ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

«Центр-инвест»: создание места действия

2014

Чтобы бизнес был успешным, ревновать надо не к соседу, а к Копернику», — это один из свежих афоризмов Василия Высокова, председателя совета директоров ростовского банка «Центр-инвест», известного своей безудержной энергией и оптимизмом. Умение держать лицо в банковской сфере — системообразующий навык: кто ж будет доверять банкиру, если тот постоянно говорит, что всё плохо? В случае с «Центр-инвестом» оптимистическая жизненная концепция его основателя и руководителя ещё и имеет под собой прочную платформу: банк ни разу за всю свою историю не сдал позиций, не допустил отката в развитии.

«Центр-инвест» считается одним из самых успешных региональных банков в России в целом — он единственный представитель Юга в сотне крупнейших отечественных банков по версии «Эксперт РА» и в ТОР-20 по кредитованию малого бизнеса. Последнюю категорию заёмщиков «Центр-инвест» буквально пестует с самого начала своего существования, не сбавляя оборотов кредитования этого сегмента даже в худшие для экономики времена. И ставка на малый бизнес, безусловно, даёт свои плоды: даже когда банки-гиганты из первой десятки принялись налаживать «кредитные фабрики», оттянув на себя бизнесменов и индивидуальных предпринимателей, «Центр-инвест» не потерял в весе. Сказалось всё: и опыт, и умение «вручную» выбирать клиентов и работать с ними, и активное привлечение ликвидности от крупнейших западных фондов — с целью кредитования именно малого бизнеса.

Пожалуй, ключевым компонентом успеха банка можно считать даже не ставку на конкретный сегмент, а нацеленность на формирование той среды, в которой он работает. Тем более что сам доктор экономических наук Высоков написал десятки брошюр и книг, посвящённых азам и омегам финансовой грамотности. В результате многие понятия — как известные западному миру, так и неологизмы — усилиями банка прочно вошли в экономический обиход региона: чего стоят хотя бы «энергоэффективность» (которую «Центр-инвест» стал продвигать в массы задолго до федерального правительства) и «хуторская модернизация», которая, по Высокову, как раз и характеризует специфику южной экономики.

В 2013 году банк «Центр-инвест» досрочно реализовал свою стратегию на 2011–2015 годы «Посткризисное развитие Юга России»: и это во времена, когда региональные банки стонали под давлением госбанков, принявшихся перемалывать сегмент МСБ и налегших на розницу. В новой стратегии «Центр-инвеста», несмотря на какие бы то ни было изменения экономического климата, планируется почти двукратное увеличение капитала и прибыли. И этому веришь: банк сам себе создаст среду, в которой такое возможно.

Справка о компании 

«Центр-инвест» — крупнейший региональный банк юга России. В составе филиальной сети банка «Центр-инвест» — 140 офисов в Ростовской и Волгоградской областях, Ставропольском и Краснодарском краях, а также представительства в Москве и Лондоне.

Акционерами банка являются Европейский банк реконструкции и развития (24,58%), Немецкая корпорация инвестиций и развития DEG (20,10%), В. В. и Т. Н. Высоковы (15,98%), Erste Group Bank AG (9,80%), Rekha Holdings Limited (7,29%), Raiffeisenlandesbank Oberoesterreich Aktiengesellschaft (3,21%). Банк был создан в 1992 году руководителями первых приватизированных предприятий юга России и командой преподавателей вузов Ростова-на-Дону и с момента создания развивался как универсальный финансовый институт, увеличивая ресурсную базу и активы, расширяя филиальную сеть, оказывая содействие своим клиентам на всех этапах российских реформ, постоянно внедряя в своей работе лучшую мировую практику.

В 2000 году банк начал выпуск собственных банковских карт международного образца. В 2004 году акционером банка становится ЕБРР. «Центр-инвест» стал первым на Юге банком, получившим международный кредитный рейтинг агентства Moody’s.

С 2006 года банк реализует стратегию South of Russia+, направленную на развитие филиальной сети на юге России, услуг, продуктов и операций банка на базе SAP for Banking. В 2010 году банк «Центр-инвест» успешно реализовал стратегию South of Russia+ и программу «Юг России против глобального кризиса». Совет директоров утвердил новую стратегию развития банка на 2011–2015 годы «Посткризисное развитие Юга России». Новая стратегия предполагает дальнейшее устойчивое развитие банка и экономики юга России, рост доходов, ключевых финансовых показателей и повышение эффективности бизнеса клиентов банка на основе модели модернизации, использующей лучшую мировую практику и повышение конкурентоспособности в глобальной экономике. Банк будет развивать деятельность на юге России, используя свой опыт финансирования проектов энергоэффективности, малого бизнеса, агробизнеса, а также кредитования и реализации социальных программ повышения качества жизни на Юге, в том числе на основе государственно-частного партнёрства.

ОАО КБ «Центр-инвест» является ведущим российским партнёром международных финансовых институтов (ЕБРР, IFC, FMO, KfW, ЕАБР и OeEB) по реализации проектов в области энергосбережения. Банк осуществляет финансирование проектов, направленных на внедрение энергоэффективных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере услуг и бюджетной сфере, в жилищно-ком­му­нальном хозяйстве и частных домовладениях.

Официальный сайт http://www.centrinvest.ru

 

«Все деньги, которые мы собираем в регионе, здесь же и размещаем»

 069_expertjug30.jpg

— Почему вы решили пригласить в капитал иностранных инвесторов? Как сложилось такое решение? Как вы их искали? Как потом складывались взаимоотношения?

— В 1999 году мы вместе с Евгением Ясиным (министр экономики РФ в 1994–1997 годах, научный руководитель Высшей школы экономики. — «Эксперт ЮГ») провели семинар об участии иностранных банков в экономике. Готовясь к нему, занимались специальными исследованиями. Главный вывод был следующим: если иностранный банк приходит в российский регион, то он в течение года возвращает все вложенные средства. Я ходил и убеждал иностранные банки, в том числе ЕБРР, в целесообразности прихода на Юг. За это время поменялись президенты, руководители банков. Но, тем не менее, мы дошли до стадии, когда они поняли, что надо работать с региональными банками.

— Утрата контрольного пакета над банком имела какое-то психологическое или профессиональное значение?

— Никакого. Особенность российского менталитета: если у вас есть 50 процентов плюс одна акция, то вы круче, чем все остальные вместе взятые. Мы пошли по другому пути: внедрили корпоративное управление в соответствии со всеми западными требованиями. В результате получили систему управления, характерную для нормальной публичной компании. Независимо от структуры акционерного капитала, каждый акционер реализует права, приходящиеся на его акции. Поэтому кто бы ни пришёл, что бы он ни делал, в рамках действующего кодекса корпоративного поведения все равны, все знают свои права, и вопрос о том, что кто-то теряет контроль, не актуален. Когда у вас прозрачны структура и система управления, то дальше всё зависит исключительно от того, сколько капитала приходится на одну акцию. Если при каждом новом выпуске у вас растёт стоимость вашего пакета, то какие вопросы о контроле могут быть?

— Вы сейчас развиваете бизнес в четырёх благополучных регионах ЮФО. Каких показателей должна достигнуть, например, республика, чтобы банк принял решение там работать?

— Дело не в показателях, а в целом в ситуации. Мы смотрим, прежде всего, на политические и правовые риски.

— Вами была заявлена программа в сфере энергосбережения. Банк уже имеет опыт реализации энергосберегающего проекта в таганрогской компании «Теплоэнерго». Такая схема будет тиражироваться?

— Программа энергоэффективности и программа «Теплоэнерго» — это два разных направления, реализуемых банком. Программа энергоэффективности для нас была очевидна. У нас же в стране форточка — главный терморегулятор, вот мы и начали заниматься энергоэффективностью. А «Теплоэнерго» — это был проект, который начался, когда существовала иллюзия, что в России начнётся коммунальная реформа. Всё, что мы сделали с «Теплоэнерго», — это нормальная обычная работа по реструктуризации бизнеса, когда требуется реструктурировать персонал, финансы, производственные процессы, стратегическое планирование, включая инвестиционные проекты. Когда мы сделали всё это, оказалось, что можно закрыть восемь старых котельных, а вместо них поставить две новые. Для строительства новых котельных требуется от 20 до 50 квадратных метров земли. Пока мы подключаемся к старой сети, но поэтапно готовы менять и теплотрассы. В ближайшее время мы утвердим инвестиционную программу «Теплоэнерго» и в течение пяти лет будем вводить на территории Таганрога по пять новых котельных в год. Мы готовы так работать везде — по согласованию с местными властями, от которых требуется выделение участка.

— Как вы оцениваете региональный банковский рынок? Какова его специфика?

— Банковский рынок неотделим от экономики региона. Юг — это самый бедный регион по доходам на душу населения. По расходам ситуация меняется — у нас природно-климатические условия позволяют вести подсобные хозяйства. Значимую роль играют и расходы отдыхающих. Если разрыв по доходам со среднероссийским уровнем составляет три-четыре раза, то разрыв по банковским услугам — пять-шесть раз. Наша задача сейчас не в том, чтобы конкурировать друг с другом, а в том, чтобы поднимать регион. Главный принцип банка заключается в том, что все деньги, которые мы собираем в регионе, стараемся здесь же и разместить. Соотношение примерно такое: на кредитный портфель в 29 миллиардов рублей у нас 22 миллиарда рублей депозитов. В то же время сейчас по ЮФО наша рыночная доля составляет от пяти до шести процентов — мы будем её увеличивать до 15 процентов.

Что касается конкуренции между банками, то её, по большому счёту, нет. Только с точки зрения технологий. Московские банки заходят с новыми продуктами, но делают это очень примитивно. Как правило, основной приём — краткосрочный демпинг на три месяца. Потом Москва дёргает за ниточку — и всё выстраивается в стандартное русло. И ещё задействуется административный ресурс. Но оба эти метода особых результатов не принесли. Нужна нормальная эффективная банковская структура. Мы стараемся выстраивать свои отношения с клиентом комплексно, на долгосрочной основе. Если у нас берут ипотечный кредит, мы выясняем, а не нужны ли деньги на обучение детей, кредит на покупку автомобиля и т. д.

— Когда вы прогнозируете рост банковской конкуренции на Юге?

— Думаю, у нас в запасе есть лет десять. Но Сочи может откорректировать ситуацию: конкуренции не будет до Олимпийских игр, а потом… любовь к спорту может пропасть. Тогда все банки, которые откроют здесь свои офисы, не будут знать, что делать. Сейчас процесс идёт нормально. В месяц открывается два-три банка, в квартал — один закрывается.

(Из интервью Основано на мозгах, «Эксперт ЮГ» №7, 2008 г. Арина Барсукова, Александр Ивантер)

«Эксперт Юг» №29-30 (319)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама