Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Прессинг

, 2001

Государственным и частным распространителям периодики нельзя мириться, иначе на рынке умрет конкуренция

Один из бизнесменов-газетчиков, говоря о распространении прессы как бизнесе, охарактеризовал его следующим образом: "Это мелкий и дотошный труд. Не что иное, как большое занудство. Чем ты зануднее, тем успешнее твой бизнес".

Для российского рынка распространения периодики 1992 год сравним с Рождеством Христовым, от которого ведется летоисчисление: именно тогда произошла ликвидация Союзпечати, всесоюзного органа распространения периодических печатных изданий. Тогда же разномасштабные отделения этого ведомства вынуждены были уйти в свободное плавание. Почти десять лет они делились и объединялись. Параллельно с этим рождались и умирали частные фирмы и агентства-распространители.

Урал не остался в стороне от общих тенденций. Сегодня практически все представители местного рынка распространения сходятся в том, что из-за острых конкурентных отношений на рынке он стал более цивилизованным и динамично развивающимся.

В каждом регионе Большого Урала рынок делят два крупнейших игрока - государственные и частные распространители. Но расклад сил между ними не одинаков, что и определяет картину рынка. Одинаков для всех он разве что по типам распространения. Их три: розница (киосковые продажи, включающие в себя сеть, отдельные точки и киоски частных предпринимателей и "лотошники" - частные лица, посредством которых сами издания зачастую ведут распространение своей продукции), подписка и опт.

Розница рознице - рознь

Одна из главных отличительных особенностей рынка розничных продаж в Екатеринбурге состоит в районной схеме Роспечати и отсутствии в ней единоначалия. В каждом из семи районов города после 1992 года образовалась "своя" Роспечать, поэтому (не считая приграничной зоны) конкуренции между ними нет.

Главный конкурент Роспечати всех районов - существующее уже семь лет на местном рынке ООО "Агентство "Газеты в розницу"", входящее в ЗАО "Интермедиагрупп". В Екатеринбурге агентству принадлежат 35 киосков с брэндом "Комсомольской правды" и один оптовый магазин. На долю "Газет в розницу" приходится около 30% общего объема реализации периодики в городе. Третий игрок на этом поле, "лотошники", занимают свою, особую нишу.

Оказавшись в конкурентном поле, Роспечать стала вести себя активней. Один из примеров: подписка, которую можно осуществить прямо в киоске, и "говорящие киоски". Последнее - новация Роспечати Кировского района. В киосках установлена аудиотехника, и почти каждый день киоскеры анонсируют материалы свежей прессы. По словам директора Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Роспечать" Кировского района Александры Смановских , это прецедент в системе Роспечати. Как метод борьбы за покупателя можно рассматривать договорное объединение Роспечати Железнодорожного, Чкаловского и Октябрьского районов в Городскую газетную базу, являющуюся в свою очередь подразделением Роспечати Ленинского района. Сложившаяся в результате альянса сеть распространения сегодня насчитывает 60 киосков, что, по словам менеджера по поставкам Городской газетной базы "Роспечать" Алексея Виноградова , позволяет обслуживать около 30% екатеринбуржцев. Хотя существует мнение, что подобная структура образования выгодна только Роспечати Ленинского района, при котором закреплена сортировочная база.

Основные конкуренты прекрасно изучили друг друга. Так, директор агентства "Газеты в розницу" Виктор Фомин считает, что система розничных продаж у Роспечати не совсем соответствует запросам потребителя: "Прежде чем создать свой бизнес, мы определили для себя ряд принципов, которые кардинально расходятся с методами работы Роспечати - работа киоскеров по неделям без выходных, индивидуальная материальная ответственность, завоз прессы в 7:15, поступление прессы два раза в день, установка жалюзи, чтобы не снимать вечером продукцию с витрины и не терять времени на ее размещение утром". На ведение бизнеса агентством "Газеты в розницу" у представителей Роспечати своя точка зрения: они стараются вылавливать места больших потоков прохожих и ставят туда свой киоск.

Ситуация на рынке распространения в соседних со Свердловской областью регионах больше кренится в сторону монополии потомков Союзпечати. В Ижевске, например, по количеству торговых точек безусловным лидером является ОАО "Информпечать" (более 110 специализированных наружных киосков). Благодаря скорости доставки федеральных изданий и ценовой политике, конкуренцию Информпечати может составить ООО "Кругозор" (30 киосков). По словам начальника отдела автоматизированных систем управления Сергея Измалкова , "Кругозор" имеет возможность доставлять центральные ежедневные и еженедельные издания в Ижевск в день их выхода. В торговых точках Информпечати и других фирм они продаются, как правило, с задержкой от двух-трех до семи дней. Главное преимущество ООО "Кругозор" в его сотрудничестве с крупнейшим игроком продовольственного рынка ОАО "Продторг", в супермаркетах которого у "Кругозора" расположены места розничного распространения периодики по более дешевой цене. Поэтому ценовая политика "Кругозора" нередко оценивается конкурентами как демпинг.

Заповедником монополизма в сфере розничных продаж периодики на Урале можно, безусловно, считать Челябинск. Преемник Союзпечати ОАО "Челяброспечать", используя отсутствие конкурентов, вводит на печатную продукцию наценки, которые не может себе позволить ни одна соседняя Роспечать. По словам Виктора Фомина, наценка в Челябинске составляет на отдельные издания до 70%, что в среднем на треть превышает показатели по Екатеринбургу.

В Екатеринбурге городские власти, не разбирая между МУП, ООО, ЧП и прочими формами собственности представителей розничного распространения, сыграли именно на конкурентных отношениях между участниками рынка, обязав все предприятия, имеющие киоски, привести их к одному архитектурному стилю. В итоге каждая организация стала перед дилеммой: платить 150 - 200 тыс. рублей за установку нового киоска или терять место дислокации торговой точки. По мнению Виктора Фомина, в этой ситуации есть две стороны: для имиджа города политика местных властей позитивна, однако с точки зрения бизнеса - это прямое вмешательство в деятельность.

Именно с расширением сети киосков распространители связывают расширение бизнеса. "За последнее время, - говорит Виктор Фомин, - мы потеряли пять доходных мест. Нас "выдавили" с них якобы по причине архитектурного несоответствия. В Москве, например, действует программа долговременной дислокации киосков, торгующих периодикой. У нас такого нет". "Администрация Екатеринбурга не заинтересована в развитии системы Роспечать", - вторит Алексей Виноградов. Подобная ситуация и в Перми. По словам частного предпринимателя Дмитрия Еремина , существует определенная схема расположения киосков по городу, а чтобы установить новые, он сталкивается с большими трудностями: "Ты должен идти в районную администрацию за разрешением. В случае положительного решения вопроса посылают запрос в горадминистрацию с просьбой включить новый киоск в схему размещения (на практике город 70% таких заявок отклоняет). Затем район проводит открытый конкурс. И совсем не факт, что даже если ты подал заявку на это место, то ты его выиграешь. Такая система сдерживает развитие рынка".

Альтернативный марш-бросок

Одновременно с рынком розницы развивался рынок распространения периодики через подписку. Истории развития обоих рынков во многом схожи. Вследствие потери привилегии монополиста и Союзпечать, и Управление федеральной почтовой службы (УФПС) утратили влияние. Как и рынок розничных продаж, на подписной рынок зашли частные фирмы и агентства, методы ведения бизнеса которых принципиально отличались от работы старой доброй почты, что дало подписчикам альтернативу. Отсюда название - альтернативная подписка. Несмотря на то, что на Урале альтернативных агентств всего несколько ("Урал-пресс", "Уралинформпечать", "РЕГ-пресс" в Свердловской области, "Коммерсант-Курьер" в Башкортостане), и независимые эксперты, и сама почта признают: местные фирмы альтернативной подписки, в частности в Екатеринбурге, по развитости бизнеса уступают лишь московским и питерским.

- Сегодня можно говорить о прямой конкуренции между почтой и агентствами альтернативной подписки, - считает начальник отдела распространения печати УФПС Свердловской области Надежда Немыкина . - Но здесь есть принципиальный момент: почта - государственное предприятие, агентства - коммерческие. Последние имеют больше самостоятельности и, следовательно, преимуществ. К примеру, автобаза УФПС располагает определенным количеством машин для доставки прессы и увеличить парк не может, в отличие от частных фирм, где руководитель - сам себе хозяин. Этим и объясняется тот факт, что прессу агентства альтернативной подписки доставляют раньше, чем почта. Однако и минусы у них есть: во-первых, в отличие от нас они коммерсанты и везут прессу только туда, откуда пойдет отдача, во-вторых, в отличие от областных изданий, которые они доставляют сами, центральную прессу, печатающуюся в Москве, они возят через нас: невыгодно везти оттуда на машине. По моим данным, МПС не имеет права заключать договоры с "альтернативщиками". Несмотря на то, что агентства альтернативной подписки являются нашими прямыми конкурентами, между нами на сегодня сложились нормальные отношения.

Бичом для УФПС стала введенная вновь двухразовая подписка, неудобная, по мнению специалистов, как для самой почты, так и для подписчиков. Почтовики говорят о том, что велись переговоры с Минсвязи, в чьем подчинении тогда находилось УФПС, но печатники пролоббировали именно этот неудобный для всех вариант. "Я полагаю, - говорит Надежда Немыкина, - что к этому приложило руку руководство дорогих журналов, которые печатаются за границей и рассчитываются за это долларом, курс которого в России предугадать невозможно. Им не выгодна свободная система подписки".

На екатеринбургском рынке распространителей прессы по альтернативной подписке агентство "Урал-пресс" если и не монополист, то признанный лидер. В общенациональных рейтингах агентств этой сферы оно занимает 16-е место по объему подписки среди 89 российских субъектов. Другими словами, подписка, которую проводит агентство в одном только Екатеринбурге, больше, чем во многих областях страны. Отличительная черта тактики "Урал-пресс": основные подписчики его - оптовые покупатели (крупные промышленные предприятия, банки, библиотеки, вузы). Всего в Екатеринбурге с "Урал-пресс" работает около 3 тысяч предприятий. "Наш принцип, - говорит заместитель директора "Урал-пресс" Вероника Тагунова , - он же определяет формулу нашей доходности, прост: если клиент выписывает десять изданий и больше, он достоин более качественного обслуживания. Такие покупатели получают определенные скидки. По сравнению с почтой доставочные цены в "Урал-пресс" на 30 - 40% ниже".

Кроме всего прочего, у альтернативных агентств еще одно выгодное отличие перед почтой: экономия времени. К примеру, "Урал-пресс" можно назвать единственным агентством, имеющим свой интернет-магазин, что избавляет его клиентов от изучения толстых каталогов и нудного заполнения абонементов.

Рука Москвы коротка

Рынок оптового распространения периодики на Урале, в отличие от розницы и подписки, сформировался относительно недавно, но лидеры уже определились: в Челябинске - "Азбука" и "Фактория-Пресс", в Ижевске - "ОВА-Пресс", в Перми и Уфе - филиалы московского АП "ОДА", в Екатеринбурге - "Фактория-Пресс".

С точки зрения конкуренции любопытна ситуация вхождения на региональный рынок москвичей: АП "ОДА", по некоторым данным, входит в список национальных лидеров рынка распространения печатной продукции, обладает разветвленной и структурированной региональной сетью, филиалы работают в девяти крупных городах России и трех столицах стран СНГ. Однако на Урале агентство представлено только в Перми и Уфе. По мнению специалистов, это объясняется присутствием на рынке Уральского регионального центра "Фактория-Пресс", фактически работающего уже пять лет.

ООО "УРЦ "Фактория-Пресс"" является лидером продаж в регионе Большого Урала. Ассортимент реализуемой продукции, по свидетельству директора центра Владимира Полякова , составляет около 550 наименований, в него входят практически все российские издания. Исключение составляют ежедневные газеты и большая часть местных (они поступают непосредственно в розницу). Исходя из расчетов, проводимых по самым массовым позициям (продукция издательских домов "Бурда", "СПИД-инфо", "Калейдоскоп", журналы группы "Cosmopolitan", "Elle", "Стерео", "За рулем") через "Факторию-Пресс" проходит около 90% еженедельной и ежемесячной центральной периодики, поступающей в Екатеринбург и Свердловскую область. Немногим меньше в других регионах: в Тюмени 70 - 75%, около 80% - в Кургане и 70 - 80% в Челябинске. Исключение составляет Пермь (менее 50%), где присутствует "ОДА".

Региональный рынок распространения периодики, по мнению профессиональных его участников, может развиваться: платежеспособный спрос удовлетворен недостаточно цивилизованно, а потому возможности в расширении бизнеса есть. Однако он поделен, причем поделен бескомпромиссно. Эксперты склоняются к мнению, что занять определенную нишу новичку будет непросто: для закаленных в конкурентной борьбе времен становления рынка двух основных участников, государственных и крупных частных предприятий, не составит труда вытолкнуть пришедших извне. При этом очевидно: местные власти, имеющие своего игрока на рынке в виде муниципальных предприятий, тормозят и его развитие, и, применяя к частникам административный ресурс, развитие сети распространения в целом.

Екатеринбург - Ижевск - Пермь - Челябинск - Уфа

«Эксперт Урал» №19 (32)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама