Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Интервью

Все мы родом из "Барака"

2001

"Надо делать такое кино, чтобы люди, которые отдали свои деньги с жилья на фильм, не жалели об этом" - критерий Виктора Петрова, одного из самых востребованных российских кинодраматургов

В День независимости России в Кремле вручали Государственные премии. В области кино отмечен художественный фильм "Барак", поставленный по сценарию челябинского кинодраматурга Виктора Петрова петербургским режиссером Валерием Огородниковым (тоже уральцем, родом из Нижнего Тагила). А конкуренция была сильнейшая: в числе представленных на соискание картин значились, например, последняя лента Алексея Германа "Хрусталев, машину!" и фильм Александра Прошкина "Русский бунт".

"Барак" уже стал, пожалуй, самым титулованным отечественным фильмом последнего времени: в числе наград "Серебряный леопард" престижного кинофестиваля в швейцарском Локарно, Гран-при выборгского фестиваля "Окно в Россию". Первая Госпремия России в новом веке - симптоматична. Барак как способ общего бытия россиян стал метафорой российского сознания ушедшего столетия. Кстати, съемки проходили в Сатке, небольшом городке на западе Челябинской области, в декорациях реальной жизни.

Виктор Петров, автор "Барака", человек неправильный. Закончил политехнический институт, работал в проектном, но вдруг ушел в детскую фотостудию. Писал прозу, но не стремился в союз к писателям. Уехал в Москву, поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров художественного кино при Госкино СССР. Но возился и до сих пор возится с трудными подростками. Прожив почти 50 лет "в тени", вдруг стал одним из самых востребованных российских кинодраматургов. Но живет в провинции.

- Виктор Дмитриевич, не секрет, что кино сегодня - не самый популярный жанр искусства. Каково, на ваш взгляд, нынешнее состояние кинематографа?

- Кинематограф в конце 80-х отвернулся от базовых интересов народа. И был за это наказан. А возвращение обратно во сто крат труднее. Как новую любовь завоевывать там, где было охлаждение.

Чтобы переломить тенденцию, фильмов должно быть много. Должен быть натиск - это закон больших чисел. Одиночные успехи ничего не решают. И не в раскрутке дело: вещь это пошлая, почти всегда связанная с обманом. Искусство делается ремесленниками. Я считаю себя таковым и очень уважаю это слово. Ремесло - подножие искусства.

Валерий Фрид, руководитель творческой мастерской, где я учился, известный на весь Союз драматург, любил простые категории. Идем как-то по Москве, он спрашивает: "Виктор Дмитриевич, ты ведь по первому образованию строитель, скажи, сколько стоит вон та пятиэтажка?". "Ну, тысяч 600 - 700", - отвечаю. "Это стоимость фильма. Представляешь, люди по 10 - 15 лет стоят в очереди на жилье, и жизнь у них одна-единственная, другой не будет. А государство берет деньги и отдает на постановку твоего фильма. Значит, такой пятиэтажки не будет. Так вот, больше мне о высоком искусстве не говори. Надо делать такое кино, чтобы люди, которые отдали свои деньги с жилья на фильм, не жалели об этом". Для меня это критерий.

- Действие "Барака" разворачивается в послевоенные годы, как и в фильме Германа. Почему сталинское время вновь в центре внимания?

- С годами начинаешь понимать: истина зыбка, сиюминутна. Поэтому берешь те временные обстоятельства, взгляд на которые устоялся. По сюжету киноповести "Барак" люди оттаивают после войны. Война - колоссальная нагрузка на душу, меняется тип психики. С войны приходили и с чувством собственной вины, и с яростью - разобраться с тыловиками, и с неукротимым желанием работать. Другая грань - барак заселен людьми разных национальностей и стоит на границе Европы и Азии. Это моя давнишняя мысль, она идет красной нитью через многие вещи: наша земля - большой плавильный котел, где перемешано множество этносов, идей, культур.

А еще речь идет о целом поколении, которое ушло, так и не получив должной, что ли, ласки от страны. Наверное, в том числе по этой причине мне хотелось о поколении моих родителей сделать добросовестный фильм. Который бы вызывал теплые чувства к героям. Каждому из них я будто бы даю шанс на оправдание.

- А в вас, похоже, особо теплые чувства вызывают особо трудные дети...

- Тоска по детству - сильный мотив. Сейчас процветает благотворительность, все теоретически плачут от любви к детям, громко их любят. Только дети ходят полуоборванные. Это взрослому можно за взрослые цели идти против течения. А дети - товар штучный, им психическую травму заработать - дважды два.

Вот смотрит какой-нибудь сопливый тебе в глаза... Знаю заранее, что соврет, какую легенду сложит, но не могу остаться равнодушным...

- Виктор Дмитриевич, а вы считаете Госпремию жизненным успехом?

- Я бы слукавил, если бы сказал, что неприятно. Приятно, но не более. Мыслишь другими категориями. А самое большое удовольствие испытываешь в момент работы. Литература приучает к самодостаточности.

Вот раньше я считал, что разбираюсь в людях, это вроде как писательское качество. На самом деле писатель конструирует свой мир. Вещь удается, когда герой логично действует по своим внутренним законам. Оказывается, это не имеет отношения к действительности. В реальной жизни настает момент, когда вдруг понимаешь, что весь твой предыдущий опыт не срабатывает...

Сотрудничество кинодраматурга Петрова и режиссера Огородникова продолжается: готовится к съемкам сериал "Красное небо". А в июле на озере Тургояк, где каждое лето Виктор Дмитриевич устраивает лагерь для трудных подростков, планируется начать съемки детского сериала "Приключения Даши". Роли сыграют воспитанники Петрова, взрослые актеры - Леонид Куравлев и Алексей Булдаков. Кроме того, Петров заканчивает работу над киноповестью "Люди сумерек", за право поставить который уже соперничают несколько режиссеров.

Челябинск

«Эксперт Урал» №12 (25)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама