыночные игроки заняты не расширением посевных площадей, а снижением издержек и повышением рентабельности без ущерба для качества продукции.

Сегодня 90% яблок, реализуемых в России, выращены в Польше или Китае. Если во всей России собирают 300 тысяч тонн плодов, то в Китае — 23 млн тонн на площади 2 млн га. Поэтому крупные игроки в производственном процессе для снижения издержек используют готовый иностранный концентрат. В руководстве поволжского агрохолдинга как раз считают своим конкурентным преимуществом тот факт, что сырьё для производства фруктовых соков и нектаров произрастает там же, где его и перерабатывают. При этом в компании продолжают модернизацию перерабатывающих мощностей, в июне 2014 года была завершена реконструкция четырёх производственных линий по выпуску вишнёвого сока, что позволит теперь перерабатывать до 8 тонн фруктов в час. Кроме того, в «Садах Придонья» намерены нарастить объёмы производства продукции в форматах 0,125 л и 0,2 л при одновременном снижении удельных затрат на производство готовой продукции.

Справка о компании 

Из небольшого регионального сельхозпредприятия за короткое время ОАО НПГ «Сады Придонья» стало игроком федерального масштаба на соковом рынке. Компания производит соки и нектары в упаковке из комбинированного картона (Тетра Пак), детское питание на растительной основе в упаковке из комбинированного картона (Тетра Пак), соки и детское питание в стеклянной упаковке.

В 2013 году компания реализовала 254,5 тысячи тонн продукции, произошло увеличение доли по соковому рынку и рынку детского питания. В структуре производства компании большая доля приходится на нектары (34,5%), детские соки (33,4%) и на соки фруктовые и овощные (32,1%).

«Сады Придонья» продолжают развивать  категорию здорового питания,  увеличивая объёмы производства и ассортимент выпускаемой продукции.

В 2014 году компания планирует осуществлять ребрендинг товарных марок, выпуск новых продуктов питания, оптимизировать процессы в логистике и других службах, внедрять новые производственные мощности и линии.

Перспективы развития компании:

  • рост объёма реализации продукции;
  • увеличение уровня дистрибуции и доли рынка по России и СНГ;
  • рост уровня узнаваемости и уровня лояльности к соковой продукции и продукции для детского питания, реализуемой компанией;
  • выпуск новых вкусов продукции в картонной и стеклянной упаковках;
  • получение определённой доли рынка соковой продукции и продукции детского питания.

На сегодняшний день на рынке соков наблюдается жёсткая конкуренция на фоне замедленных темпов роста, все участники направляют усилия на снижение издержек и повышение показателей эффективности. Крупные производители в производственном процессе используют готовый концентрат импортного производства, самостоятельной переработкой занимаются единицы. Однако ОАО «Сады Придонья» реализует идеологию АПК как системы — когда в рамках одной организации взаимосвязаны целые отрасли (сельское хозяйство, переработка, доставка продукции до потребителя), все процессы оказываются прозрачными, контролируемыми «от» и «до».

Официальный сайт http://www.pridonie.ru

 

«Управление всей цепочкой от закладки садов до доставки соков»

 065_expertjug30.jpg

— Ваша компания в 2009 и 2010 годах показала прирост выручки примерно по 40 процентов в год. За счёт каких факторов удалось достичь таких показателей?

— У нас создана достаточно устойчивая бизнес-модель. Она является нашей главной маркетинговой технологией. Управление всей цепочкой от закладки садов до доставки соков клиентам — очень перспективная модель, но одновременно и бизнес с высокими рисками. У нас были периоды, когда сады засыхали от жары, погибали от морозов.

Мы и свои рекламные кампании не строим на каких-то виртуальных образах. Мы говорим, что даём предельно качественный продукт (так и есть на самом деле), поэтому выигрываем у конкурентов, несмотря на то, что их у нас осталось очень мало и они очень большие. Но пока потребитель каждый день всё больше выбирает нас, и мы это очень ценим.

— Вы динамично развиваетесь, а что происходит с рынком?

— Рынок очень тяжёлый. Во время кризиса рынок соков упал и не отжался. В этом году по результатам первого квартала было ощущение, что он начинает подниматься, а результаты второго показали иное — он ещё больше опустился. Соковый рынок крайне чувствителен, здесь высокая эластичность спроса по цене. В отличие от сегмента детского питания, продукция которого близка к необходимой, у соков ситуация иная. Сок у потребителей не находится в зоне жёсткой необходимости, и при снижении покупательской способности соки сразу получают высокую волатильность. И мы, безусловно, это чувствуем. При проведении акций продажи возрастают космически, а среднестатистические продажи сдерживаются покупательской способностью населения. Это объективные вещи — сначала люди будут хлеб, воду, соль, растительное масло покупать. Когда у потребителей всё хорошо, тогда возникает спрос на молоко, животное масло, мясо. И когда потребности в этих продуктах удовлетворены, возникает спрос на соки. А сегодня достаточно сложная ситуация.

— Ваши конкуренты работают на концентрированных соках, их модель бизнеса проще. Но почему у них снизились продажи, а у вас выросли?

— У конкурентов выручка упала, потому что у нас она выросла. Все знали, что мы отвоюем их долю. На рынке всем это было известно. Именно за счёт того, что у нас лучше производство, эффективнее выстроены бизнес-процессы, за счёт того, что мы сегодня больше работаем. Хотя наша бизнес-модель сопряжена с большими рисками, возможностей управлять ценой и качеством у нас больше. А самое главное на соковом рынке — управлять качеством. Именно наличие собственного сырья для нас — огромное преимущество. Если производитель соков сэкономил на качестве, потребитель сразу реагирует на это.

— В каких направлениях вы сейчас развиваете компанию?

— Мы эту созданную систему расширяем, усиливаем и углубляем. В этом году на 50 процентов увеличили мощности по переработке, ввели уникальное оборудование для производства соков прямого отжима под самый востребованный наш продукт, получили дополнительно 200 тонн в сутки соков прямого отжима. Сегодня перерабатывающие мощности компании достигли 750–800 тонн в сутки. Теперь мы планируем мощности не наращивать, а загружать. Для нас основной вопрос работы связан не с возможностью переработки, а с сельскохозяйственными мощностями. У нас должно быть достаточно собственного яблока, вишни, сливы, всей овощной гаммы, чтобы её перерабатывать как для соков, так и для детского питания. Поэтому, кроме увеличения мощности в переработке, мы в этом году, несмотря на очень тяжёлый для сельского хозяйства прошлый год, продолжаем закладку садов. В 2010 году заложили 500 гектаров садов интенсивного типа, в 2011-м — около полутысячи гектаров, и будем двигаться дальше в этом направлении. В 2012 году планируем заложить сады на площади более 500 гектаров. Ежегодный шаг в 500–700 гектаров для нас оптимален. Большими закладками нельзя идти, эффективность снизится.

Если интересующие нас активы в стране появятся, то большего ежегодного прироста садов мы сумеем достичь через приобретение. А всё остальное придётся выращивать и создавать самим. Чтобы у нас была своя продукция для соков прямого отжима, чтобы мы выращивали достаточно продукции для торговой марки «Сады Придонья», для «Золотой Руси», «Спелёнок», нам каждый год нужно наращивать собственные сады.

— А как вы пришли к тому, чтобы в рамках одной структуры развивать сельское хозяйство, переработку, логистику?

— А другого пути и быть не могло. Именно так появляется возможность получить системные преимущества. Хотя одновременно — и системные проблемы. У нас очень длинная цепочка бизнес-процессов, и, исходя из этого, каждый бизнес-процесс является рисковым. Мы чем-то управляем, что-то лучше контролируем, в первую очередь — качественную составляющую, потом стоимостную, но и любой сбой в работе каждого из подразделений очень чувствительно отражается.  

— В активе компании продукция «Спелёнок» для детского питания, три торговые марки на соковом рынке: «Золотая Русь», «Сады Придонья», «Мой». Какова доля продукции этих марок на рынке?

— По нашим оценкам, сегодня соки под торговой маркой «Сады Придонья» занимают 6  процентов сокового рынка страны, «Мой» — 5 процентов, «Золотая Русь» — 0,6 процента. Прирост по торговым маркам соковой продукции в 2010 году составил 35,3 процента, в категории детского питания — 27,4 процента. В 2011 рост объёмов реализации в тоннаже составит до 20 процентов. В этом году в соках в литровом формате мы ставили перед маркой «Сады Придонья» задачу обойти марку J7 и выполнили это.

— Как изменялась модель управления компанией в процессе такого динамичного развития? Какой она была, скажем, лет пять назад, когда выручка исчислялась полутора миллиардами, и какая она сейчас, когда масштабы деятельности бизнеса приближаются к десяти миллиардам рублей?

— Всё время нужно корректировать систему, учиться на чужих и на своих ошибках — к сожалению, от них никуда не денешься. Компания растёт — это живой процесс. Если по своим управленческим качествам, по компетенции мы будем отставать, то возникнет хаос. Элементы хаоса выскакивают иногда, но мы стараемся развиваться так, чтобы этого избежать. Изменение модели управления можно проиллюстрировать таким примером. Люди, которые раньше занимались всем подряд, были, что называется, и швец, и жнец, и на дуде игрец, на сегодняшний день занимаются какой-то одной функцией. За рост нужно платить. А цена ошибок становится всё больше. Возрастает и стоимость бюрократии, никуда от неё не денешься, возрастают контрольные функции, появляются узкононаправленные структуры, которых раньше не было, возрастает специализация в направлениях работы внутри компании.

Если раньше было два судьбоносных подразделения в бизнесе, производство и продажи, то сегодня к ним добавляются контрольные структуры, актуализируется важность подразделений, связанных с информационным обеспечением и сопровождением бизнеса.

(Из интервью Сад антикризисного цветения, «Эксперт ЮГ» № 50, 2011 г. Арина Барсукова)

«Эксперт Юг» №29-30 (319)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама