Центробежная сила

Москва, 15.07.2002
Региональные форумы не ставят вопросы. Они предлагают их решение

Прошедший в Перми форум "Стратегия регионального развития" подтвердил: с приходом к власти второго президента России Владимира Путина регионы потеряли характерную для эпохи Бориса Ельцина самостоятельность. Оказалось достаточным создать институт полпредов, унифицировать правовое пространство страны и перераспределить в пользу центра налоговые отчисления. Урезанным в правах региональным лидерам осталось либо кулуарно выказывать недовольство Москвой, либо отстаивать интересы территорий в открытой конструктивной полемике.

Как выяснилось, главы входящих в Приволжский федеральный округ областей и республик для публичного выражения политического "я" не созрели. Более того, 14 из 15 глав регионов ПФО двухдневное мероприятие в Прикамье просто проигнорировали. В президиуме рядом с полномочным представителем президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Сергеем Кириенко пребывал лишь губернатор Пермской области Юрий Трутнев. Федеральный центр представляли вторые и третьи лица министерств.

Между тем цель форума, озвученная его организатором и экс-премьером Кириенко, - "выработка согласованной позиции представителей субъектов федерации по проблемам регионального развития, разработка рекомендаций для президента и правительства РФ", - требовала участия в нем более значимых политических фигур как регионального, так и федерального масштаба. Г-н Кириенко, правда, с таким мнением корреспондентов "Эксперт-Урала" не согласился: "Форум - не заседание политбюро, а место для открытых дискуссий, где главные действующие лица - не VIP'ы, а эксперты по различным проблемам". В итоге мероприятие прошло без "бурных и продолжительных". Зато уже несколькими днями позже многие положения итоговой резолюции форума озвучил президент Путин, проводивший в столице Мордовии Саранске совещание с главами субъектов ПФО.

Самара - Пермь

На первом приволжском форуме, прошедшем в прошлом году в Самаре, все было иначе. Инициатором его проведения был самарский губернатор Константин Титов, региональный лидер, известный политической активностью в федеральных масштабах. Мероприятие с актуальной повесткой дня послужило неплохой рекламой и самому Титову, и его области. Конкретных решений, правда, не приняли: все ограничилось знакомством с передовым западным опытом регионального стратегического планирования и обсуждением того, как этот процесс должен идти в России.

Однако в плане креатива, как отметил научный руководитель фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" Юрий Перелыгин, самарский форум, несмотря на большие организационные усилия и мощную финансовую подпитку, оказался значительно слабее. В Самаре организаторы больше внимания уделяли обеспечению высокого уровня представительства. Когда инициативу проведения форума перехватило полпредство, акценты сместились на интеллектуальную составляющую.

Полпред Кириенко оценил результаты первого форума иначе: "Мы утвердились в понимании того, что регионы должны сами разрабатывать программы стратегического развития - и сегодня уже никто не требует, чтобы центр кормил регионы идеями, как младенца с ложечки. Кроме того, год назад мы постарались привлечь внимание федерального центра к нашим проблемам. Считаю, нам это удалось: сегодня федеральные целевые программы составляются с учетом стратегических интересов регионов".

Фактор близорукости

Прежде чем начать фонтанировать идеями на форуме, эксперты обменялись мнениями относительно того, как в течение года регионы работали над своими стратегиями. Выяснилось - недостаточно эффективно, поскольку не смогли вписаться в долгосрочные проекты Москвы. Как отметил ректор государственного университета "Высшая школа экономики", член коллегии Минэкономразвития Ярослав Кузьминов, пока между стратегическими приоритетами федерального центра и регионов - дистанция огромного размера. Причину нестыковки нужно искать в первую очередь на местах.

Так, стратегии большинства российских субъектов ограничиваются рамками 2003 года. "О каком развитии может идти речь, если руководство регионов не может заглянуть дальше собственного носа! - негодовал Кириенко. - Из 15 субъектов ПФО наличием долгосрочной стратегии может похвастаться только Пермская область".

Вдохновленный позитивной оценкой губернатор Прикамья развил мысль полпреда: "Сегодня многие продолжают жить по принципу - прошел год, уложились в смету, и слава богу. Как и прежде, деньги у центра просят в основном на социальные выплаты и латание коммунальных дыр".

В случаях, когда дело все-таки доходит до разработки рассчитанных на перспективу проектов, каждый регион тянет бюджетное одеяло на себя. Приволжский полпред особо акцентировал внимание на случаях, когда территории требуют у центра денег под одинаковые проекты, не задумываясь, насколько они экономически целесообразны.

- Практически каждый регион представил обоснование, по которому федеральная трасса должна пройти именно по его территории, - привел пример Кириенко. - Но вряд ли разумно федеральной власти выделять каждому из субъектов ПФО, расположенному вдоль берегов Волги, средства на строительство полномасштабного мостового перехода.

Замминистра экономического развития РФ Виталий Шипов отметил, что региональная власть нередко лоббирует убыточные проекты, на которые не хочет тратить средства местного бюджета. "Видимо, есть руководители, считающие, что федеральный бюджет резиновый, и мы будем выкладывать деньги на их капризы. В результате многие региональные стратегии приходится возвращать на доработку".

Пока регионам удается продавить местный интерес. "На коллегии мы проанализировали федеральные целевые и адресные инвестиционные программы, - сообщил корреспондентам "Э-У" Кузьминов. - Выяснилось, что более чем на 50 процентов они состоят из локальных социальных проектов. Не верю, что из Москвы можно разглядеть приоритеты в этой сфере, скорее всего, здесь вмешалась политика, и речь идет об административных торгах губернаторов и федерального центра".

Кто не работает - тот ест

Впрочем, преобладание в региональных стратегиях местнического подхода имеет объяснение. Эксперты отмечают: сегодня сложно требовать от территорий рачительного использования бюджетных средств, изыскания возможности решать местные проблемы своими силами, пока межбюджетные отношения выстроены таким образом, что стимулируют только одно - расходовать как можно больше.

- Из 11729 российских муниципалитетов только около 400 доноров, - отмечает Шипов. - Остальные живут на дотации. Мотивации к экономическому развитию на этом уровне нет. Поскольку независимо от того, будут или нет реципиенты пытаться поднять экономику, бюджетная инъекция им обеспечена. Зато если они начнут напрягаться, перевыполнять бюджетные задания, уровень финансирования им могут урезать. То же происходит и на уровне субъектов.

С федеральным чиновником согласился пермский губернатор Трутнев: ситуация, когда средства, выделяемые регионам из федерального бюджета, предполагают только сведение концов с концами, не идет на пользу никому. Реципиенты не развиваются, но при этом с каждым годом требуют все больше средств "на жизнь". Удовлетворить их растущие запросы центр может только за счет регионов-доноров. Но они никогда не станут конкурентоспособными, если из-под них постоянно вытаскивать материальный ресурс.

- Создается впечатление, что распределение федеральных денег идет по принципу поощрения плохой работы, - согласился с критикой в адрес федеральной власти полпред. - Если руководитель с каждым годом просит все больше денег на решение одних и тех же проблем - расчет с энергетиками, латание дорог и коммуникаций - это свидетельство того, что он неэффективно распорядился выделенными ранее средствами. Выход в том, что деньги следует выделять не на авральные мероприятия, а на институциональные реформы, повышающие эффективность работы власти. Скажем, если речь идет о проблемах зимнего сезона, то нужно выделять деньги не на покупку кокса, угля или электроэнергии, а на то, чтобы эта проблема больше не возникала.

Конкурс пахарей

Рекомендации форума федеральному центру в первую очередь касались того, как расшевелить из Москвы регионы, простимулировать их развитие. Предложено раз и навсегда закрепить за регионами доходные источники и не менять правила игры: не зная, в каком соотношении федеральный бюджет будет отмерять средства через год-другой, территории вряд ли смогут разработать реально выполнимую долгосрочную стратегию. Рекомендовалось поискать стимулы и в налоговой сфере. По словам губернатора Трутнева, проведенный пермскими экспертами анализ нового Налогового кодекса России показал, что налоговой системы, создающей благоприятный климат для развития экономики, у нас до сих пор нет.

На рассмотрение правительства РФ предложены разработанные представителями федеральных министерств и местных экспертов критерии поддержки региональных стратегий развития. По мнению организаторов форума, таким образом удастся быстрее привести стратегии регионов и центра к общему знаменателю.

Дабы не распылять бюджетные средства, приоритет при финансировании предложено отдавать межрегиональным программам. Еще один вариант - конкурсное финансирование, когда средства получают регионы, предоставившие самые эффективные и рациональные проекты решения болевых проблем.

По мнению участников форума, необходимо отдавать предпочтение и проектам, направленным на поддержку инфраструктуры - коммунальной сферы, транспортной и энергетической систем, магистральных нефте- и газопроводов. Причем с коммуналкой медлить нельзя: "нужно перепахать каждый гектар земли, вскрывая коммуникации, как это было сделано в девяностые годы в постсоветской Восточной Германии", - заявил замминистра экономразвития Шипов. На что удостоился мрачной шутки от Кириенко: "Если мы сегодня не найдем на это средств, то уже завтра можем оказаться в положении патологоанатома, когда вскрыть можно, а вернуть к жизни - уже нет".

Относительно востребованности федеральным центром пермских наработок участники форума высказываются оптимистично. Кириенко: "Год назад мы говорили о том, что нужно на законодательном уровне предусмотреть возможность внешнего урегулирования экономической ситуации в муниципальных образованиях. Сегодня работа над созданием соответствующих механизмов полным ходом ведется Комиссией по разграничению полномочий при президенте России. На пермском форуме мы продвинулись еще дальше: наши идеи поддерживает президент". Другое дело, что внимание Москвы - это главным образом заслуга Кириенко, активно лоббирующего рекомендации на федеральном уровне. А вот насколько в предложениях учтены интересы регионов, еще вопрос.

Между тем судьба самого форума - вопрос тоже обсуждаемый. "Отражает ли региональный статус форума его суть? Посмотрите, кто задавал тон в Перми - полпредство и представители федеральных министерств. Где люди с территорий?" - справедливо интересовался министр РФ Владимир Зорин.

На необходимость активнее привлекать к участию в приволжском форуме региональных лидеров указал и депутат Свердловской облдумы Константин Карякин, приведя в пример аналогичное мероприятие - экономический форум, который ежегодно проходит на Среднем Урале. И в Прикамье, и в Свердловской области главными инициаторами и идейными организаторами форумов выступают губернаторы-хозяева: в Самаре - Титов, в Перми - Трутнев, в Екатеринбурге - свердловский губернатор Эдуард Россель.

Большинство участников сошлось в том, что не следует повышать статус мероприятия за счет федеральных VIP'ов. Как отметил член программного комитета приволжского форума Юрий Перелыгин, мировая известность мероприятию ни к чему - для этого есть Давосы. "У приволжского форума своя ниша - региональное развитие, следовательно погоду здесь должны делать представители регионов и те, кто непосредственно занимается проблемами территорий на федеральном уровне. Привлечение фигур, пусть знаковых, но далеких от обозначенных проблем, приведет к запротоколированности мероприятия. А значит - убьет инициативу".

Пермь

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №27 (62) 15 июля 2002
    Фондовый рынок в новых условиях
    Содержание:
    Все включено

    Регистраторские компании намерены расширить сферу деятельности и объединиться профессионально

    Реклама