ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Культура

Кризис раннего возраста

2000

Что предлагают уральские театры детям и подросткам

Зона непадающего спроса

Как-то в Екатеринбург по приглашению детского театра приехала американка учить нас фандрайзингу. И обнаружила с удивлением, что главная задача американских театров - продать билеты - у нас решается как бы сама собой. Во-первых, билеты на детские спектакли недороги даже для малообеспеченных: в среднем от 10 до 25 рублей, максимум 50. Во-вторых (или снова во-первых), таков российский менталитет - водить детей в театр. Детский театр вообще оказался одним из самых кризисоустойчивых жанров. Когда пустовали взрослые залы (не до искусства было), дети все равно рождались и росли. И на определенном этапе почти в обязательном порядке, как, скажем, учат держать ложку и чистить зубы, - их знакомят с театром.

Вырастаем ли мы в итоге самой культурной нацией - тема другого разговора. Сейчас - о неисчезающей ни с какими переменами потребности в театрах для детей и о ее удовлетворении на примере нескольких областей региона.

По сути, уральская театральная нива за годы перестройки потерь не понесла. В Ижевске несколько лет назад распался ТЮЗ, однако нишу по мере сил заполняют недавно возникший негосударственный детский театр "Синяя птица" и муниципальный кукольный. В Тюмени к государственному театру кукол и масок прибавился детский молодежный театр "Ангажемент", который начинался как частный, а буквально на днях перешел под крыло мэрии. В Екатеринбурге же, помимо традиционного кукольного и ТЮЗа, есть даже детский оперный театр и детский театр балета.

Взрослые театры также неизменно обращаются к детским темам. В Екатеринбургском театре драмы почти каждые выходные в утренние часы демонстрируются постановки для детей. Для больших репертуарных театров это привлечение зрителя разных возрастов и интересов. Для актеров - поддержка формы. А для некоторых коллективов в сложные периоды их существования даже способ выжить, по словам директора камерного театра "Волхонка" в Екатеринбурге Владимира Валла (в афише этого театра на один взрослый спектакль приходится один детский).

Доход от детских постановок хоть и невелик, зато постоянен. Например, в Магнитогорском театре куклы и актера "Буратино" (28-й сезон, 24 спектакля в репертуаре) в прошлом году он оказался вдвое выше предполагаемого. Еще успешнее сработал челябинский ТЮЗ (36-й сезон, 18 спектаклей в репертуаре): показатели прибыли - 267% к плану. Само собой, план таков, каков и может быть при низких ценах на билеты, и покрывает лишь часть расходов. Все стабильно существующие детские театры имеют поддержку из бюджетов разных уровней.

Итак, спрос есть. Каково предложение?

Дети до пяти лет не допускаются

Артисты и режиссеры кукольных театров с разной степенью успеха борются за снятие с них почетного звания детских. Не устают разъяснять, что театр кукол - особый вид искусства, а не "младший брат" драматического. Исторически это площадной театр, балаган. Однако большинство взрослых продолжают заблуждаться и игры в куклы относят исключительно к детским занятиям. Именно в кукольный первым делом наведываются родители с двух-трехлетним стажем - и обнаруживают, что спектаклей для самых маленьких в репертуаре почти нет. Хотя в наборе названий на афише встретится немало таких, что уже знакомы их малышам, но с предупреждающей сноской: "Репка" - после шести лет; "Колобок" - для младших школьников.

Причины взросления детских театров разные. Челябинский кукольный не радует детскими премьерами, объясняя это отсутствием средств на постановки - все деньги идут на ремонт. В Екатеринбургском театре кукол причина иная, парадоксальная: творческий поиск. Это безусловно один из самых сильных кукольных театров региона и даже страны - обладатель "Золотой маски", неоднократный номинант на главную театральную премию России. Вообще создается впечатление, что все неудержимо творческие люди театрального Екатеринбурга собрались именно здесь. Что ни постановка, то неожиданный поворот, новый подход, неоднозначная интерпретация.

Вот, например, "Теремок". Казалось бы, какие потайные слои можно отыскать в простой до гениальности сказке? Отыскали. Решили напомнить деткам, что театры есть не только в России, но и в Африке, например, и там тоже показывают сказки. Кто в тереме живет? Поляк, итальянец, японец. Екатеринбургский "Теремок" звучит на этих языках. Продвинутые взрослые выходят в восторге. Дети - в недоумении. Понятно, почему возрастной ценз обозначен как "после пяти лет"; по-хорошему, его можно и еще поднять.

Так с какого же возраста не рано идти в театр? Почти все "кукольники", с которыми я общалась, как минимальный указывают пять лет. Пропуская зрителей на спектакли, вахтерши запросто могут проворчать, глядя на трехлеток и их неразумных родителей: "Да им еще на горшке сидеть!" До наступления "театрального возраста", очевидно, разумные родители должны терпеливо объяснять ребенку, что тот самый волшебный театр, с которым он уже знаком по "Золотому ключику" и которого так ждет, пока не про его честь и нужно довольствоваться мультиками.

Конечно, к театру ребенок должен быть готов. Специалисты, изучающие восприятие театра детьми, утверждают, что обычно это происходит в три-четыре года. "Важно, чтобы персонажи были узнаваемы. Для ребенка необходимы клише. Основа театра для самых маленьких - подражательный момент. Лиса так лиса, волк так волк. В театре обязательно должны быть Курочка Ряба, Колобок, Бычок смоляной бочок. И не нужно смысловых перегрузок", - говорит преподаватель Екатеринбургского театрального института Нонна Чхетиани.

Может быть, некоторым взрослым это кажется скучно. Творчески настроенные взрослые не соглашаются на вариант клише и стереотипов. Но прежде чем ломать традиции, их нужно создать. Для ребенка-то еще все внове в этом мире, ничто не надоело.

Лучше проще, да лучше

Есть в Екатеринбурге театр, куда можно повести даже двухлетнего ребенка. "Витамин" существует седьмой сезон. Он создан по инициативе частного лица, не имеет государственной поддержки, но тем не менее держится на плаву. Прежде всего потому, что востребован. Спектакль "Про кошку, кашку и молоко" длится всего 40 минут. За это время ребятишкам расскажут, что такое опера (театр-то - оперный), на сцене развернется музыкальное действие. Никакой самодеятельности, певцы - профессионалы, работают в театре оперы и балета, хоре "Доместик", консерватории. Но и никаких особых творческих изысков и взрослых заморочек. Это театр, который существует прежде всего для детей.

Екатеринбургский театр юного зрителя, старейший в стране (71-й сезон, в среднем показывает 300 спектаклей за год), работает в меру традиционно, в меру новаторски. Может быть, кто-то из коллег и посмотрит свысока на поставленную в "обычной" манере "Снежную королеву" и "Доктора Айболита" хоть и в новой интерпретации, но вполне узнаваемого, - но это продукция и "вкусная", и хорошего качества.

"В начале было Слово" справедливо и для театра для детей. Затем была музыка. Когда же на сцене не говорят и не поют? Театр балета "Щелкунчик" можно было бы назвать элитарным, если бы не постоянные аншлаги, а представления его проходят на сцене театра оперы и балета "Россия", зал - 900 мест. Это совершенно уникальный театр, аналогов которому практически нет не то что в стране - в мире. С семи лет детки занимаются балетом и постоянно выступают. К окончанию школы они становятся профессионалами и некоторые уже работают во взрослых труппах. Классический балет в исполнении маленьких артистов, которыми руководят талантливые хореографы и педагоги Михаил Коган и Тамара Едиг, - зрелище высокого класса.

Где мои 13 лет?

Какие могут быть куклы, театры и прочее в 13 лет? "Вы что, меня за маленького держите?". Скорее за большого. Мало книг, газет, журналов специально для подростков? Обращайтесь к взрослой литературе. Но театры в последние годы спохватились. В Тюменском театре драмы и комедии планируют в новом сезоне показать на малой сцене шесть или семь спектаклей для школьников. Екатеринбургский ТЮЗ имеет в своем репертуаре несколько постановок для подросткового возраста. В практику тюменского "Ангажемента", Ирбитского драматического вошли так называемые театральные уроки.

Однако ребята от театра успели отвыкнуть. Не в чести у нынешних подростков театральные залы, ну разве что на рок-оперу сходить. Их нужно собрать, заинтересовать, привести. Проще всего - целым классом.

Некоторые режиссеры, например Аркадий Кац, считают, что организованный зритель - неполноценный зритель. Настоящий должен прийти в театр сам. Не в одиночестве, конечно, но с мамой за ручку, затем с приятелем или девушкой, а потом с семьей. Да и артисты не очень любят организованную, а точнее, неорганизованную школьную публику: мальчики во время культпоходов больше смотрят не на сцену, а на проделки друг друга, а девочки на мальчиков. Но артисты все же стараются понимать и принимать особенности переходного возраста. А где-то и удачно их использовать.

Нонна Чхетиани: "Если в раннем детстве идет поиск сходства, то лет в десять уже поиск различия. Появляется желание быть самостоятельным, делать не как принято. Удобный момент для начала творческого развития". Вот в этот-то момент творческая потребность екатеринбургских "кукольников" разрушать стереотипы идеально сочетается с такой же возрастной потребностью подростков.

Вообще идеология этого театра: каждое представление по возможности сделать интересным для разных возрастов. Когда речь не идет о совпадении интересов пяти-и тридцатипятилетних, это нередко удается. "Пиноккио", где известный сюжет подан как возвращение блудного сына, что-то открывает и папе, и сыну. Есть "первоисточники", в которых искомая кукольниками многослойность уже заложена. Например, одна из самых сложных сказок Пушкина - "Сказка о рыбаке и рыбке". Сейчас она готовится к постановке, и режиссер Владимир Гаранин хочет предложить зрителям посмотреть на знакомый материал не с точки зрения привычных смысловых пар: "старик и старуха", "старуха и золотая рыбка", "старуха и ее безмерные желания", а с другой, основной и для Пушкина связки: "старик и рыбка". Ведь именно старик прошел путь искушения, решив извлечь корысть из бескорыстного поступка. Вот только наверняка сказка, известная и трехлетним потенциальным зрителям, получит в афише очередное предупреждение типа "детям после десяти"...

В подготовке материала участвовали Айвар Валеев, Елизавета Ганопольская, Ирина Хомич

Свердловская область, Челябинская область, Тюмень, Ижевск

«Эксперт Урал» №7 (7)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама