Как не спустить все деньги на дыры в дорогах

2017

Задачу модернизации и реконструкции дорожной сети заказчикам, проектировщикам, научным организациям и подрядчикам необходимо решать сообща. Только таким образом отрасль может получить финансирование, дорожники — новые технологии, а потребители — долговечные трассы

За последние годы в дорожном строительстве на юге России отмечены крупные успехи — расшито узкое место у Тарасовки (Ростовская область), реконструирована трасса М4 почти на всём протяжении до Краснодара, запущены важные объезды Азова и Ростова. В ближайших планах — строительство объезда Аксая, нового моста через Дон, современных дорог. Отрасль же находится перед дилеммой: строить новые дороги или ремонтировать старую сеть, которая создавалась по устаревшим сегодня нормативам? Денег в дорожном строительстве сейчас как никогда много. Региональный дорожный фонд за прошлый год пополнился более чем на 1 млрд рублей только за счёт отчислений от системы «Платон». Сюда же следует добавить штрафы от ГИБДД, передачи в аренду земельных участков в полосе отвода федеральных трасс, межбюджетные трансферты, субвенции и др. В 2016–20 годах на развитие донских автодорог в рамках целевой программы развития дорожной сети общего пользования из регионального фонда планируется направить 96,6 млрд рублей.

Однако денег на всё не хватает — во многом потому, что качество строительства не оптимально: построенные дороги не выдерживают нормативных сроков межремонтных дорог, а это значит, что госзаказчики львиную долю денег тратят на латание дыр. Между тем, задача повышения качества настоятельно требует совместной деятельности по внедрению новых технологий в дорожное строительство. Сегодня этот путь не по карману ни одной из сторон в отдельности. Первые предложения, сделанные участниками круглого стола «Дорожное строительство: строить или ремонтировать?», организованного журналом «Эксперт ЮГ» в Ростове-на-Дону, — создать полигон для отработки новых технологий и экспертную структуру, которая бы занималась этой проблематикой.

Строить или ремонтировать

Значительные расстояния, увеличение интенсивности движения на южных автодорогах и реализация многих инфраструктурных проектов в ЮФО диктуют первоочередные задачи по строительству новых трасс. По информации заместителя начальника Ростовского теруправления компании «Автодор» Петра Позднякова, в ближайшие два года намечены ремонтно-строительные работы на участках федеральной трассы между Каменском и Красным Сулином и далее до Новочеркасска и Аксая. В этом году будет сдан участок от ТЦ «Мега» до Новочеркасской ГРЭС. «Мы наблюдаем существенное увеличение интенсивности движения на федеральной трассе “Дон” от Новочеркасска до Аксая — в полтора раза по сравнению с 2015 годом, — говорит г-н Поздняков. — В пиковый период оно достигало 105–110 тысяч автомобилей в сутки. Дорога работала с явной перегрузкой, а это значит, что нас может спасти от сплошных пробок только строительство обхода Аксая. “Автодор” запланировал начать работы уже в этом году. Столь масштабный проект стоимостью порядка 80 миллиардов рублей может быть выполнен только с привлечением частного бизнеса на условиях ГЧП».

В то же время региональным властям необходимо заботиться и о значительно изношенной уже существующей дорожной сети. Это интересно и подрядчикам, для которых не очень затратный «заплаточный» ремонт создаёт необходимые для повышения рейтинга объёмы работ. «Почти половина бюджета Ростовской области, определённого для развития дорожной сети, направляется на поддержание существующей сети городских и муниципальных автодорог в надлежащем состоянии, — признаётся начальник отдела координации работы с федеральными и муниципальными дорожными органами министерства автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области Марк Тшлангян. — Строительством и реконструкцией автодорог занимаются немногие подрядные организации Ростовской области, тогда как претендентов на их ремонт гораздо больше. И к подрядчикам есть серьёзные претензии в плане соблюдения ими сроков промежуточных работ. Когда строительный сезон в разгаре, они предпочитают заниматься ремонтом. Возможно, им это интереснее, но хотелось бы изменить ситуацию в пользу строительства и реконструкции».

Марк Тшлангян считает, что подрядчики должны сами добиваться включения новых технологий в ценовой сборник 028_expertjug02_2.jpg Фото: Владимира Самохвалова
Марк Тшлангян считает, что подрядчики должны сами добиваться включения новых технологий в ценовой сборник
Фото: Владимира Самохвалова

У подрядчиков своя логика. По мнению гендиректора ООО НПФ «Росагропромавтодорсервис» Петра Кулика, при новом строительстве у подрядчиков появляется масса дополнительных затрат, что влечёт удорожание проектов более чем на 50%. Ремонт же требует гораздо меньших затрат. К тому же применение новых технологий не позволяет дорожникам повысить свою рентабельность и ведёт лишь к увеличению расходов, поэтому они достаточно осторожно относятся к строительству.

Экономить можно не на конструкционных материалах и тем более не на дорогих технологиях, а лишь на эффективности труда и технике. Но тарифные расценки сегодня и так ниже некуда, а импортная строительная техника лишь дорожает.

«Необходимо и строить, и сохранять ныне действующую дорожную сеть. Без новых дорог невозможно развивать экономику, а поддержание существующих дорог несёт в себе ещё и социальную нагрузку, — считает директор департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения Ростова-на-Дону Сергей Лиманов. — Другое дело, что необходимо более тщательно подходить к выбору подрядчиков. Ещё во времена СССР заказчики стояли в очереди к подрядчикам, чтобы освоить бюджет. В нулевые годы положение в корне изменилось — теперь уже подрядчики гонялись за объёмами работ, снижали цены на свои услуги, лишь бы сохранить большое количество заказов в условиях конкуренции. При этом мелкие подрядчики переоценивали свои возможности и срывали сроки их выполнения. Только в прошлом году с 10–12 организациями мы вынуждены были разорвать контракты по этим причинам».

В самой донской столице выделяются значительные средства на модернизацию дорожной сети с учётом проведения чемпионата мира в 2018 году. Если в прошлом году только на капремонт дорог в Ростове было направлено 1,4 млрд рублей, то в 2017 году планируется потратить вдвое больше. Общие бюджетные вложения в дорожную сферу мегаполиса ожидаются на уровне 6,2 млрд рублей. Кроме того, в рамках развития агломерации Большого Ростова предстоит строить дороги к новому аэропорту, новый мост через Дон, объезды городов-спутников и т.д.

Ростов — далеко не худший и не всегда показательный пример решения «дорожных проблем». По информации директора МКУ «Департамент ЖКХ» Новочеркасска Нины Картуновой, в столице донского казачества на содержание и ремонт муниципальных дорог выделяется около 115-120 млн рублей — как минимум на порядок меньше, чем в региональном центре. Что уж говорить о других муниципальных образованиях, где до сих пор отсутствуют дороги с твёрдым покрытием.

Шанс для новых технологий

Проложенные полвека назад через донские степи дороги строились по старым СНИПам с непонятным «пирогом», при расчётных нагрузках в десятки раз меньше, чем есть сегодня.

К примеру, в Новочеркасске с его сложным рельефом на некоторых городских дорогах вообще не держится ни асфальт, ни бутовый камень, на спусках с уклоном более 30 градусов сползая под проливными дождями и оползнями. Необходимы дорожные материалы, которые смогут решить вечную проблему казачьей столицы с бездорожьем. На рынке уже есть технологии, способные «удержать» грунт.

«Последние пять лет мы внедряли в Воронежской области, Краснодарском крае разработанные нами полимерные технологии для стабилизации грунта, которые дают гарантии работы дорожного покрытия на 18-20 лет, — рассказал генеральный директор компании “Инновационные дорожные технологии” Владимир Зубков. — Но в Ростовской области мы пока не совсем понимаем, к кому обращаться, чтобы использовать её. Чтобы попасть в сборник цен, нужно показать выполненную за свои деньги успешную работу на конкретном участке дороги в течение нескольких лет. После чего исследовательский институт даёт заключение об использовании данной технологии».

Владимир Зубков рассказал, что новации в дорожном строительстве уже успешно опробованы в других регионах 028_expertjug02_3.jpg Фото: Владимира Самохвалова
Владимир Зубков рассказал, что новации в дорожном строительстве уже успешно опробованы в других регионах
Фото: Владимира Самохвалова

Вряд ли это могут себе позволить небольшие дорожные компании, понимая, что затраты на новые технологии им никто не компенсирует и не гарантирует последующее включение в сборник цен.

Применение дорожниками новых технологий упирается в условия аукционных торгов, где главную роль для заказчика всё же играет цена вопроса. Как подрядчику внедрить в производство недешёвые научные разработки и на чём при этом сэкономить, чтобы быть конкурентоспособным в тендере? Да ещё в условиях, когда надзорные органы строго следят за соблюдением подрядчиками строительных нормативов, разработанных ещё полвека назад.

«Заказчику требуется соблюдение технических характеристик объекта, проектировщики дают ему оценку этой работы, а каким способом их будет проводить подрядная организация, тех не волнует, — говорит Владислав Максименко, директор ООО “РостовАвтоДорСтрой”. — Вот здесь у подрядчиков и должна бы появляться потребность в новых технологиях для выполнения работ. Но когда мы выходим на конкурс, а в его условиях уже написано, как и из чего должны построить этот объект, о каких новых технологиях может идти речь?».

По словам Владислава Максименко, применению новых технологий в строительстве мешают излишне детализированные условия конкурсов 028_expertjug02_1.jpg Фото: Владимира Самохвалова
По словам Владислава Максименко, применению новых технологий в строительстве мешают излишне детализированные условия конкурсов
Фото: Владимира Самохвалова

В региональном минтрансе уверены, что инновации необходимо предусматривать ещё на стадии проектирования, так как в ходе выполнения заказа подрядчику уже нельзя использовать иную технологию, не утверждённую ныне существующими нормативами. Иначе надзорные инстанции будут предъявлять претензии и к подрядчикам, и к заказчикам. «Задача людей, продвигающих инновации в дорожной сфере, — добиться того, чтобы новые материалы или технологии были включены в ценовой сборник, что позволит закладывать технологию на этапе проектирования, — считает Марк Тшлангян. — Тогда у меня как у заказчика, а у вас как у подрядчиков появляется основание для внедрения инноваций».

При этом сами дорожники утверждают, что прохождение новаций в этой сфере через все инстанции отнимает не менее полугода и обходится им в цифры «с шестью нулями».

Пока ситуация близка к тупиковой, потому что никто не хочет брать на себя затраты на прохождение всего цикла внедрения новой технологии. Необходимо, чтобы каждая из сторон была выслушана и услышана, что давно взывает к созданию некоего совещательного органа при минтрансе. В прошлом году при региональном министерстве был создан технический совет, но вопросов внедрения он пока не решает.

Глава комитета ТПП Ростовской области по развитию транспортно-логистического комплекса Александр Потеряхин предложил сформировать в структуре Общественного совета при минтрансе области секцию «Дорожное хозяйство» для координации совместной деятельности профильных научных, предпринимательских, общественных организаций, проведения мониторинга, экспертных работ, выработки практических предложений по развитию и повышению эффективности дорожной отрасли региона.

Кроме того, участники «круглого стола» предложили руководству области рассмотреть возможность создания на Дону опытного полигона для отработки импортозамещающих технологий укрепления и стабилизации грунтов при проведении дорожных работ на основе полимерных добавок. Эти шаги позволили бы начать работу, итогом которой станут качественно построенные дороги.

«Эксперт Юг» №2 (400)



    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама