ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Кем быть

, , 2005

Экономика старопромышленного Южного Урала вновь переживает пубертатный период

Даже в советское время, в условиях тотального госконтроля, экономика Южного Урала была более диверсифицированной, чем сейчас. Челябинская область обладала мощным машиностроительным комплексом, включавшим большое количество предприятий оборонно-промышленного комплекса и занимавшим 20 - 25% объемов промышленного производства. На сегодня вес машиностроения и металлообработки сократился до 14%. Однако в прошлом году, впервые за последнее время, объемы производства в машиностроительном комплексе региона стали расти. Эта тенденция сохраняется и сегодня.

Серьезную заявку на лидерство сделали предприятия пищевой индустрии: холдинги "Макфа" (макаронная и хлебобулочная продукция), "Ариант" (винно-водочная и мясопродукция), "Хлебпром" (мучная, кондитерская и хлебобулочная продукция), "Союзпищепром" (макаронная продукция, крупы) получили всероссийскую известность и задают тон в своих отраслях. Заметно оживление в туристическом, инновационном и строительном бизнесе. Но пока это только ростки, которые могут принести плод, а могут и завять, если "климатические условия" станут чуть менее благоприятны, а "садовник" - менее рачителен.

Вглубь и вширь

Китайская "угроза" ставит под удар Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Ашу и другие города Южного Урала, где металлургические предприятия являются градообразующими. Учитывая это, практически всю прибыль металлурги вкладывают в модернизацию производства. Приведем несколько примеров.

Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) за последнее десятилетие затратил на модернизацию производства около 1,6 млрд долларов (инвестиционная программа ММК на 2004 - 2005 годы оценивается в 12 млрд рублей). По технико-экономическому уровню сталеплавильного и прокатного переделов Магнитка вышла на передовые позиции не только в российской, но и в мировой металлургии. Причем доля производства металлопродукции глубокой переработки за последние четыре года увеличилась с 10 до 15%. Так, с вводом двухклетевого реверсивного стана холодной прокатки и крупнейшего в России агрегата непрерывного горячего цинкования значительно расширилось присутствие ММК на рынке металлопроката для автомобильной промышленности. На Челябинском цинковом заводе (ЧЦЗ) пущен автоматизированный комплекс электролиза цинка, оснащенный самым современным технологическим оборудованием. Благодаря этому освоено производство высококачественных сплавов на основе цинка Special High Grade, полностью соответствующего международным стандартам (интервью с генеральным директором ЧЦЗ Всеволодом Гейхманом). С 2002 года реализуется пятилетняя комплексная программа техперевооружения на Челябинском трубопрокатном заводе (ЧТПЗ). Запланированные объемы инвестиций в этом году - 9 млрд рублей. Серьезная инвестпрограмма у Челябинского меткомбината, в числе его крупных проектов - ввод в эксплуатацию сортовой машины непрерывного литья заготовки, запуск доменной печи. В 2005 году предприятие готово вложить в модернизацию 7 - 8 млрд рублей. Современный производственный комплекс создан на Кыштымском медеэлектролитном заводе.

Осуществление крупных инвестпроектов толкает предприятия к предупреждению производственных и сбытовых рисков, снижению издержек. Поэтому в последние 3 - 4 года в металлургическом комплексе Челябинской области активно формировались холдинги. ММК купил контрольные пакеты акций Магнитогорского калибровочного и метизно-металлургического заводов. Как следствие, увеличилась глубина передела металлопродукции. Кроме того, комбинат приобрел порт на Дальнем Востоке. А вот с сырьевыми активами Магнитке пока не везет: собственные потребности в коксующихся углях и руде комбинат закрывает, приобретая их на рынке.

Сформировалась Группа ЧТПЗ (ЧТПЗ, Первоуральский новотрубный завод, ЧЦЗ, московский и магнитогорский заводы по производству отводов труб). В результате объединения двух трубных заводов доля Группы на российском трубном рынке увеличилась до 25%, группа вошла в тройку лидеров - наряду с Трубной и Объединенной металлургическими компаниями.

Стальная группа "Мечел", сформировавшаяся вокруг Челябинского металлургического комбината, не ограничилась территорией Южного Урала. В ее состав вошли сырьевые, производственные и инфраструктурные (порт) активы, расположенные в Иркутской области, Кузбассе, Карелии, Башкортостане, Удмуртии, на Дальнем Востоке и даже в Румынии и Хорватии.

Челябинский электрометаллургический комбинат строит ферросплавный холдинг. В процессе участвуют Серовский (Свердловская область) и Кузнецкий (Кемеровская область) ферросплавные заводы. Кыштымский медеэлектролитный завод и "Карабашмедь" вошли в группу компаний "Русская медная компания" (туда также входят Новгородский металлургический завод и ряд небольших медных предприятий Свердловской области). Холдинги присматриваются к Златоустовскому и Ашинскому металлургическим заводам.

В результате холдингостроения, освоения инвестиций и диверсификации производства предприятия планируют повысить качество и надежность выпускаемой продукции, расширить ассортимент, что в конечном итоге позволит закрепиться на завоеванных рынках, а также выйти на новые - прежде всего европейский и американский. Эксперты пока не подтверждают опасений по поводу того, что модернизация металлургических гигантов окажется напрасной из-за кризиса перепроизводства. Напротив, они в один голос говорят о существенном дефиците высокопередельной металлопродукции и невероятной емкости ее рынка.

Для внутреннего употребления

И все же главные ожидания металлургов (вспомним Александра III) связаны с ростом спроса на металл на внутреннем рынке. Это может произойти как за счет увеличения объемов производства в машиностроении, так и за счет освоения масштабных инфраструктурных проектов в нефтегазовой отрасли. Однако без первого Россия рискует остаться сырьевой кладовой развитых экономик.

В начале 90-х на долю машиностроения приходилось до 30% металла, выпускаемого предприятиями области. На сегодня эта доля снизилась как минимум вдвое. Значительное число машиностроительных предприятий к концу 90-х просто встало: из-за нефинансирования гособоронзаказа (а также и из-за отсутствия самого заказа), из-за неконкурентоспособности продукции. Оказалось, что главная слабость машиностроительных заводов-гигантов, типа Челябинского тракторного завода (в настоящее время - ООО "ЧТЗ-Уралтрак") и Уральского автомобильного завода, - их принципиальная немодернизируемость. Громоздкий конвейер ориентирован на выпуск моделей строго определенного ряда и не может быть перестроен кардинальным образом под быстро меняющиеся рыночные потребности. Как следствие - выпуск моделей ограниченного диапазона, который может расширяться лишь за счет добавления новых приспособлений. Специалисты утверждают, что проще и дешевле построить новый машиностроительный завод, чем реконструировать старое производство.

Областное правительство старается наладить внутрирегиональную кооперацию металлургов и машиностроителей с помощью размещения территориального госзаказа. Логика такая: с одной стороны, гарантирован сбыт продукции поставщиков, с другой - обеспечивается приоритетность поставок в адрес местных потребителей, даже при увеличении объемов экспорта. Таким образом, по итогам 2004 года внутриобластные поставки металлопроката составили 1274 тыс. тонн (101% к 2003 году). В прошлом году был впервые сформирован территориальный заказ на продукцию машиностроения. В его исполнении участвовали 16 предприятий. По информации регионального минэкономразвития, это позволило им реально увеличить объемы выпуска продукции. Аналогичная программа составлена и на этот год.

Другой вспомогательный инструмент - компенсация из средств областного бюджета половины ставки по кредитам предприятий, реализующих инвестиционные проекты. В действительности же он эффективен только для малых предприятий, потому что весь объем соответствующих госсредств не превышает 40 млн рублей, и даже он осваивается менее чем наполовину из-за чрезмерно строгих критериев отбора проектов.

Между тем, по словам генерального директора ООО "ЧТЗ-Уралтрак" Валерия Платонова, для предприятий актуальны не столько инвестиционные или налоговые льготы, сколько административная поддержка в продвижении продукции на рынки: продать за рубеж партию тракторов без такой поддержки значительно сложнее, чем партию металла. С Валерием Михайловичем можно поспорить. Но областные власти в меру сил стараются такую поддержку оказывать - организуют торговые миссии в десятки стран и принимают аналогичные миссии у себя. В том числе и поэтому довольно успешно идет экспансия ЧТЗ во Вьетнам, где действует российско-вьетнамское СП "Вутрак", а также в Пакистан и Индию. ЧТЗ-Уралтрак сделал ставку на повышение качества продукции и расширение модельного ряда: начал выпуск усовершенствованного дизельэлектрического трактора, бульдозеров с двигателем Ярославского моторного завода.

Но локомотивом роста областного машиностроительного комплекса, наметившегося осенью прошлого года, в областном правительстве называют автомобильный завод "Урал", который в 2004 году увеличил объем выпуска продукции на 12,5%. Никакого противоречия с тем, что было сказано выше, здесь нет: несмотря на невозможность принципиальной перестройки производства, продукция уральских автомобилестроителей остается конкурентоспособной на внутреннем рынке. После того как "Урал" потерял иракский рынок (туда направлялось до 40% выпускаемой заводом техники в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие"), предприятие переориентировалось на внутренний рынок. Завод одержал победу в нескольких тендерах на поставку внедорожников в российские регионы.

И еще одно свидетельство того, как машиностроение двигают запросы отечественной промышленности. По соглашению о долгосрочном сотрудничестве областного правительства и "Российских железных дорог" об организации модульной сборки грузовых электровозов постоянного тока на базе Челябинского электровозоремонтного завода (ЧЭРЗ) железнодорожники берутся за развитие его производственных мощностей. Соглашение затронуло и другие южноуральские предприятия: металлургический завод "Уральская кузница" и оборонное НПО "Электромашина" поставляют на ЧЭРЗ комплектующие для модернизированных электровозов.

Альтернативные варианты

Как видим, и в металлургии, и в машиностроении Челябинской области радужной картину не назовешь. Поэтому в последнее время в области все настойчивей говорят о необходимости тщательнее диверсифицировать экономику региона.

Главным событием в этом плане стал приход в область крупнейшей мировой приборостроительной корпорации Emerson Electric (годовой оборот 15 млрд долларов, штат сотрудников - 120 тыс. человек). "Больше всего меня впечатлила в российских менеджерах их ориентированность на успех, их энергия, желание преуспеть. Люди работают очень много и не жалеют сил для достижения успеха", - объясняет выбор представитель Emerson Electric Дуайт Бом. Американцы не только стали стратегическим партнером челябинской промышленной группы "Метран", сделав существенные инвестиции в российскую компанию, но и создали на базе "Метрана" и Южно-Уральского госуниверситета крупный инжиниринговый центр, который будет осуществлять новаторские разработки и готовить кадры для предприятий корпорации. Таким образом, Emerson Electric получила на Южном Урале образовательную, исследовательскую, производственную базу и канал продаж: создав плацдарм в Челябинске, американцы готовы двинуться дальше - не только на российский рынок, но и на рынки Китая и Юго-Восточной Азии.

Говоря о диверсификации челябинской экономики, нельзя не упомянуть о таком мощном направлении, как пищевая индустрия. Пищевые холдинги "Ариант", "Макфа", "Хлебпром", "Союзпищепром" в течение десятка лет созревали, структурировали свой бизнес, и только потом появились новые брэнды, получившие всероссийскую известность и солидную долю российского рынка. На манер металлургов пищевики обзаводятся активами в других регионах страны. "Ариант", например, не только построил крупнейшее предприятие по производству шампанских вин и газированной воды в Челябинске, но и купил ряд хозяйств в Краснодарском крае, а после взял под контроль один из крупных краснодарских винных заводов и знаменитый завод по производству шампанского "Абрау-Дюрсо". В настоящее время группа компаний "Ариант" - крупнейший производитель вин в России и крупный производитель колбасной и мясной продукции. Холдинг "Макфа" - российский лидер по производству макаронной продукции, а "Хлебпром" с торговой маркой тортов "Мирэль" стремительными темпами увеличивает свою долю на российском рынке кондитерской мучной продукции, в том числе - и в столице.

Все это - инициативы бизнеса. По мнению областного правительства, точками роста могут выступить, кроме того, туристическая отрасль (рассказ о ней ), инновационная инфраструктура (см. с. 48) и строительство доступного жилья. Решением губернатора Петра Сумина из областного бюджета на реализацию жилищной программы в текущем году будет направлено более 1 млрд рублей. Жилье, как предполагается, будет строиться с использованием ипотечных схем при непосредственном участии ОАО "Южно-Уральское агентство ипотечного жилищного кредитования", чей уставный капитал (1008 млн рублей) сформирован областным правительством. Ожидается, что уже в этом году область станет всероссийским полигоном для отработки схем строительства доступного жилья. Об этом достигнута договоренность Сумина с министром регионального развития РФ Владимиром Яковлевым. Ожидается, что в этом году федерация вложит в проект столько же, сколько и область, то есть примерно 1 - 1,5 млрд рублей. Столь масштабные инвестиции, как полагают в администрации Челябинской области, дадут толчок развитию не только строительной индустрии региона, но и смежным отраслям - тем же металлургии и машиностроению.

«Эксперт Урал» №15 (187)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама