Пять внутренних принципов

Москва, 16.12.2002
«Эксперт Урал» №47 (82)
поддержат менеджера, считает Роман Чигирев, консультант по вопросам управления бизнесом, директор Центральной консультативной группы

- Роман Борисович, имя в бизнесе становится нематериальным активом. Используется ли это компаниями для повышения капитализации?

- Больше уделяется внимания технической стороне дела. Повышение управляемости, введение компьютеризации может увеличить стоимость компании, допустим, в полтора раза. Раскрутка брэнда поднимет коэффициент капитализации до двух. Но когда доверие к компании возрастает за счет имиджа первого лица, у нее появляется возможность еще больше увеличить ценность, вложившись в продвижение его имени. Это вопрос реальной экономики предприятия и возвращения вложенных инвестиций. При этом любое PR- или рекламное агентство вам скажет: задач продвижения предприятия с акцентом на продвижении отдельных лиц практически никто не ставит.

В Америке, например, имя имеет громадное значение. Возьмите любой деловой журнал, там обложка - всегда чье-то лицо. Возможно, у нас будут те же тенденции: американская школа менеджмента нам близка.

- Западный менеджмент более технологичен, у нас - важны взаимоотношения между людьми. Ценность первого лица рассматривается не сама по себе, а вкупе с командой.

- Я бы поспорил. Мы чаще встречаемся с так называемым командным взаимодействием в иностранных представительствах на Урале: лозунги, собрания, накачки. В уральских компаниях царит индивидуализм менеджеров, продвижение в первую очередь своих амбиций. Но рано или поздно все придут к командной работе. Команды начнут цениться, продавать себя, предлагать такую услугу, как управление по контракту. Пока команду у нас знают по ее лидеру, успех команды часто приписывается ему. Но команда настолько ему доверяет, что готова это простить.

Причем лидер часто интересуется, как наладить взаимодействие с командой, чтобы она быстрее его понимала и успевала в действиях. Нужно дать дополнительные знания и навыки команде.

- Российский менеджер склонен к авторитарности. Говорят, это оттого, что он моделирует поведение государства?

- У государства нет внятной экономической стратегии - и у менеджера нет целеполагания, самоидентификации. Низкий уровень профессионализма он замещает авторитарностью. Пока мы помещены в туманный контекст. Следовательно, все, что мы в нем строим, будет таким же. Следовательно, будут цениться люди, способные создавать вокруг себя островки определенности и ясного видения будущего.

- Что должно служить им поддержкой?

- Есть внешние опоры: позиционирование, связи и прочее. Но все начинается с пяти внутренних опор. Первое важное умение - не тащить за собой в бизнес прежние проблемы. Покончите с ними и забудьте. Вторая опора - умение зажигать, такая внутренняя динамо-машина. "Топливо" для нее у каждого свое: природа, искусство, философия. Третья опора - чувство собственности и собственника: чтобы все вокруг было ухожено и удобно для жизни. Из него рождаются оазисы благополучия в российской провинции. Следующая опора в умении видеть возможности - не захлопывающиеся двери, а открывающиеся окна - и использовать это. И пятая - неуязвимость. Менеджеры ведут себя как поглотители "стрел", считают, что это здорово: в меня стреляют, а я как непроницаемая стена, во мне все гаснет. Подлинная неуязвимость - когда герой пропускает их через себя.

У партнеров

    Реклама