Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Интервью

Медиабизнес строгого режима

2002

Почему к проектам медиаменеджера Игоря Мишина "прилипают" деньги

Этой весной в Екатеринбурге начнет вещание новый феде-ральный проект - Окружное телевидение Уральского федерального округа. Председателем совета директоров Уральской окружной телекомпании стал президент первой в Свердловской области негосударственной телекомпании "4 канал" Игорь Мишин.

Мишина называют "непотопляемым". Созданный им крупнейший в регионе медиахолдинг - несколько теле-, радио-, газетных и рекламных проектов, в которых заняты около полутысячи человек, - работает вот уже десять лет. И все эти годы сохраняет явную независимость от влияния внешних политических и криминальных сил - "крышей", охраняющей бизнес от внешнего влияния, всегда был сам Мишин.

Президент холдинга не скрывает, что хочет зарабатывать много денег. И уточняет: на жизнь хватает, деньги нужны для развития бизнеса. Большинство медийных проектов "4 канала" коммерчески состоятельны. Так, исследование рекламных региональных рынков, проведенное в 2000 году некоммерческой организацией "Интерньюс", показало: рекламная группа "Телец", входящая в холдинг, с оценкой в 4,5 балла по 5-балльной шкале заняла третье место в России, оставив позади рекламщиков 53 городов и уступив только отделам телепродаж Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Сегодня группа контролирует рекламный эфир пяти из десяти наиболее рейтинговых телеканалов в Екатеринбурге, включая центральные. В 2001 году объем продаж "Тельца" составил более половины всего объема екатеринбургского телевизионного рекламного рынка - почти 100 млн руб. Капитал холдинга умножается столь же ощутимо: с четырех бытовых магнитофонов и одной видеокамеры в 1991 году стоимость только балансового оборудования сегодня составляет почти 2 млн долларов.

Случалось, однако, президенту холдинга проявлять и коммерческую наивность. Создав в 1995 году газету "Подробности", он рассчитывал на массовый успех и соответственно прибыльность. Успех был: за год тираж вырос с 1,5 до 22 тыс. экземпляров. Но денег региональное издание не принесло, дотировалось за счет других проектов холдинга. Убедившись, что общественно-политическая газета может служить каким угодно, только не коммерческим целям, Игорь Мишин продал раскрученный брэнд.

Впрочем, тяга к участию в общественно-политической жизни никуда не делась: Мишин работает в правлении Национальной ассоциации телерадиовещателей, недавно избран в правление Академии российского телевидения.

Залогом жизнеспособности холдинга "4 канал" на рынке СМИ многие считают умение Игоря Мишина тонко чувствовать человека и находить компромиссы. Плюс личные качества, за которые людей, как правило, не любят: он умеет быть циничным, "толстокожим" и расчетливым. Все это складывается в парадоксы: Мишин не держит людей рублем - но люди работают в холдинге годами. Он постоянно в разъездах и нечасто бывает на канале - но его отсутствие негативом не отражается. Он не старается окружать себя единомышленниками - но существует прочная "команда Мишина". Наконец, он делает телевидение - но сам телевизор почти не смотрит.

Система как катализатор роста

- Игорь Николаевич, почти половину времени вы работаете "из Москвы". Как поддерживаете на расстоянии жесткую дисциплину на канале, качество программ? Как контролируете бизнес?

- Я давно не занимаюсь телевидением или радио как таковыми. Я принимаю решения - относительно того, как люди должны быть между собой организованы и включены в некую систему отношений, чтобы в конце был положительный результат. Моя главная функциональная обязанность - думать и разговаривать, этим я занимаюсь по 16 - 18 часов в сутки. Не важно, где нахожусь - в Екатеринбурге, в Москве, дома, в машине, в самолете. Я общаюсь с коллегами через наш сайт в Интернете, электронную почту, работают системы отчетов руководителей звеньев холдинга и информационного обмена. Это позволяет, находясь как угодно далеко, мгновенно реагировать на любые изменения.

Был период, когда телекомпания "4 канал" - базовый проект холдинга - представляла собой коллектив энтузиастов, где царила атмосфера студенческого клуба, молодежной тусовки. Это теперь не более чем воспоминание: сегодня люди включены в жесткую систему производственных отношений...

-...обставленную комфортными условиями работы? Свое кафе с горячими обедами, идеальная чистота, кожаные диваны для "перекура". Даже один из двух лифтов владельцы здания отдали в единоличное пользование "четверки", хотя холдинг арендует лишь три этажа из девяти. Это тоже работает на результат?

- Да, здание постепенно становится нашим с точки зрения не собственности, а ответственности. У нас лифты всегда работают, газоны и дорожки на улице красивые, зимой елка наряженная стоит у входа - и не за два дня, а за месяц до Нового года. Без затрат на создание атмосферы некоего уюта и удобства невозможно организовать продуктивную работу персонала, особенно в таких живых проектах, как телевидение, радио, рекламный бизнес, где есть жесткая конкуренция. Чем больше отвлекаешься на бытовые неудобства, тем больше проигрываешь в конкурентной борьбе. А человек должен быть сосредоточен только на конечном результате, его ничто не должно отвлекать от задания.

- Неужели удалось решить проблему организации труда журналистов - людей творческих, привыкших к свободному режиму?

- Я понимаю, что имею дело с людьми, труд которых должен быть организован иначе, чем труд банковских служащих или заводчан. Но это никоим образом не влияет на степень интенсивности труда, с которой люди обязаны работать. Иногда меня студенты спрашивают: как сделать карьеру журналиста и попасть на "4 канал" или стать звездой в масштабах страны? Я говорю: ребята, правило едино для любой профессии: надо очень много работать по количеству часов и степени интенсивности. Не 8 часов в сутки, а 14. Или не с двумя выходными, а вообще без выходных.

- Но ведь помимо количества должно быть еще и качество.

- А в данном случае все просто - это как тренировка у спортсмена. Никогда не станешь олимпийским чемпионом, если огромное количество часов не проведешь в спортзале или на лыжне. Это как раз тот случай, когда на 100% работает знаменитый закон диалектики: количество переходит в качество. Чтобы сделать хороший репортаж, начинающему репортеру требуется 4 - 5 часов, опытному - полтора. Но чтобы научиться тратить полтора часа, надо прежде сильно отпахать. Я подчиненным всегда говорю: наша жесткая структура труда - для вашего же блага. Вы радуйтесь, что попали в организацию, в которой все заточено на повышение мастерства.

- Все равно без хорошего учителя не обойтись...

- Период ярких самобытных звезд, которые сами по себе могли достичь результата, в региональном ТВ давно закончился. Теперь результат дает только система отношений и организации труда. Один и тот же человек внутри одной организации вырастет в звезду, внутри другой - нет. Сегодня в качестве учителя выступает сам "4 канал", тот опыт и те отношения, которые здесь сложились за много лет.

Это кому-то не нравится: есть те, кто от нас уходит, есть журналисты, кого я бы был рад видеть, но они никогда сюда не придут, потому что знают, какая жесткая здесь система, строгий режим. Ну что делать... Я буду об этом только сожалеть, но менять ничего не буду.

- Кадры быстро вливаются в команду единомышленников?

- Они вливаются просто в профессиональную команду. Я давно понял: пусть уж лучше все будут разномышленники. Когда все одинаково и про одно и то же думают - это плохо.

Зарплата как инструмент рынка

- Холдинг выковал кадры для многих конкурирующих проектов. Причем люди чаще уходят с "четверки" по финансовым причинам - зарплаты у вас невысокие. Почему позволяете перекупать своих профессионалов?

- Во-первых, зарплаты у нас, скажем так, среднестатистические. Во-вторых, как одни люди уходят, так другие приходят. Зато когда мы приглашаем к себе специалистов, можем позволить платить этим людям точно такую же зарплату, какую они получали на прежнем месте. Для таких людей важна не материальная, а моральная составляющая - престиж, имидж компании. А вот когда речь идет о перекупке наших специалистов, то, действительно, их можно переманить только большей зарплатой. На что они еще могут купиться?

Часто смена работы человека творческой профессии обусловлена не столько внешними факторами типа "устал от интенсивного труда", "платят мало денег", "трудные отношения с начальством", сколько внутренней потребностью спустя 4 - 5 лет сменить коллектив и место работы. Устает человек много лет подряд ходить в один и тот же офис, общаться с одними и теми же людьми, делать одну и ту же работу. Я отношусь к этому с пониманием, но и с сожалением: в каждого сотрудника вкладываются усилия, он уходит с наработанным опытом, на него делается ставка. Я воспринимаю это примерно так: хотелось бы сегодня иметь погоду потеплее или зиму на Урале два месяца, но так не бывает...

- Погоду не изменишь, но ведь людей-то удержать можно?

- А зачем? Есть рынок труда и его нельзя расшатывать. Вы же не будете за вещь, которая стоит 100 рублей, платить 200, если, конечно, вы не безумный коллекционер, а вещь раритетна.

- Ну почему, если вещь очень нужна, можно и вдвое заплатить...

- Есть рынок труда, и каждый человек на нем имеет определенный опыт, квалификацию, послужной список, рекомендации - и свою цену. Есть, конечно, кадры, с которыми заключаются индивидуальные контракты, но это люди штучные. И потом: тот, кто задумался над сменой работы исходя из размера зарплаты, все равно уволится в очень короткие сроки, даже если ему зарплату повысить. Речь, конечно, не о сталеваре, а о людях творческой профессии. Если сформировался мотив смены коллектива, в котором человек творит, то повышение зарплаты решит эту проблему на очень короткий период времени. Поэтому я всегда себя как руководитель спрашиваю: зачем тратить деньги, если сотрудник все равно уйдет?

Человековедение как основа бизнеса

- Правда, что в кризисные моменты вы применяете "теорию больного зуба"? Чтобы пломба дольше держалась, маленькую дырочку стоматологи увеличивают - и только тогда пломбируют. Говорят, бизнесмен Мишин не старается ликвидировать начинающийся кризис, а дает ему разрастись...

- Очень может быть, хотя каждая ситуация разрешается индивидуально. Есть правило - и вдруг появляется факт, который в это правило не укладывается. Глупый человек изнасилует факт и затолкает его в правило, а умный изменит правило. Я отношусь к тем, кто меняет правила в зависимости от конкретной ситуации и принимает решение, не тиражируя прежние, хоть и удачные схемы. Конкретный пример - вся история "4 канала". Меня часто спрашивают, в чем причина успеха? Да в том, что мы гибко и живо ориентируемся на все внутренние и внешние факторы, стараясь предугадывать их развитие.

Кроме того, есть простая наука, которой владеет в совершенстве каждый добившийся успеха предприниматель и которой не учат ни в одном институте, - человековедение. Это некая квинтэссенция ощущения себя по отношению к другим людям. Могу с определенной степенью уверенности утверждать: я очень неплохо владею азами этого предмета. Людей тонко чувствую и могу угадывать их действия, прогнозировать поступки, видеть скрытый смысл их действий или слов. Как внутри коллектива, так и во взаимоотношениях с конкурентами, партнерами.

- Это врожденное или из умных книжек?

- Тут много чего. Во-первых, атмосфера в семье. Я рос невероятно свободным человеком: мне было много что позволено, но я сам нес персональную ответственность за все, что делал. Во-вторых, образование: в процессе учебы на философском факультете я много занимался социальной психологией, психологией малых групп. В-третьих, рабочий опыт. Я с 17 лет оказался на литейном производстве и три года учился строить отношения в атмосфере настоящего рабочего класса. В сумме все это дало умение извлекать уроки из кризисных ситуаций.

История моей личной карьеры и телекомпании подтверждает: если бы я ошибочных решений принимал больше, чем правильных, вы бы сейчас интервью брали у другого человека. Пока я все-таки чаще принимаю правильные решения. Правда, с годами цена промаха возрастает: каждая новая ошибка имеет цену в несколько раз выше, чем предыдущая.

- Чем вы меряете понятие успеха?

- Это только внутренняя оценка. Никакие внешние атрибуты - дорогой автомобиль, возможность часто ездить за рубеж - не могут служить критерием. Точно так же, как ощущение свободы - оно всегда внутреннее.

- Для вас важно, чтобы люди, с которыми делаете бизнес, были приятны?

- Абсолютно неважно, хотя и желательно. У меня очень много людей работает, к которым я отношусь с малой степенью симпатии, а некоторые из них мне совсем несимпатичны. Но мне удается их включить в систему служебных отношений, где они себя чувствуют комфортно. А кроме того, они работают с великолепным конечным результатом, потому моя симпатия никакого значения не имеет.

- У вас на работе наверняка есть советники?

- Самые ответственные и сложные решения, которые я обсудил с коллегами и партнерами, всегда тестируются моей женой. Лена в курсе всех событий, моих отношений с людьми; она одна владеет равным моему объемом информации. Ее советы страхуют от проколов, ошибок и всегда помогают найти выход из в кризисных ситауаций, выстроить отношения с партнерами, снять напряженную психологическую ситуацию внутри коллектива. И еще не было случая, чтобы совет оказался ошибочным.

Лица как знак качества

- Кто из "кузницы кадров" после ухода в конкурирующие проекты подтвердил свой профессионализм?

- Мне неинтересно отвечать на этот вопрос, потому что я не слежу за карьерой ушедших от меня людей. Это как что-то потерять или чашку разбить: сначала вы переживаете, а потом вычеркиваете это событие, все, как отрезало, - и живете дальше.

- Значат ли ваши слова, что яркая карьера ни у кого из "бывших" не сложилась?

- Не надо за меня домысливать: я говорю то, что я говорю. В истории развития телевидения в Екатеринбурге пока есть только две персоны, претендующие на то, чтобы называться "лицами канала", или звездами, если хотите: Иннокентий Шеремет и Анна Титова.

- А как вам те лица, которые мы видим сегодня на "4 канале"?

- Одна из замечательных традиций, которая сложилась в телекомпании за 10 лет и выгодно отличает нас от конкурентов, в том, что, слава богу, больших проколов с персонажами в эфире пока не было. Есть школа отбора людей в эфир. Раньше я сам утверждал персоны, а сейчас есть ответственные за этот процесс. Правда, я все равно активно в него вмешиваюсь, даже пытаюсь влиять на то, какой галстук и как должен быть завязан у ведущего. К сожалению, меня все меньше слушают по этим вопросам. Подчеркиваю: к сожалению.

- И вы не можете повлиять на ситуацию?

- А это уже зона не моей ответственности, а руководителей программ. Не ломаю я людей! Да, я имею административный ресурс, чтобы ввалиться, повести себя как слон в посудной лавке и продолжить заниматься своими делами. Но это не в моей практике, я стараюсь решительно и недвусмысленно командовать в тех областях, за которые персонально отвечаю. Иногда я могу рекомендовать, иногда навязать свое мнение, но никогда не принимаю решение за других. Даже если чужое решение ошибочно. Пусть спустя время человек сам убедится, что был не прав - и это будет его опыт, его учеба, он станет профессиональнее. Иначе он не научится работать. А я работать за всех не могу.

Проекты как формирование среды

- Вы говорите, в эфире слишком много телепроектов. И все же стали председателем совета директоров Уральской окружной телекомпании...

- Для меня это бизнес чистой воды, расширение возможностей, выход на новый уровень профессиональных задач, связей, интересов. И необходимость. Мы знакомы с моделью федеральных и городских-областных новостей. Стоит задача занять нишу посредине этих моделей. Людей в новый проект будем приглашать из других телекомпаний. Ведь решение кадровой задачи всегда можно использовать для ослабления конкурентов, это азбучная истина предпринимателя. И может, к нам вернутся те, кто когда-то ушел с "4 канала", приобрел хорошие навыки и удвоил опыт в других проектах.

- Свое видение развития проекта наверняка есть и у полпреда президента Петра Латышева, и у министра печати Михаила Лесина, и у руководителя ВГТРК Олега Добродеева, и у президента телекомпании Сергея Фролова. Не придется ли медиахолдингу наступать себе на горло, выполняя госзаказ?

- Частный бизнес живет на территории государства, где есть законы, государственная политика - и нельзя работать без учета этих интересов. В предыдущие десять лет Ельцин был царь и бог. И большинство СМИ, за исключением таких газет, как "Завтра", "Правда", дружненько работали все это время на президента. И никто не считал, что это плохо. Так почему работать на президента с фамилией Ельцин было нормально, а с фамилией Путин - уже не так? Давайте определимся: мы за свободу слова или работаем в угоду конъюнктурным интересам?

- А у нас есть свобода слова?

- Принято считать, что она есть только на Западе. А вы представьте, что показали бы российские телеканалы 11 сентября? Расчлененки было бы хоть отбавляй, кровищи - море, а президента обвинили бы во всех смертных грехах. А что делают телекомпании в Америке, где нет никакой госцензуры, но есть высочайший уровень социальной ответственности частных СМИ перед обществом? Ведь понятно, что отсняли все и в архиве лежат такие кадры, что можно с ума сойти. Но все редакции показали уровень трагедии, горя, разрушений камня и металла - и сработали на консолидацию общества вокруг американского флажка. Окружной проект ставит задачей как раз поиск баланса интересов между построением новой российской государственности и жизненными, бытовыми реалиями.

Я всегда очень внимательно отношусь к предложениям в части общественной жизни. Потому что уверен: одна из слагаемых успеха проектов "4 канала" - это работа по формированию среды. Надо без какой-то видимой сиюминутной пользы тратить время именно на формирование среды, атмосферы, в которой развиваются твои проекты, строить взаимоотношения с властью, законодателями, устанавливать личные связи с общественными организациями, чиновниками.

- В этом и есть секрет успеха "4 канала" в целом и Игоря Мишина в частности?

- В том числе. И в том, что я никогда не изменял выбранному делу. Меня часто приглашали заняться еще чем-то параллельно: давай с помощью ТВ раскрутим еще один вид бизнеса. Мой ответ: не надо нам заниматься ничем, кроме как учиться зарабатывать деньги на медиарынке. Потому что, если научимся, нам хватит, а если нет, то все попытки изменить профессии результата не дадут.

У меня никогда не было акционеров, имеющих отношение к медийному бизнесу. А это важно - быть свободным от чужих навязчивых идей. Кроме того, "4 каналу" удалось не вляпаться, хотя краешком и нас задело, в политические авантюры. Был, правда, эпизод моего участия на выборах в Госдуму, но я подчеркиваю: для продвижения бизнеса в Екатеринбурге было важно не стать участником именно местных политических событий.

И еще. Каждый день - и я искренне в этом убежден - надо жить, как будто он последний. Реально много успеть запихнуть в этот день, потому что завтра такой возможности может и не быть. Это правило дает интенсивность и радость жизни. Правда, важно чувствовать баланс между тем, что хочется, и тем, что ты обязан делать, не превращая жизнь в суету. Мне пока это удается.

«Эксперт Урал» №8 (43)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама