ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Игорь Виер об опыте внедрения корпоративной информационной системы

2005

О значении работы

Система позволяет создать условия для того, чтобы правда на предприятии всегда была одна. Она перекрывает процесс причесывания информации, генерации заведомо ложных данных для менеджмента. Известно: кто владеет информацией, тот владеет ситуацией. Запертость, неинтегрированность информации приводит к тому, что человек, имеющий к ней доступ, начинает устанавливать правила игры, условия, при которых он может теми или иными сведениями поделиться. А отсутствие объективной информации или ее избирательность, несвоевременность поступления влияет на качество управленческих решений. КИС выступает против местничества, заставляет делиться информацией со всеми участниками производственного процесса. Она разрушает систему, когда каждый начинает ассоциировать общеакционерный бизнес с бизнесом личным.

Возьмем службу маркетинга. На ММК она включена в состав службы сбыта. (Это, на мой взгляд, неправильно, потому что маркетологи должны вырабатывать независимую позицию.) Цель ее работы - обосновать, насколько хорошо комбинат ведет сбытовую политику. Иногда, особенно в зимний период, случается, что наше предложение превышает спрос. И вдруг сбытовики говорят, мол, мы нашли рыночную нишу, хотя рентабельность там достаточно низкая, но все же это лучше, чем ничего, - каждая проданная тонна даст хоть какую-то прибыль, обеспечит ровный ход работы агрегатов. Говоря о низкой рентабельности, они как экономисты не очень состоятельны, потому что не имеют полного объема информации о затратах. Они где-то выудили какие-то данные о себестоимости продукции и на их основе составили обоснование для генерального директора, обещая, скажем, 6% рентабельности. Тот говорит: хорошо, будем реализовывать - с паршивой овцы хоть шерсти клок. И только его команда проходит, следом бегут экономисты со своими расчетами накладных расходов, которые плюс 6 моментально превращают в минус 4. Работа в убыток. Представляете состояние генерального директора, который свою же команду должен отменить?! Начинаются скандалы, конфликты, обвинения в том, что в команде нет согласия... Это результат отсутствия объективной информации, единой корпоративной системы.

Поговорим о снабженцах. У них с советских времен инстинкт: три пишем - два в уме. Причем "в уме" у конкретного человека, который сегодня помнит, а завтра забыл. Сытая собака также поступает с костями: зарывает их в землю, потом забывает, а находит только по запаху гниющего мяса. Принцип снабженца: пока есть деньги - хапаем до последней копейки. Потом за "предприимчивость" похвалят, а сгниет, так не накажут. До сих пор ведь существуют нормативы на запасы энергетического угля, еще на что-то, хотя сегодня транспортные коммуникации в стране выстроены неплохо. Время на дворе другое, а мы все думаем, что запас карман не тянет. Тянет! Потому что теперь, в отличие от советского времени, есть такое понятие, как инфляция, все знают, что деньги сегодня лучше, чем деньги завтра, что только на оборачиваемости средств можно зарабатывать. И вопрос качества планирования ресурсов, своевременной их доставки становится отнюдь не праздным. Ведь можно как на складах деньги продержать, так и потратить их на срочных покупках. И то, и другое - нерационально. Поэтому важно наладить качественный информационный обмен между службами снабжения и производства.

В целом дух корпоративности появляется только тогда, когда на предприятии властвуют три критерия информационной политики: своевременность, полнота и объективность. Но это возможно в условиях жесткой дисциплины во всех направлениях финансово-хозяйственной деятельности. Дисциплину эту способна поддержать корпоративная информационная система.

О противниках и сторонниках

Убедить менеджмент в необходимости КИС оказалось проще, чем простых исполнителей. Производственные службы более податливы - для них привычнее исполнительская дисциплина. Другое дело - инженерные службы, сбыт, снабжение: каждый себе на уме, каждый уверен, что он великий бизнесмен...

Когда создавались проектные команды, описывались бизнес-процессы, я благим матом орал: "Принимайте в этом участие!". Некоторые решили: ладно, вы там напишите чего-нибудь, я подпишу, мне не до вашей системы, у меня текучка... Когда процесс пошел, они ко мне: "Почему так, а не иначе?". Я говорю: вы же сами подписали такое строение бизнес-процесса. Ответ: ну, если бы мы знали, что это серьезно! Скажу сразу - таких единицы. О них легенды ходят. Они сейчас все побросали, вынуждены людей выделять и догонять. Их еще все подпинывают, потому что они в центре технологии - мешают качественную информацию создавать и тем, кто спереди, и тем, кто сзади. Когда сторонников КИС становится больше, чем противников, последним неуютно, они понимают, что если не засучат рукава и не начнут работать, надолго на комбинате не задержатся. Более того, я такую массу предложений получил, как улучшить КИС, что понял: ей однозначно быть на предприятии, никто уже не обсуждает, зачем она нужна.

Об объемах информации

Корейцам сразу оказалось достаточно 600 - 800 отчетов в год. Службы ММК заявили, что им необходимо 1800 отчетов. Самое главное в этом вопросе - не спорить, иначе конфронтация, выяснения, кто для кого работает, в таких условиях "забарханить" можно любой проект. Я всегда говорил: "Ребята, я - для вас. Надо 1800 отчетов - будет". (Это же потом выясняется, что ресурсы собственные и ресурсы разработчиков будут соотноситься как 9:1.) Самое поразительное, что сейчас эти отчеты отменяют десятками. Все хотят делить шкуру неубитого медведя, а когда он убит, то и шкура его особо никому не нужна... От большого количества аналитических отчетов, запрошенных ранее, либо просто отказываются, либо говорят, что и без того видят необходимые цифры в системе.

О результате

Синергетический экономический эффект получается в разных сферах: и на скорости оборачиваемости денег, и на сокращении сотрудников, за которых теперь работают машины, и на более быстром мониторинге производственных процессов (как следствие - более быстром устранении аварий или их предупреждении).

Корейцы нам взахлеб рассказывали, что, затратив на внедрение КИС 200 млн долларов, они за год получили 800 миллионов. Может быть, у нас будет меньше, но то, что окупаемость проекта гарантирована, у меня как бывшего директора по экономике и финансам сомнений нет. На начало внедрения системы на ММК одних только ежедневных запасов было на 3 млрд рублей. Уменьшение этой позиции хотя бы на 10% - считай, уже 10 млн долларов. При ежемесячном уровне реализации нашего комбината в 17 - 18 млрд рублей, ускорение оборачиваемости денег на два-три дня также принесет существенный экономический эффект. Поэтому когда мне говорят, что синергетическим эффектом вы закроете все и даже поделитесь им со всеми остальными, я верю. А делиться эффектом придется, потому что те же снабженцы, сбытовики скажут: ну мы бы и без КИС все это сделали. Я-то знаю: хрен бы они что сделали, потому что над ними ничего не довлело. Теперь же люди подспудно сами начинают сокращать негатив своей работы.

Об аутсорсинге

Аутсорсинг сегодня в моде. Но что касается вывода ИТ-бизнеса ММК в самостоятельную сферу, надо понимать, что это возможно лишь в том случае, если процессы стабильны и они не могут впрямую влиять на технологию. Пока у нас технологи - заложники информационных процессов, должна быть одинаковая база управления. Производственная автоматизация, как правило, на аутсорсинг не выводится. В самостоятельный бизнес, по-моему, может превратиться разработка (по отдельным процессам), функционирование базы нормативно-справочной информации и ее подготовка для обслуживания процессов. Все будет продиктовано жизнью. Комбинату никто не мешает отправить ИТ-бизнес в самостоятельное плавание. И мы с управлением персоналом на эту тему думаем. Но для всего должны быть предпосылки. Как бы чехарды не получилось... Пока мы имеем внедрение, но не имеем стабильно работающей КИС. Через год, когда будет видно, что система работает, коллектив обслуживает, все стабильно, можно начать обсуждать эту тему.

«Эксперт Урал» №19 (191)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама