Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Культура

Нон стоп рок-н-ролл

2002

Третье поколение уральского рока: что толку быть собой...

Есть один день в году, когда уральские рок-группы разом, многочисленной тусовкой выбираются в свет. Драйв, обычно сотрясающий узкое пространство репетиционного зала или какого-нибудь подвала, в этот день крушит скуку в радиусе минимум пятисот метров. Для молодых музыкантов - отличная возможность достучаться (добарабаниться и докричаться?) до слушателя и добиться попадания лирических и зубодробительных откровений в уши и души меломанов.

Можно процитировать почти классический пассаж рок-поэзии конца прошлого века: "Ты не поверишь: там Новый год два раза в год. Вот". Собственно, группа "Високосный год", которая так отметила причудливую российскую традицию праздновать Старый Новый год, здесь ни при чем. Просто строка в тему. Дело в том, что фестиваль "Старый Новый рок", о котором речь, проходит в Екатеринбурге как раз тогда, когда домоседы устраивают староновогоднее застолье. Парадоксальное название праздника запросто и органично перекочевало в имя форума не только благодаря их общей дате, 13 января. Фишка еще в том, что "Старый новый рок" объединяет на одной площадке мэтров и новичков. Концертных площадок на фестивале две: большая сцена Дворца молодежи и малая - в кафе того же ДМ. Нет необходимости прилипать к креслу: отслушал часть "основной" программы под предводительством Алексея Могилевского (экс-"Наутилус") - перемещаешься в кафе, где бушует альтернатива. Заметим: вовсе не факт, что малая сцена отдана музыкантам второго ранга. Не факт и то, что здесь выступают команды, диссонирующие с основной уральской рок-идеей. Вообще сомнительно, что она есть: разброс музыкально-текстовых тем, импульсов, настроений и устремлений велик. В то же время современный рок отличает взаимопроникновение стилей, в том числе таких, которые прежде никак не могли контактировать друг с другом (появление термина "рокопопс" - тому подтверждение).

Жаль, пока не выпущен диск-сборник потенциальных хитов молодых уральских рок-музыкантов. Очень кстати было бы наткнуться в фойе ДМ на прилавок, где продавался бы его первый тираж. Но у студийной записи - одни преимущества, у фестиваля живой музыки - другие. Фестивальный шквал - все-таки стихия. Здесь можно обнаружить потрясающую вещь, а потом вдруг вспомнить, что слышал ее в записи и ощущения были довольно кислые. Ничего странного: есть группы, которые мощной энергетикой живого звучания забивают собственные провалы по части содержательности, стильности, оригинальности и чего угодно другого. Наоборот бывает реже.

Неожиданно нескучным на "Старом новом роке" оказался "М.А.Р.К.". Группа рефлексирующе-депрессивная или старается такой выглядеть. Впрочем, ее ударная истерика звучит мажорно если не в тональности, то по сути. Похоже, рок-бунтарство сейчас неактуально и выглядит игрушечно. С кем (чем) биться? С сезонной непогодой, собственным настроением? Разве что с абстрактной продажностью. Вот и лидер команды рефреном кричит, что делает "песни не на продажу, так интересней". А песни "М.А.Р.К.а" можно отнести к категории "повторение пройденного": дань ностальгии по эпохе, когда рок жил поперек остального мира. Тем не менее именно "М.А.Р.К" в живой версии впечатляет больше, чем в студийной: довольно качественный драйв и исполнение на том пределе, когда выбор, кажется, один - или отыграть, или прыгнуть со скалы. Такой энергетический захлест не заводить не может. В итоге легко пропустить мимо ушей в музыке "М.А.Р.К.а" мотивы "Агаты", "Кино", многих других, рифмы типа "осколки слез - город грез"...

Для раскрутки начинающей команды важнее живого и зримого впечатления то, которое она производит при трансляции ее записи в эфире. Причины, по которым та или иная музыка не попадает на радио, разнообразны. Самая банальная - группа не доросла до публикации своих опусов. Но когда из формата выбивается мэтр... Между прочим, "Агата Кристи", принимавшая участие в фестивале, похоже, обижена на все существующие в природе радиостанции. "Я считаю, самые интересные группы - те, которые не вписываются в радиоформат. Например, "Агата Кристи", - саркастически заметил ее лидер Глеб Самойлов. - Наш последний альбом не попал ни на одну радиостанцию, и мы надеемся продолжать подобную традицию. Что такое формат? Это политика отбора и воспитания взаимозаменяемых групп. Допустим, отработали звезду - она выдохлась или попыталась делать другую музыку. Ради Бога, вместо нее можно найти новую суперстар, и ничего не изменится. В результате почти не осталось нонконформистской музыки. Музыканты, которые рискуют идти вразрез с понятием формата, сейчас - большая редкость, таких людей я очень уважаю".

Небольшая ремарка. Даже на самых продвинутых радиостанциях много профессиональных вещей остается за пределами эфира. Но и говорить об однообразии новой форматной волны, в том числе той, что с Урала, - перебор. Вряд ли взаимозаменяемы "Сансара", "Смысловые галлюцинации", "Чичерина". Кстати, "Глюки" тоже выступили на "Старом новом роке", естественно, в разделе мэтров.

Большинство новичков напоминают не столько друг друга, сколько "старичков". В одних случаях речь идет о плагиате, в других - о преемственности, в третьих - о преходящей болезни роста (самый обнадеживающий вариант). Видимо, идейный посыл заматеревших ныне рок-бунтарей 80-х оказался настолько мощным, что "перебить" его, выдать что-то независимое, новое удается единицам. В этом смысле говорить о новой волне уральского рока не совсем логично. Вернее прозвучит слово "брызги".

Вот группа "Дяди". Первая и главная ассоциация при знакомстве с ней - "Апрельский марш": сходство в манере исполнения, тембре и окраске вокала, отчасти даже во внешности лидеров бывшей и новой команд - характерная долговязая худощавость. При этом - бывает же такое! - сходство не раздражает, и ассоциации не мешают воспринимать "Дядь" как самостоятельную и в чем-то оригинальную группу. В них нет той мрачной мистической харизмы, благодаря которой невозможно забыть "Апрельский марш". Есть другое: "Дяди" веселы и ироничны. Играют, по их собственному определению, неошансон (это значительно тяжелее, ритмичнее и свежее, чем шансон). Сюжет песен закручен вокруг лирического героя - гопника, соответственно фигурируют в них бутылка водки, банка кильки и т. п. "Дядям" явно удастся контакт с публикой благодаря артистизму и остроумному ёрничанью.

От команды с таким вкусным и бархатным названием, как "Вишневый кот", вряд ли можно ожидать убойного панка или жесткого металла. По задушевности группа близка к "Чайфу", по мелодике - нечто среднее между "Браво" и "Beatles". "Коты" намеренно инфантильны, старомодно-романтичны и очень симпатичны. При подобных качествах хватает чувства меры и вкуса, чтобы не скатиться в махровую попсу. Их наив и простодушие настолько осознанны и даже стилизованы, что о примитивности не может быть речи. Рок-н-ролльная публика, кстати, это прекрасно чувствует и под песни "Вишневого кота" заходится в визге не хуже, чем под тяжелый рок.

Фестивальный репертуар складывался во многом исходя из праздничного настроения тусовки. Не все группы отваживались грузить ее глобальной рок-философией. Но поперчить музыкальную солянку никогда не вредно. На фоне более-менее уравновешенных и благовоспитанных музыкантов обязательно должны присутствовать "безобразные" белые вороны. Сентиментальная или депрессивная лирика - это штучки не из ряда вон. Поэтому панорама уральского рока получилась бы неполной, если бы уже около часа ночи, под занавес, до микрофона не дорвались "Maniac KIDS". Выступали на малой сцене андеграунда, но обольщаться не стоит: ничего супер-пупер-оригинального "МК" не играют. Имидж: мальчиши-плохиши при очках, строгих пиджаках и коротких аккуратных стрижках. Хотя, казалось бы, лохматый хаер, затертая джинса и свирепый макияж были бы уместнее. Играют - как гвозди заколачивают, да чего там гвозди - сваи вбивают. Музыкальных тем - всего ничего, два притопа, три прихлопа. Тексты состоят преимущественно из одной скандируемой фразы ("Я сдохну - ты сдохнешь", к примеру). Зато дерзости и злости - выше головы. Впрочем, для оплеухи общественному вкусу силенок маловато - меньше, чем желания ее смачно отвесить.

На большой сцене финал звучал иначе. Завершающим стало выступление группы "Топ" (лидер ее Евгений Горенбург и студия "SVE records" - главные организаторы фестиваля). "Топ" - в своем роде классический рок-н-ролл, хотя музыканты называют собственный стиль "бубль-гум-роком". Музыка заводная и нарядная, под нее скорее всего заскучают тинейджеры, воспитанные "Королем и шутом", но люди взрослые оценят вполне. Репертуар группы "Топ", похоже, не "форматный": не слышно, чтобы кто-то взялся крутить в эфире песню про "юбку короче, чем слово "да". Наблюдать команду можно в основном только в живой версии. Причем выступления ее звучат и выглядят как раритет - благодаря редкой верности рок-н-ролльным традициям.

Современный рок умеет быть радостным и праздничным. Пожалуй, это не лучше и не хуже, чем мрачные духовные искания и революционный пыл музыкантов 70 - 80-х. Настроения времени переменчивы, но рок-н-ролл по-прежнему остается антитезой обывательскому болоту. В уральской музыке, в частности, неплохо обстоят дела с металлом (хотя и не в чистом виде) и вполне благополучно - с так называемым рокопопсом, почему-то не в фаворе фольк, модный в столице. Тематический разброс выглядит примерно так: love story, депрессия, затяжная екатеринбургская зима, картинки из жизни уральских парней, просто веселое настроение...

Эйфорическая атмосфера форума и приличный профессиональный уровень выступлений позволяют бодро констатировать: наш рок жив и отходить в мир иной не собирается. Правда, не пришлось сделать для себя ахового открытия по поводу отдельного коллектива или персоны, предвидя их стремительный звездный взлет. Что ж, подобные открытия не обязаны происходить с ежегодной периодичностью "Старого нового рока". Подождем.

Екатеринбург

Рок-бунтарство сегодня неактуально и выглядит игрушечно. С кем (чем) биться? С сезонной непогодой, собственным настроением? Разве что с абстрактной продажностью. Идейный посыл рок-бунтарей 80-х оказался настолько мощным, что перебить его удается единицам. Поэтому говорить о новой волне уральского рока нелогично. Вернее прозвучит слово "брызги"...

«Эксперт Урал» №5 (40)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама