Экономика


Регион теперь — главный герой экономики

2017
Фото: donland.ru

Никогда ещё проблематика развития российских регионов не занимала столько места в дискуссионной повестке федерального форума. Дело в том, что именно они должны будут обеспечивать рост российской экономики на уровне выше мирового

Главное деловое событие юга России теперь называется Российский инвестиционный форум «Сочи 2017», оно проходит не в сентябре, а в феврале. Важно и то, что оно более не позиционируется как международное событие, хотя в Сочи приехали представители около 80 иностранных компаний. Нужно заметить, что ожидания были довольно пессимистичными — хотя бы потому, что после предыдущего форума прошло всего четыре месяца. Для региональных администраций подготовить за этот срок новые соглашения с инвесторами, объём которых — один из традиционных индикаторов деловой активности, заведомо было непросто, как нелегко и выбить бюджет для участия в форуме в начале года. В то же время в этом году в Сочи опробована новая модель форума, которая, как кажется, может быть довольно перспективной.

Действительно, количество региональных стендов на мероприятии уменьшилось — их не набралось и 15 от всей страны. Целый ряд регионов предпочёл заключать соглашения в специальных залах, не тратясь на стенды. Дмитрий Козак на пресс-конференции упомянул две значимые цифры — на форум приехали представители около 600 компаний, а «число участников форума на 8 процентов больше, чем полгода назад». Других цифр по результатам не фигурирует, при этом организатор форума Росконгресс оставил тайной данные о зарегистрированных участниках — ранее они были доступны любому посетителю сайта мероприятия. Но статистика прошлого года известна: около 4 тысяч участников, из которых 874 представителя бизнеса. Выходит, в этом году при общем увеличении количества участников форум потерял почти треть бизнес-аудитории. Но при этом, как кажется, мероприятие прошло гораздо лучше, чем ожидалось.

В этот раз было видно внимание организаторов к главному герою форума — регионам. Именно они — тематическое отличие этого форума, именно с ними приезжает львиная часть бизнеса. И в этом году, несмотря на то, что их представленность была ожидаемо небольшой, им досталось столько внимания, сколько никогда прежде. Дело в том, что в иные годы дискуссионная повестка форума была некоей параллельной реальностью по сравнению с тем, что происходит в кулуарах и на выставочных стендах. В кулуарах — конкретные соглашения, на панельных дискуссиях — федеральные и даже глобальные темы, в которых иной раз встретишь кого-либо из губернаторского корпуса. Эту двойственность все видели. «Низы» с некоторым презрением говорили о содержании дискуссий, «верхи» почти не опускались до выставочных хлопот. В этом году, как кажется, организаторы попытались эту двойственность преодолеть.

Федеральных экспертов, которые говорили о том, что экономический рост страны сегодня — это прежде всего региональная задача, три года назад были единицы. Сегодня об этом говорят все. Название пленарного заседания — «Инвестиции в регионы России», весь доклад премьера Дмитрия Медведева посвящён тому, как за счёт регионов достичь темпов роста выше среднемировых, на панельных дискуссиях обсуждают лучшие региональные концессионные практики, проекты регионов по благоустройству, говорят о том, как реализовывать инфраструктурные проекты, обустраивать города и моногорода, спорят о межбюджетных отношениях и развитии отраслей в разрезе регионов. Это очень правильная тематическая ниша для сочинского развития — полноценной проблематики регионального развития сегодня нет ни на одной деловой площадке.

Впрочем, скорее, речь идёт не столько о нише, сколько о развороте в экономической политике. Именно регионы — тот герой, который должен обеспечить экономический рост выше среднемировых. Именно их опыт, как мы можем видеть на десятках примеров, ложится в основу федеральных инициатив и механизмов. Это значит, что регион, который хочет развиваться, сегодня обязан навязывать или как минимум активно предлагать свою повестку федеральному центру.

Сам же центр обсуждает варианты изменения системы межбюджетных отношений с целью дать регионам дополнительные возможности для развития. В 2016 году были в четыре раза увеличены гранты для регионов, которые наиболее динамично наращивают свой экономический потенциал. «Мы выстраиваем новые механизмы, которые исключают порождение иждивенчества региона, мобилизуем регионы на наращивание собственного экономического потенциала», — заявил Дмитрий Козак за пресс-конференции в рамках форума. Им же было предложено 1% налога на прибыль распределять между нуждающимися регионами. Оказалось, что из всего числа регионов только 25 могут исполнять свои обязательства, которые возложены на них законами. Обсуждается также предложение оставлять регионам обеспеченный ими прирост уплачиваемых табачных акцизов.

Разговор о региональной экономической кухне, умении пользоваться федеральными инструментами развития с возможностью реального тиражирования успешного опыта, с необходимостью живой стыковки федеральных возможностей с региональными — уже сам этот разговор очень быстро превратится в инструмент привлечения инвестиций. Регионы должны ехать на форум не только ради церемонии подписания соглашения — они могут туда ехать делиться опытом привлечения инвестиций и в поисках этого опыта. Они могут уезжать оттуда с массой рабочих идей и профессиональных контактов, которые помогут их реализовать. Наши подсчёты показали, что все соглашения с инвесторами, которые сегодня подписываются в Сочи, — на счету южнороссийских регионов (см. материал на стр. 12). То, что Юг столь активно использует свою главную деловую площадку, очень хорошо, но сам форум, безусловно, мог бы активнее вовлекать и другие регионы. Хотя для южан есть фронт работ. Например, совершенно свернули активность на площадке Ставропольский край и Волгоградская область, когда-то привозившие сюда эффектные стенды.

Этот тематический разворот форума к своей стратегической аудитории можно только приветствовать. Правда, вряд ли аудитория в целом сразу поняла, что произошло — её существенная часть по-прежнему жила на стендах, но втягивание её в разговор — дело времени. Лишь бы не вышло, что тематический крен оказался случайностью.

«Эксперт Юг» №2 (400)



    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама