ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Прав(ильн)о выбрать

2000

Школа меняется. Меняются ли выпускники?

Дети и деньги

На какие средства живет современная школа? Прежде всего на бюджетные. В Свердловской области среди полутора тысяч образовательных учреждений только 18 - частные. Кстати, и на обучающихся в них детей муниципальными образованиями отчисляются средства по нормативу, который устанавливается регионально, - это 2400 рублей на ребенка обычной общеобразовательной школы. Очень немного. Хотя как посмотреть. Например, это больше, чем средний федеральный норматив, а в сумме с расходами на детские дома, интернаты и систему дополнительного образования - это составляет четвертую часть консолидированного бюджета области. То есть об "остаточном" принципе финансирования образования говорить не приходится.

Как пояснил заместитель министра образования Свердловской области Евгений Караман, доля образования зависит от уровня бюджета: чем он выше, тем меньше доля, приходящаяся на образование. В федеральном бюджете на обучение приходится лишь несколько процентов, а в сельских территориях - 50 - 60 процентов. Если же сравнить с другими странами, то в США норма - 3,5 тысячи долларов против наших примерно 95 долларов. Разница впечатляет.

Есть ли иные источники финансирования государственной школы, помимо бюджета? Некоторые школы имеют внебюджетные фонды и даже попечительские советы (современное название прежних "шефов"). Например, Нижнетагильский металлургический комбинат поддерживает 86-ю гимназию. Но таких случаев немного.

Вкладывать или не вкладывать, вот в чем вопрос

"Продвинутые" родители не слишком журят школу за поборы. Они убеждены, что в образование детей нужно вкладывать средства. Однако ситуация здесь неоднозначная. Образование - та сфера, где нет прямых связей типа "чем больше вложишь, тем больше получишь". Поучительных историй о том, что "сорняк" вдруг становится гением, и наоборот, множество. И нередко это не зависит от размеров родительских инвестиций, которые ищут причины своих удач и неудач в школе, что в свою очередь питает дискуссию в обществе о том, что может и чего не может школа и ее роли.

В противовес стремлению общества преувеличить значение школы ("судьба поколения - в ее руках") педагоги нередко склонны к ее умалению. Они предупреждают: не ждите от школы больше, чем она может дать. Какой бы она ни была идеальной, результат все равно зависит от исходного материала. Один ребенок способен взять по максимуму в школе без наворотов, с другим бесполезны все ухищрения специалистов. Чего вы хотите от учителя, вопрошают преподаватели, который занимается ребенком в среднем чуть больше одной минуты за урок? Разве сравнимо его воздействие с родительским, которое постоянно, даже если мама пропадает на кухне, а папа у компьютера? "Реформы" в семье (развод, например) значат порой куда больше для детей, чем все реформы в образовании, экономике, политике, вместе взятые.

И даже в отношении знаний, продолжают они, не преувеличивайте значение школы. По новейшим американским данным, из всего объема знаний, которые человек накапливает к 17 годам, только 3 (!) процента получены в школе. Действительно, школа не учит таким основополагающим вещам, как ходить, говорить, а теперь не учит даже читать. "Удельный вес" огромнейшей суммы знаний о логарифмах, формулах органических соединений несравним с одним только умением различать цвета, что дает опять же не школа. Единственное, что действительно в ее компетенции, - научить учиться.

Послушав подобные рассуждения, так и хочется воскликнуть: да стоит ли тогда весь этот огород под названием "система образования" городить? Ради трех-то процентов?

И все же истина комплексна. Большая часть школьных знаний уходит, но ведь полученная картина мира остается.

"Новая школа", старая школа - выбирай на вкус

Обучение в "Новой школе" обходится в 30 тысяч рублей единовременного "членского взноса" и 2 тысячи каждый месяц. В единственной в области загородной школе полного дня "Перспектива" 30 тысяч вносится за год. Эти два учебных заведения из числа самых дорогих школ. "Перспективе" исполнилось десять лет. Она была одной из первых альтернативных. Из многих появившихся тогда частных, семейных школ выжили самые стойкие. Со временем стихийный процесс упорядочился, некоторые частные школы попросили "крышу" у муниципалитета и получили ее. В числе "дополнительных услуг" в этих школах - автобусы, которые возят детей из областного центра в пригород, трехразовое питание, шикарный особняк для начальной школы, танцы и аэробика, бассейн и компьютеры. Частные школы завлекают учащихся маленькими классами (почти индивидуальное обучение), использованием передовых методик.

Кто идет в частные школы? Вот мнение заведующей кафедрой управления образованием педагогического университета Алевтины Симоновой:

- Создавались альтернативные школы прежде всего для детей нестандартных, чтобы у них были более комфортные условия. В этих учебных заведениях довольно высокая текучка: вчера папа был успешен в бизнесе, а сегодня не очень. Если у вас нормальный, здоровый ребенок, способный выжить в общеобразовательной школе, какой смысл отдавать его в частную? Одни родители руководствуются соображениями престижа, но большинство - стремлением дать ребенку более качественную подготовку. Однако то же качество, но дешевле или даже даром можно получить, если руководствоваться соображением, что комфорт ребенок получит и дома, а от школы же требуется другое. Известная в Екатеринбурге муниципальная гимназия "Менталитет" имеет почти стопроцентное поступление выпускников в институты, а обучение - по средствам многим. Здесь реализуется принцип непрерывного образования, существует прогимназия. Так вот в этом году конкурс в детском саду гимназии среди трехлеток составил пять человек на место! Трудно представить, по каким объективным критериям возможен отбор в столь нежном возрасте.

Кто-то мечтает определить свое чадо в гимназию "Корифей". Именно здесь учится Саша Россель (внук губернатора), дочка зампредседателя правительства, а также внуки ректора одного института... Можно догадаться, что учат здесь неплохо и много денег не берут. Кто-то выберет авторскую школу Александра Лобка, сильно отличающуюся от традиционной. Здесь учебник заменен библиотекой, вместо уроков - творческие семинары, взрослые - не учителя, а консультанты и помощники, идет образование без обучения (натаскивания, слепого вкладывания знаний). Остаются популярными и традиционно сильные государственные школы-гимназии Екатеринбурга: N 9, 13.

Ну а что из себя представляет обычная школа? Не гимназия, не лицей. Ее задача, подчеркивают педагоги, дать "госстандарт". Не меньше. Но и не больше. В общем, школа размежевалась так же, как общество. Появился сильный авангард, средний же уровень явно обеднел по сравнению с тем, что было.

Так что, как бы ни приуменьшали свое значение учителя, на родителях лежит большая ответственность - сделать правильный выбор.

Древнейшая профессия, или Жив, учитель!

В теме "образование" немало спорных истин. Но бесспорна роль конкретного педагога. Не зря говорят, что человеку может повезти или не повезти только в двух вещах: это - с родителями и учителями. Все остальное зависит уже от него.

Кто и как определил профессии по древности, неизвестно, и не понятно, почему в их ряду не оказалось учителя. Запросто можно представить картину, как в доисторической пещере кто-то особенно охотно и умело показывает облаченным в шкуры малышам, как держать копье и сохранять огонь. Чем не древнейшая профессия, пусть третья, но с высоким коэффициентом выживаемости. Ведь по всем законам с такими зарплатами современный российский учитель мог бы вымереть как класс. Но он все еще жив, хотя по некоторым дисциплинам преподавателей не хватает, зато по другим наблюдается даже безработица.

Но чудеса не бывают бесконечными, если зарплата начинающего педагога равна проездному билету на два вида транспорта, а средняя зарплата учителя в Свердловской области равна 1200 рублям, что в два раза ниже среднего заработка в промышленности. Тем не менее в педвузы по-прежнему конкурс - три человека на место. Социологические исследования показывают, что материальные невзгоды профессии все еще компенсируются ее привлекательными сторонами: возможностью самореализации, творческой деятельностью и продолжительным отпуском.

И хотя студентов в педвузах меньше не становится, по завершении образования они все реже идут работать в школы. Поэтому учительский состав, особенно обычной средней школы, стремительно стареет и очень мало действительно хороших педагогов.

Все изменения, которые произошли и происходят в современной российской школе, только тогда будут иметь смысл, если изменится качество выпускников. Ведущий специалист министерства образования Свердловской области Антонина Ювкина основное отличие учеников нынешних от прежних определила так:

- Современная школа учит главному - выбирать: не просто учебные предметы, но жизненный путь. Выбирают сегодня и учителя, и школы - они стали автономны, более свободны. За выбором следует ответственность, зависимость же ее не предполагает. В том числе и ответственность за ошибки.

Свердловская область

«Эксперт Урал» №5 (5)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама